(подготовительная группа ОНР)
Авторы: Рахимкулова Альбина Финатовна, учитель – логопед, высшей квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата, Гринько Наталья Равилевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 11» городского округа город Салават Республики Башкортостан
Интеграция образовательных областей:
- «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Здоровье»
Скачать конспект
Интегрированные задачи:
образовательные:
- учить детей изображать подводный мир в технике акварели «по -сырому»
- учить детей делить слова на слоги
- учить детей передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер с помощью мелких деталей
- учить детей составлять слова
- совершенствовать композиционные навыки
- обобщать, пополнять, активизировать словарь детей
- пополнять литературный багаж загадками
- добиваться положительной мотивации при выполнении заданий
- совершенствовать координацию артикуляционной моторики.
развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук
- развивать фонематический слух
- развивать воображение, интерес к нетрадиционным техникам рисования
- развивать память, внимание, творческое воображение и общие речевые навыки.
воспитательные:
- воспитывать звуковую культуру речи
- воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции
- воспитывать умение внимательно слушать сверстников.
Оборудование:
- лодка
- индивидуальные песочницы с влажным песком (по количеству детей)
- бинокль
- магнитофонная запись всплеска и шума морской воды
- мягкая игрушка «Рыбка»
- предметная картинка осьминога, на ногах у которого картинки с артикуляционной гимнастики: скат, зубы акулы, рыба — пила, рыбка, хвостик рыбки, морской конёк, кит, медуза
- индивидуальные зеркала (по количеству детей)
- влажные салфетки (по количеству детей)
- костюм морского царя «Разноцвета»
- акварельные краски (по количеству детей)
- кисти (по количеству детей)
- иллюстрации с изображением рыб, рифов, водной растительности
- бумага (по количеству детей)
- маркеры (по количеству детей)
- фотоиллюстрации морского дна
- трехэтажный дворец для рыб
- предметные картинки морских обитателей: акула, скат, осьминог, дельфин, медуза, кит (по количеству детей)
- точилки с рыбками (по количеству детей)
- морской сундук
- семь картонных ракушек со словом «Спасибо»
- шнурок для нанизывания ракушек
- предметная картинка «Акула»
- жемчуг (по количеству детей)
Словарная работа:
«скат», «медуза», «осьминог», «рыба – пила», «морской конёк», «рифы», «озорница», «изогнула», «раковины», «кораллы», «способ монотипии», «причудливые извилистые линии».
Предварительная работа:
- рассматривание пейзажей И. К. Айвазовского, А. Куинджи, И. Левитана
- чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» с рассматриванием иллюстраций
- лепка на морскую тематику
- слушание стихотворений о морских обитателей
- выучить пальчиковую гимнастику «Рыбка» — упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход работы:
1. Организация начала занятия.
Учитель — логопед: Ребята, морской царь «Разноцвет» приглашает вас в необычное путешествие. Он даже прислал за вами лодку. Но, попасть на эту лодку вы не сможете просто так. Для того, чтобы отправиться в путешествие, вы должны отгадать его загадку. А отгадку нарисуйте пальчиками на песке.
Учитель – логопед:
У родителей и деток Вся одежда из монеток.
Дети: «Рыбка»
Дети на песке рисуют «рыбку» и садятся в лодку.
Учитель — логопед: Итак, мы отправляемся в путешествие к морскому царю
«Разноцвету»
Вы готовы?
Дети: Да, готовы!
2. Основная часть.
А) Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Воспитатель включает запись морского всплеска воды, дети сидят на стульчиках.
Учитель – логопед: Ребята, посмотрите, кто это?
(Капитан корабля) Так, это же рыбка!
Она что — то хочет мне сказать
Учитель – логопед подставляет своё ушко к рыбке.
Ребята, она сказала мне на ушко что, она желает с вами
поиграть.
Учитель – логопед Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе
и дети: ладонями дети изображают,
Рыбке весело играть. как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают
ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как
плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное
движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».)
Рыбка быстро уплыла.
Б) Артикуляционная гимнастика
Воспитатель включает шум морской воды, выставляется картинка осьминога, на ногах у которого картинки с артикуляционной гимнастики.
Учитель — логопед: Ребята, посмотрите, кто – то опять показался из воды?
(Капитан корабля) Кто это?
Что за морское животное?
Дети: Это осьминог!
Учитель – логопед: Да, правильно! Это осьминог!
Посмотрите, у осьминога есть картинки – задания для
ваших язычков.
Давайте, их выполним!
Дети берут индивидуальные зеркала
Учитель — логопед: «Скат»
Выполняется упражнение «Лопатка» — широкий язычок кладётся на нижнюю губу и удерживается под счёт учителя — логопеда.
Учитель — логопед: «Зубы акулы»
Выполняется упражнение «Заборчик» — улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы.
Учитель — логопед: «Рыба — пила»
Выполняется упражнение «Иголочка» — открыть рот и выдвинуть далеко вперёд узкий язычок.
Учитель — логопед: «Рыбка»
Выполняется упражнение «Часики» — кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта под счёт учителя – логопеда.
Учитель — логопед: «Хвостик рыбки»
Выполняется упражнение «Качели» — улыбнуться, открыть широко рот, опуская кончик язычка за нижние зубы и поднимая язык за верхние зубы.
