В настоящее время стёртая дизартрия является одной из наиболее распространённых причин нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи. Согласно исследованиям в области детской неврологии, нейрофизиологии, коррекционной педагогики у значительного числа дошкольников со стёртой дизартрией выявляются разнообразные по проявлению и степени выраженности нарушения общей, ручной и артикуляционной моторики, которые вызываются органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах развития [1, 2, 8, 10 и др.].
С целью оптимизации коррекционно-развивающего образовательного маршрута старших дошкольников в детском саду, нами была составлена и апробирована методика дифференцированной логопедической работы по формированию моторной сферы дошкольников со стёртой дизартрией. В обучающем эксперименте приняли участие дети 5,5 – 6 лет со стёртой псевдобульбарной дизартрией, объединённые по итогам констатирующего эксперимента в три группы, с учётом характера и механизма, выявленных у них моторных нарушений, обусловленных различной локализацией и степенью поражения центральной нервной системы.
В первую подгруппу вошли дети со стертой псевдобульбарной дизартрией с преобладанием паретического компонента. Вторую подгруппу составили воспитанники, у которых преобладал спастический компонент. У детей обеих групп отмечались недостатки произвольной артикуляционной, лицевой, ручной и общей моторики, а именно: нарушения мышечного тонуса, объёма движений, способности удерживать позу, точности, плавности, своевременности переключения движений. В третью подгруппу был выделен ребёнок с легко выраженным спастическим компонентом, у которого наблюдались нарушения дифференцированных движений кончика языка и отдельных динамических сложнокоординированных движений ручной и общескелетной мускулатуры.
При построении системы логопедической работы мы рассматривали моторную организацию с позиций системно-структурного подхода. Теоретической основой логопедической работы по формированию моторной сферы дошкольников со стёртой дизартрией стали исследования и методические разработки по данной проблематике [3, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и др.]. В коррекционной работе принимали участие учитель-логопед, воспитатели, инструктор ЛФК, медсестра массажа, родители воспитанников. Направлениями дифференцированной логопедической работы стали: развитие произвольной мимической, артикуляционной, ручной и общей моторики. Коррекция дизартрии осуществлялась в два этапа. На первом этапе у детей первой подгруппы с помощью массажа проводилась нормализация тонуса, укреплялась мимическая, артикуляционная, ручная и общескелетная мускулатура. В артикуляционной гимнастике преобладали активные силовые упражнения, упражнения с сопротивлением, отрабатывалась возможность длительного удержания заданного положения артикуляторных органов. Укреплению ручной мускулатуры способствовал стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Использовался природный материал (шишки, кора дуба, жёлуди, каштаны) и массажные мячики. В упражнениях для развития подвижности рук и общескелетной мускулатуры отрабатывалась статическая координация. Дети учились анализировать кинестетические ощущения, возникающие в процессе выполнения упражнений. Совершенствовались произвольные движения артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. Уточнялся состав двигательного акта, отрабатывались его отдельные компоненты. Для детей второй подгруппы ведущей задачей явилось снятие избыточного напряжения лицевой, артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. Для нормализации мышечного тонуса применялся общий и артикуляционный расслабляющий массаж. Дети обучались приёмам расслабления определённых групп мышц в положении сидя. В артикуляционной гимнастике преобладали расслабляющие артикуляционные упражнения, способствующие распластыванию, продвижению вперёд широкого языка, удержанию им заданной позы. Вводились упражнения, позволяющие расслабить ручную мускулатуру, произвольно раскрывать кисти и выпрямлять пальцы рук. Дети учились анализировать и синтезировать кинестетические афферентации движений мимической, артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. В третьей подгруппе работа начиналась с расслабляющего массажа воротниковой зоны шеи, массажных упражнений, способствующих большему распластыванию кончика языка и продвижению его вперёд. В артикуляционной гимнастике преобладали статические упражнения, формирующие умение произвольно удерживать широкий язык по средней линии с постепенным продвижением его вперёд и вниз, вперёд и вверх, удерживать широкий кончик языка на нижней и верхней губе. Для совершенствования произвольных движений общескелетной мускулатуры и сложнокоординированных движений пальцев рук применялись упражнения, способствующие развитию статической координации, точности выполнения, умению длительно удерживать заданную позу. В результате проделанной работы, у детей всех трёх подгрупп при выполнении произвольных статических упражнений отмечалась нормализация мышечного тонуса, повышение точности выполнения, увеличение объёма и времени удержания заданных движений.
На втором этапе в первой подгруппе детей осуществлялась автоматизация сформированных навыков. Продолжалась работа по укреплению артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. Особое внимание уделялось превращению отдельных навыков в плавные, серийно организованные двигательные программы. В артикуляционной гимнастике формировалось умение доводить двигательную программу до конца, без сокращений и изменений. Проводились подвижные игры и логоритмические упражнения. Они позволяли формировать кинестетическую и кинетическую основу произвольных движений, координацию движений и речи. На занятиях по физической и лечебной физкультуре укреплялись мышцы плечевого пояса, рук, мышц спины, брюшного пресса, ног. Во второй подгруппе закреплялись ранее сформированные навыки. Развивалась динамическая координация произвольных движений артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. В артикуляционной гимнастике преобладали динамические упражнения, в которых отрабатывалась возможность произвольного переключаться от одного движения к другому. Активно использовались пальчиковые и игры с речевым сопровождением. Они были направлены на поддержание нормального тонуса мышц ручной общескелетной мускулатуры, развитие плавных и ритмичных движений, помогали произвольно расслаблять мышцы тела. В третьей подгруппе на данном этапе особое внимание уделялось развитию динамической координации произвольных движений. Отрабатывалась точность, соразмерность, плавность, своевременность переключения, произвольных движений. В артикуляционных упражнениях преобладали динамические упражнения, формирующие произвольные тонкодифференцированные движения кончика языка. Развивалась способность реагировать на задаваемый ритм при выполнении динамических упражнений под счёт и другие звуковые сигналы.
Работа во всех трёх группах осуществлялась систематически, комплексно, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Отслеживалась динамика развития произвольных движений лицевой, артикуляционной, ручной и общей моторики каждого воспитанника, регулировались нагрузка и время работы над формированием каждого вида движений. Оптимальность проведенной работы была подтверждена статистической обработкой данных (по критерию U Манна Уитни (р<=0,01).
Таким образом, учёт механизма нарушений моторной сферы и степени их выраженности позволил реализовать дифференцированный подход к устранению имеющихся недостатков, что в целом способствовало более эффективной коррекции моторной сферы дошкольников со стёртой дизартрией и интенсификации логопедической работы в целом.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие /Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили; Под ред. Л.С. Цветковой. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 296 с.
2. Бадалян Л.О. Детская неврология. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1984. – 576 с.
3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
4. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений /Под редакцией В.П. Зинченко. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 698 с.
5. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и её топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – 2-е изд., доп. и перераб. – Т.: Медицина, 1989. – 168с.
6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 352с. – (Коррекционная педагогика)
7. Дудьев В.П. Психомоторика и её мозговая организация: норма и патология. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. – 360 с.
8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 192 с.
9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. 2-е. – М., 1969. – 306 с.
10. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2010. – 160с. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).
|