- Лукьянчикова Любовь Вячеславовна Учитель-дефектолог I-й категории ГКУ ЦССВ «Центральный»
- Мулина Нина Геннадьевна Воспитатель I-й категории ГКУ ЦССВ «Центральный»
- Орлова Марина Евгеньевна Воспитатель I-й категории ГКУ ЦССВ «Центральный»
Развитие ручной моторики тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно – развивающую направленность, т.к. тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Интенсивная коррекционная работа развивает высшие психические функции, активирует межполушарное взаимодействие.
Развитие ручной моторики зависит и от физиологической зрелости коры головного мозга, и от условий воспитания, которые могут или стимулировать её развитие, или задержку. Дети очень чувствительны к условиям воспитания. Положительная динамика в их развитии зависит от своевременного начатого коррекционного воздействия и от его содержания.
При педагогической работе необходимо учитывать этапы становления моторики кисти и пальцев рук. Развитие руки проходит в следующей последовательности: опора на раскрытую кисть, произвольный захват предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.
Прежде чем начать формировать функциональные возможности кистей и пальцев, нужно нормализовать мышечный тонус верхних конечностей. С этой целью захватывают предплечье ребенка в средней трети и производят лёгкие качающие — потряхивающие движения. А затем проводят массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:
- поглаживающие, спиралевидные, размахивающие движения от кончиков пальцев к их основанию
- похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев
- похлопывание кистью ребенка по руке взрослого, по мягкой и жёсткой поверхности
- вращение каждого пальца отдельно по часовой стрелке и против неё
- круговые повороты кисти
- поворот руки ладонью вверх, затем ладонью вниз
- поочередное разгибание пальцев кисти, а затем их сгибание (большой палец сверху)
- противопоставления большого пальца остальным (колечки их пальцев)
- массаж с помощью щётки от кончиков пальцев к запястью по наружной поверхности кисти.
Это приводит к расправлению кулака и веерообразному разведению пальцев. Если кисть остается сжатой в кулак, взрослый должен захватить его и сжать всеми своими пальцами, чтобы вызвать еще большее сжатие кулака ребенка, и производить потряхивание его руки. А затем, быстро разжав свою руку, освободить кулак ребенка. После этого он расслабляется и пальцы раскрываются. Повторить это необходимо 2-3 раза.
Все движения тренируются сначала пассивно, затем – активно и, наконец, переводится в активную форму на специальных занятиях, которые включают в себя различные игры и упражнения, направленные на развитие тех или иных умений и навыков. Ребенка побуждают брать игрушки из разных положений. Взрослый помогает ему рассмотреть её, ощупать, погладить, переложить из руки в руку. Нужно научить ребенка высвобождать предмет, его отпускать. Разжимание кисти облегчается потряхиванием её, поворотом ладонью вверх, проведением рукой по шероховатой поверхности.
Вслед за этим развивают простые предметные действия. Сначало они могут выполнять их пассивно, затем пассивно — активно:
- произвольное отпускание игрушки их руки (в руку взрослого или в емкость)
- вынимание и перекладывание игрушки из одного места в другое
- открывание и закрывание коробки
- снимание и надевание колец пирамиды
- катание мяча и машины
- постройка башни их кубиков
- хватание больших предметов всей кистью (одной или двумя руками)
- собирание мелких предметов двумя и тремя пальцами.
В тех случаях, когда ребенок не может выполнять все эти действия самостоятельно, педагог должен создать ситуацию совместной деятельности с ребенком. Только в совместной деятельности малыш перенимает опыт, накопленный предыдущими поколениями, овладевает различными способами действия с предметами. А это приводит к развитию у него познавательного интереса к взрослому, к эмоциональному отношению к людям и предметам, к инициативному поведению, направленному на самовыражение и на получение оценки от окружающих людей, формирование основных предпосылок игры. На этой основе возникает и речевое взаимодействие ребенка со взрослым.
Совместные действия ребенка и взрослого осуществляется следующим образом: ребенок сидит спиной к взрослому. Взрослый берёт кисти малыша в свои руки, и все необходимые действия совершает сам его руками. По мере освоения ребенком действия взрослый захватывает лучезапястный сустав для направления основного движения детской руки и постепенно ослабевает давление на руку. В дальнейшем, взрослый держит свою руку сверху навесу, не касаясь руки ребенка, как бы страхуя его. Частично совместные действия (ребенок начинает – взрослый продолжает или наоборот) выполняется в позе «ребенок спиной к взрослому» и «ребенок напротив взрослого».
Для дальнейшего совершенствования ручной моторики детей учат выполнять целенаправленные действия:
- бросает мячи в цель (в корзину, в обруч, в доску) сначала одной рукой, а затем двумя
- выполнять упражнения с флажками: движения рук вверх-вниз, помахивание флажком вверху над головой одной рукой и т.д.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Используемая литература:
- «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста» Под редакцией Н.В. Серебряковой. Изд. «КАРО», Санкт –Петербург, 2005г.
- «Ранняя помощь детям с двигательной патологией» О.Г. Приходько, изд. «КАРО», Санкт –Петербург, 2006г.
- «Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания» под редакцией Е.А. Стребелевой, издание второе. Изд. «Экзамен», Москва, 2004г.
|