Учитель — логопед: «Морской конёк»
Выполняется упражнение «Горка» — кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
Учитель — логопед: «Кит»
Выполняется упражнение «Чашечка» — широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.
Учитель — логопед: «Медуза»
Выполняется упражнение «Гибок» — улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко его открыть.
Учитель — логопед: Ребята, вот мы и приплыли!
Нас встречает сам морской царь «Разноцвет»
В) Рисование морского дна
Дети выходят из лодки и садятся за столы. Воспитатель одевает костюм морского царя «Разноцвета»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
(Морской царь)
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Я морской царь «Разноцвет»
(Морской царь) Я приветствую вас и хочу показать вам своё подводное
царство!
Ребята, я предлагаю сейчас закрыть глаза и очутиться
на самой большой глубине, в подводном царстве, на дне
морском и заглянуть туда, где обитают мои обитатели.
Воспитатель показывает фотоиллюстрации морского дна.
Воспитатель: На дне кипит подводная жизнь. Рыбы, осьминоги, раки,
(Морской царь) улитки живут в своих домиках — раковинах, кораллах,
растениях.
Ребята, я вас научу рисовать морские глубины.
Воспитатель показывает приемы рисования по сырой бумаге.
Воспитатель: Смочите лист бумаги. На влажном листе бумаги надо
(Морской царь) влить цвет в цвет: синие, зеленые, голубые акварельные
краски. Они, сливаясь, превращают лист бумаги в
кусочек моря.
А так как морская вода соленая, то добавим и в наше
море соль.
Г) Упражнение «Поселим рыбок во дворец»
Выставляется трехэтажный дворец и предметные картинки рыб: акула, скат, осьминог, дельфин, медуза, кит
Учитель — логопед: Ребята, морской царь «Разноцвет» построил дворец для
своих морских обитателей.
Дворец, трёхэтажный. И морские жители не могут
договориться между собой, кто на каком этаже будет
жить.
Давайте, поможем морским обитателям!
Для того чтобы помочь морским жителям, нужно
разделить их названия на слоги.
Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове.
Так, мы узнаем на какой этаж поселить наших морских
обитателей.
Дети: Скат – один слог в слове. Мы поселим его на первый
этаж.
Дельфин – два слога в слове. Мы поселим его на
второй этаж.
Осьминог – три слога в слове. Мы поселим его на
третий этаж.
Д) Рисование ладошками рыб и осьминогов
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам со мной поиграть в игру
(Морской царь) "Цветные ладошки"
Я морской царь «Разноцвет» и люблю всё
разноцветное.
Давайте, раскрасим ваши ладошки и превратим их в
причудливых обитателей нашего моря.
Воспитатель: Ребята, не забывайте, что на дне морском много
(Морской царь) разноцветных камушков и раковин. А в воде
множество пузырьков.
Воспитатель: А теперь, когда наши пейзажи докончены, предлагаю
(Морской царь) вам вернуться на землю. Закрываем ладошками глаза.
Вот мы вернулись на землю.
Ребята, что мы узнали о подводном мире? Вспомните,
кого вы видели на дне морском?
Дети перечисляют морских обитателей.
Е) Составление слова из букв
Учитель — логопед: Ребята, морской царь «Разноцвет» показал вам своё
подводное царство из своих обитателей.
Вам понравилось?
Дети: Да, очень понравилось!
Воспитатель: Чтобы вы не забыли о них я хочу подарить вам подарки
(Морской царь)
Воспитатель (морской царь) показывает сундучок с рыбками и дарит детям подарки.
Учитель – логопед: Давайте, и мы поблагодарим и подарим морскому
царю свой подарок — «Морские бусы»
Чтобы морской царь «Разноцвет» помнил о нас,
давайте, составим из этих ракушек слово «Спасибо»
Дети нанизывают ракушки и составляют слово «Спасибо»
Учитель – логопед: Наше путешествие подходит к концу и нам пора
возвращаться в детский сад.
Я предлагаю, вам, ребята, сесть в лодку и поплыть
домой.
Дети и учитель – логопед садятся в лодку.
Ж) Звуковой анализ и составление схемы слова
Учитель – логопед: Ой, на горизонте появилась акула!
Учитель – логопед смотрит в бинокль.
Учитель – логопед: Она преградила нам путь! И не даёт нам вернуться
в детский сад!
Акула рассыпала свой жемчуг.
Чтобы она нас пропустила нам необходимо его
собрать.
Дети ищут жемчуг в песке.
3. Заключительная часть
Оценивается деятельность каждого ребёнка; уточняется, что на занятии
больше всего понравилось, а что не очень; что было трудно выполнить, а
что нет.
Учитель – логопед: Вот мы и добрались!
Теперь мы можем рассказать друзьям и родителям,
как интересна жизнь на дне моря. А морская
картинка напомнит нам о нашем путешествии.
Чем мы сегодня занимались на занятии, в какие игры
играли, какие упражнения выполняли.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Руденко В. И. – автор составитель. Домашний логопед. – Ростов н /Д: изд. «Феникс», 2002.
- Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.
- Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии. Сказка о весёлом Язычке. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Копцева Т. А. «Природа и художник». Художественно – эстетическая программа по изобразительному искусству. М.: Сфера, 2008.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2001.
|