Ширшина Елена. Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»

Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей.

Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе, т.к. традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Сегодня я предлагаю рассмотреть следующие нетрадиционные методики, которые наиболее приемлемы в работе с дошкольниками: мнемотехника (мнемоника), логоритмика, сказкотерапия. Они включаются в организованную образовательную деятельность и знакомят детей с окружающим миром, развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, то есть познавательные процессы.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Структура мнемотехники строится по принципу: от простого к сложному

  • мнемоквадраты (начиная с младшего дошкольного возраста)
  • мнемодорожки (средний возраст)
  • мнемотаблицы (старшие дошкольники)

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

  • сенсорно-графической схемой (Воробьёва В.К.)
  • блоками-квадратами (Глухов В.П.)
  • предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.)
  • схемой составления рассказа (Ефименкова Е.Н.)
  • Коллажем (Большева Т.В.)

Мнемоквадраты

  • представляют собой несколько предметных картинок, объединённых одной тематикой (например: мнемоквадраты по теме «Зима»).

Мнемодорожки

  • это несколько мнемосхем выстроенных в одну линию.

Мнемотаблицы

  • это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемосхемы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.

Для детей старшего дошкольного возраста мнемосхемы желательно давать в одном цвете.

Коллаж -это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

Коллаж – это учебное пособие.

Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.

Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети — самостоятельно)

Предметно-схематические модели Т.А. Ткаченко

Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков (например: схема описания посуды).

Применение мнемотехники в работе с детьми

Вопрос к педагогам:

- В каких видах деятельности вы применяете методику мнемотехники?

  • режимные моменты (алгоритмы умывания, дежурства, ухода за растениями в уголке природы, ведение календаря наблюдений и т.д.)
  • заучивание танцевальных движений, подвижных игр, общеразвивающих упражнений на физкультуре.
  • в организованной образовательной деятельности: составление предложений по графической схеме и мнемосхеме, пересказ сказок или коротких рассказов, составление и отгадывание загадок, заучивание стихов.

Практические упражнения

1. Заучивание стихотворения

Алгоритм

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
  • Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.

2. Отгадайте загадку

Круглая, а не мяч,

Жёлтая, а не солнышко,

С хвостиком, а не мышка (репка)

Мнемоквадраты «Расскажи сказку», мы сделали в виде веера по сюжетам уже знакомым детям сказок, соответствующих их возрасту.

Коллажи «Узнай сказку» — по сюжетам знакомых детям сказок, младшие дошкольники могут узнавать сказки и передавать их содержание.

Логоритмика

  • пальчиковые игры или массаж пальцев
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • стихотворения, сопровождаемые движениями
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • чистоговорки;
  • речевые и музыкальные игры
  • гимнастика для глаз
  • упражнения для развития музыкального слуха;
  • различные виды ходьбы и бега под музыку
  • ритмические упражнения, пение;
  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  • массаж биологически активных зон;
  • подвижные игры, драматизации,
  • мимические упражнения;
  • упражнения на релаксацию под музыку.

Логоритмические игры и упражнения могут выполняться

  • под музыку,
  • под счёт,
  • словестное сопровождение,
  • стихотворное сопровождение

Логоритмика для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога.

Логоритмика для детей 5-6 лет

В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку.

Логоритмика для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки.

В процессе логоритмических упражнений у детей развиваются двигательные умения и познавательные способности, совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, психические процессы, речь, помогают разнообразить виды деятельности по всем направлениям образовательной деятельности

Практические упражнения (с педагогами)

Предлагаю небольшую разминку с элементами логоритмики.

Сказкотерапия

Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

Комплексная сказкотерапия базируется на пяти видах сказок:

  • Дидактические
  • Художественные (народные и авторские)
  • Психокоррекционные
  • Психотерапевтические
  • Медитативные

Дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет)

создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.

Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

Медитативные сказки помогают расслабиться, снять напряжение.

Психокоррекционная – есть возрастные ограничения (рекомендована для детей 11 – 12 лет).

Практическое задание (педагогам)

- Какие сказки вы видите на слайде? Какую мораль можно извлечь из этих сказок?

Сказка «Репка» — помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

Сказка «Маша и Медведь» — в любой ситуации можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Сказка «Колобок» — жизненно – важный вопрос для ребёнка: что будет, если отойти от мамы? А вот ответ, который можно извлечь из сказки:

  • Первый шаг – хорошо;
  • второй шаг – ничего;
  • третий шаг – нормально;
  • четвёртый шаг – съедят.

Сказка «Красная Шапочка» Ш.Перро является сказкой с глубоким смыслом и психологическим подтекстом.

  • Нельзя поступать так, как мама не велит
  • Нельзя разговаривать с незнакомцами
  • Нельзя сходить с намеченного пути
  • Нельзя быть чересчур доверчивой

Сказка «Золотая рыбка» А.С. Пушкина учит тому, что подарок судьбы надо использовать только на добрые дела, а иначе останешься у разбитого корыта.

Используя в работе приёмы сказкотерапии необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Дети от 3 до 5-и лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Начиная с 5 лет, детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том как он познаёт мир.

Задачи сказкотерапии достаточно глубоко пересекаются с нашими педагогическими задачами.

Развитие всех психических процессов ребенка.

Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, совершенствование коммуникативных навыков).

Снятие эмоционального и физического напряжения

Просмотров: 572
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Полякова Ирина Павловна. Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по О.О. «Речевое развитие» «Заучивание стихотворения А. Павловой Бабочка с использованием мнемотехники»
  • Демиденко Лариса Владимировна, Нагибина Инна Викторовна.. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
  • Чепикова Виктория Николаевна. Конспект открытого занятия по развитию речи использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».
  • Юлия Владимировна Шовгеня. «Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Бунина Марина Викторовна. Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на снятие напряжения и агрессии у дошкольников 5–7 лет»
  • Ханипова Гульнара Фандасовна. Пьеса «День рожденье мухи» по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», русской народной сказки «Теремок», стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь