Логопедическое занятие с использованием элементов хромотерапии "Путешествие в Красную страну"
Образовательная область: речевое развитие
Вид деятельности: непосредственно –образовательная
Возрастная группа: старшая
Цель:
- автоматизация звука «с» в словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
- расширение представления детей о красном цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания
- упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе
- развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли
- развитие связной речи и способности составлять описательные рассказы с опорой на анализаторы
- развитие слухового и зрительного внимания
- формирование обонятельных, вкусовых и тактильных образов
- формирование умения плавно и длительно выдыхать
- развитие мелкой моторики рук, контрастное напряжение и расслабление кистей
- развитие фантазии и творческого воображения.
Оборудование и материалы:
предметы красного цвета: ягоды и цветы из бумаги, игрушки, ткани, бусы, нитки, клубок, коробочка, пуговицы, карандаши, фломастер, пластилин, кукла в одежде красного цвета, натуральные овощи, фрукты и ягоды.
Ход занятия:
Орг. момент:
У нас в гостях фея Красного цвета (кукла в красном наряде). Направила фея на землю лучи красного цвета, и расцвели тюльпаны и маки, окрасились красным грудки у снегирей, заалели ягоды земляники и калины…
(упражнение с элементом психогимнастики, выполняется прикрыв глаза)
Фея приглашает вас в страну Красного цвета. Проходите на ковер и садитесь в позу расслабления.
Упражнение 1. Ощущение цвета
Посмотрите на эти предметы. (Перед детьми на розово-красной ткани лежат разнообразные предметы красного цвета.)
Постарайтесь почувствовать, каким вам кажется этот цвет, какое настроение он вызывает. Этот цвет вам кажется радостным или грустным? Тревожным или спокойным? Горячим или холодным? Слабым или сильным? Праздничным или обычным, повседневным? Активным или бездеятельным? Напряженным или расслабляющим?
Вы замечательно почувствовали красный цвет. Молодцы. А я хочу добавить, что красный цвет – цвет радости и сильных чувств. Он яркий и красивый. А ещё красный цвет – это сигнал опасности. Поэтому многие из вас почувствовали его как тревожный, возбуждающий и активный.
Красный цвет поможет вам в минуты усталости, грусти и печали. Он улучшит настроение, даст вам энергию, решительность и уверенность в себе. Он поможет стать мужественным и сильным.
Упражнение 2. Он, она, оно, они
Назовите те красные предметы, которые вам больше всего нравятся. При этом обязательно называйте цвет. Вот так: красный клубок, красные пуговицы, красное солнце.
Упражнение 3. Кто самый внимательный
Сегодня у многих из вас есть в одежде красный цвет. Немного поиграем и проверим вашу наблюдательность.
(Один ребенок поворачивается лицом к детям, а педагог задает ему вопросы: у кого из детей красный рисунок на платье, у кого красные носочки, красный бантик и т.д.)
Упражнение 4. Красные пуговицы
Закройте глаза и приготовьте раскрытую ладонь. Когда в вашей ладони окажется какой-то предмет, то сожмите кулачок. (Педагог кладет каждому ребенку в ладонь красную пуговицу.) Откройте глаза, но не раскрывайте ладонь. Попробуйте догадаться, что у вас в ладони. (Дети высказывают свои догадки.) Молодцы. Теперь рассмотрите каждый свою пуговицу. Опишите, какая она. (Крупная, мелкая, круглая, овальная, прозрачная, гладкая, шершавая, с рисунком, с дырочками в середине и тд.)
Поиграем с пуговицами в прятки. Зажмите пуговицу в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали пуговицу, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом пуговица выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите пуговицу в другой ладони.
(Упражнение повторяется 3-4 раза).
Теперь подуем на ладони, охладим их, сдуем следы от пуговиц. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем.
Упражнение 5. Волшебное превращение
Ещё раз посмотрите на свою пуговицу. Во что ее можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко…)
Упражнение 6. Дары осени
Сейчас у нас осень. Она щедра на подарки. Осень дарит нам грибы и ягоды, овощи и фрукты. Давайте припомним, какие ягоды красного цвета вы знаете. (Малина, брусника, клюква, земляника, красная смородина.)
Теперь вспомним любые фрукты и овощи красного цвета. (Яблоки, гранаты, вишня, черешня, помидоры, редиска.)
Упражнение 7. Составление описательного рассказа «Яблоко»
Отгадайте загадку.
Само с кулачок, Красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, А откусишь – сладко.
Правильно, яблоко. А как вы догадались?
У нас два яблока. Одно мы съедим, другое будем трогать, нюхать, рассматривать. Но все по порядку.
Сначала мы рассмотрим яблоко. Что могут увидеть ваши глаза? (Педагог выставляет на доску карточку – символ с изображением глаз.) Цвет, форму, красивое или некрасивое. Значит яблоко какое? (Яблоко красное, круглое, красивое.)
Понюхаем яблоко. Что нам расскажет носик? (Педагог выставляет карточку – символ с изображением носа и передает яблоко детям, которые по очереди вдыхают его аромат.)
Что почувствовал ваш нос? (Яблоко ароматное, душистое, пахучее, приятно пахучее, свежее.)
Съедим по кусочку от яблока. Что расскажет нам рот и язык о яблоке? (Педагог выставляет очередной символ и раздает детям кусочки яблока.) Разжевывайте очень медленно, прислушивайтесь к ощущениям во рту. Какое яблоко? (Сладкое, сочное, спелое, хрустящее, вкусное.)
Потрогаем яблоко руками. (Символ – ладонь.) Что расскажут нам пальцы? (Яблоко твердое, гладкое, приятное.)
А что могут рассказать о яблоке наши уши? Яблоко издает какие-то звуки? (Нет.) Тогда давайте представим, что яблоко заговорило. Послушайте, что оно могло бы рассказать о себе.
Я – яблоко. Я расту на яблоне в саду. Я называюсь фруктом. Осенью меня снимают с дерева. Из меня можно приготовить вкусный сок, компот, варенье.
Ваши ушки запомнили рассказ яблока? Хорошо. А теперь давайте припомним все, что мы говорили о яблоке, и составим полный рассказ. Эти символы (глаза – нос – рот – рука – уши) помогут нам.
Упражнение 8. Стихотворение про яблоко
Все вы знаете замечательного русского поэта А.С. Пушкина. Послушайте, как он описывает яблоко.
Вот так яблоко! Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось! Видны семечки насквозь…
Румяно-золотистое – значит какое? Как вы себе это представляете?
Итог занятия подводит логопед.
Посмотрите ещё раз на предметы красного цвета. Мы покидаем Красную страну. Поблагодарим Красную фею за это путешествие.
|