Подготовили и провели: МБДОУ «Детский сад№8» г. Рязани учитель-логопед высшей квалификационной категории И. А. Крутова, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории О.В. Орлова
Цель:
Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге — адаптация к условиям внешней среды.
Задачи:
- Учить детей плавным движениям рук, корпуса в соответствии с характером звучания музыки, регулировать мышечный тонус.
- Совершенствовать общую и мелкую моторику.
- Развивать мимическую и артикуляторную моторику, продолжительность речевого направленного выдоха
- Вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью
- Воспитывать выразительность и грацию движений.
- Воспитывать певческую деятельность, умение определять характер музыки, согласовывать её с движениями.
- Воспитывать переключаемость с одного поля деятельности на другое.
- Развивать двигательную, зрительную и слуховую память.
- Развивать чувство ритма
Оборудование: украшение зала: ёлки, ширма с ёлкой из мишуры, ватные снежки, снежинки на палочках из бумаги, игрушки: снеговик, медведь, лиса, зайчик, пеньки бумажные, следы бумажные.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку» Белые снежинки».
Логопед загадывает загадку:
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила.
О каком времени года эта загадка? Какие зимние месяцы вы знаете?
Какой сейчас месяц?
Инструкция: Я приглашаю вас отправиться в путешествие в зимний лес на автобусе.
1. Вводное упражнение (движение дробным шагом, потом пешком и очень тихо, чтобы не испугать лесных обитателей.)
Первая остановка «Лесная полянка».
2. Упражнение, регулирующее мышечный тонус
«Деревья качаются»
Инструкция: Посмотрите, какие высокие деревья в лесу. Подул ветер, и ветки у деревьев закачались. Ветер ещё сильнее подул, и закачалось всё дерево.
Музыка: высокий регистр — (машут руками) — покачивание веток, низкий регистр- (движение корпусом) раскачивание стволов деревьев.
Много снега в лесу намело. А вот посмотрите, какие красивые снежинки.
Инструкция: Давайте подуем на них. (Дети снимают снежинки с ёлки)
2. Упражнение на дыхание «Дуем на снежинки».
Логопед: А что можно делать зимой?
Инструкция: Давайте, на лесной полянке слепим снеговика.
3. Упражнение на координацию речи и движения» Снеговик»
Давай дружок, смелей, дружок Кати по снегу свой снежок- Он превратится в снежный ком И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечёт слегка- Увы! — И нет снеговика.
Логопед: Давайте, слепим снежки и поиграем в них.
4. Упражнение на координацию речи и движения «Игра в снежки» сл. И муз. Вересокиной.
1. Мы в снежки играем, смело — перекладывать снежок из руки в руку
Ах, какое это дело Любим мы морозный день Нам в снежки играть не лень
2. Хлоп, хлоп, не зевай Ты от нас не убегай — грозят пальцем Хлоп, хлоп, не зевай И в снеговика бросай!
Инструкция: Нам нужно отправляться дальше в путешествие. Помашем снеговику. Сели в автобус. Поехали потихонечку. И быстрей, быстрей, быстрей, чтобы стало веселей. Приехали.
Следующая остановка «Лесные обитатели».
Давайте послушаем лесные звуки. (Звучит мелодия» Зайчик»)
Логопед: Узнали, кто это? — Зайчик.
Инструкция: Сядем на пеньки и поиграем.
5. Упражнение на координацию речи и движения
«Песенка с гармошкой» сл. З. Петровой, муз. Н. Островского.
1. Много зайчиков приходит – пальцы» идут» по ногам И больших и маленьких Покружиться в хороводе- 2 пальца (ушки) кружатся На лесных проталинках
Достают они гармошки — имитация игры на гармошке Вот так! Вот так! И танцуют на дорожках – пальцы (ушки) прыгают по ногам Вот так, так.
2. Птицы в гости прилетают — крылья- кисти рук машут Смотрят белки быстрые, Как танцуют и играют-смотрят вправо- влево Зайчики пушистые
3. Даже сосны зайкам машут — руки над головой машут кистями Длинными иголками Хорошо зайчата пляшут — пальцы (ушки) — кружатся На снегу под ёлками
Логопед: Вот ещё я что-то слышу? (Звучит мелодия «Лисичка»)
Это лисичка. Она пришла к нам со скрипочкой. (Лису изображает муз. руководитель).
Лиса: Здравствуйте, мои друзья! Со скрипочкой пришла к вам я А у скрипки есть смычок Верный преданный дружок
Возьмите вы смычок и скрипку И спойте песенку с улыбкой!
6. Упражнение на координацию речи и движения
«Вот взяла лисичка скрипку» сл. Е. Журливой, муз. Н.Филиппенко
1. Вот взяла лисичка скрипку — изображают игру на скрипке
Села с нотками под липку Звонкий тоненький смычок- 2 раза Заиграй-ка гопачок
2. Прибежали на лужайку – бегут Медвежата, белки, зайки — изображают «медведя зайца» Пляшут звери и поют- 2 раза прыгают Звери весело живут-танцуют, выставляя ногу на пятку
Логопед: Вот ещё я что-то слышу? (Звучит мелодия «Белочка»)
Угадали, кто это?
Инструкция: А теперь мы покажем, как скачет с ветки на ветку белочка.
7. Упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук
«Белочка»
Прыгает по веточкам — указательный палец» здоровается поочерёдно со всеми
Невеличка белочка пальцами (сначала правая рука, потом левая рука)
Мелькает хвостик меж ветвей
Кто угонится за ней?
8. Звучит мелодия, из-за ширмы появляется игрушка медведь.
Инструкция: Давайте поиграем с медведем
Упражнение на координацию речи с движением.
Дети медленными шагами продвигаются, вперёд проговаривая текст:
Тише дети вы идите
Мишеньку не разбудите Подойдём к нему скорей Будем топать веселей – топают Медведь (игрушка) просыпается и рычит.
Дети убегают.
Сядем в автобус и отправимся в детский сад. Вот мы и в детском саду.
9. Итог занятия: Где мы были? Что видели? С кем играли? На чём катались?
Что вам больше всего понравилось? Как вам наше путешествие?
|