Старший дошкольный возраст. Воспитатель высшей квалификационной категории Панченко В.А. МБДОУ детский сад №32 г. Таганрога
Программное содержание:
Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида отдельных представителей царства цветов.
Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Закрепить представления о частях растений и навыки высадки рассады в грунт.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия.
Звучит фрагмент музыки П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» -
«Вальс цветов».
- Ребята! Вы наверное уже поняли, что у нас сегодня необычный день… Начался он с очень красивой музыки.
Вы заметили, какие изменения произошли в природе и на территории нашего детского сада?
-Распустились листья на деревьях, кустарниках. Зеленеют лужайки и газоны. На них цветут различные цветы
-А вы любите цветы?
-Да.
-Весна! Прекрасная погода. Сегодня я вас приглашаю в путешествие.
Звучит песня «Паровозик из Ромашкова»
-Ребята, как называется песенка, которую вы сейчас услышали?
Кто ее поет?
Хотите отправиться в путь на маленьком волшебном паровозике из Ромашкова? Как вы уже знаете, прежде, чем отправиться в путь, надо приобрести билеты. У нас работают две кассы. Я приглашаю Вас купить себе билеты. Номер на билете соответствует номеру места в вагоне. И так, у всех есть билеты? Тогда занимайте свои места. Мальчики, пропустите девочек. Сели?
Отправляемся в путь.
А чтобы узнать, куда мы поедем, я приготовила игру. Это кроссворд с загадкам
Вот кроссворд. Он пока пустой. В конверте карточки с загадками. Я буду доставать из конверта по очереди карточки, а вы отгадывать их. Договорились?
Мне попалась карточка с номером 5. Что это значит?
-Отгадку надо записать в строку под номером 5.
Кроссворд.
- медуница
- одуванчик
- незабудка
- тюльпан
- ландыш
-Ребята, у нас по вертикали получилось новое слово. Кто его сможет прочитать? (Дети читают). Цветы.
-И вы конечно, уже догадались, что мы с вами отправляемся в путешествие в царство цветов.
Раздается гудок «у-у-у». Паровозик зовет в путь. Он трудолюбиво вращает колесиками.
И вот первая остановка. Она называется:
«Поговорим о цветах» или «Вопросы и ответы».
- Как называются цветы, которые расцветают ранней весной? (первоцветы)
- Какие цветы просыпаются вместе с солнышком и вместе с ним засыпают? (одуванчики)
- Какой цветок разворачивается вслед за солнышком? (подсолнух)
- По каким цветам можно узнать время? (мак, цикорий. Просыпаются в 4-5 часов утра и закрываются в 15 час.)
- Какие цветы предсказывают погоду? (акация, сирень)
- На какие две группы делятся цветы? (культурные и дикорастущие)
- Почему их называют культурные и где они растут?
- Ч то значит дикорастущие цветы?
Следующая остановка Дидактическая игра «Выставка цветов».
Я предлагаю вам поиграть. Я буду показывать открытку с изображением цветов. Если это цветок культурный вы хлопните в ладоши один раз, если дикорастущий, хлопните два раза. (Открытки в хаотичном порядке кладу на стол
-Посмотрите, как много разных цветов. Давайте устроим выставку.
На одну часть доски выставим садовые цветы, а на другую полевые.
(Дети расставляют иллюстрации).
Наш паровозик зовет нас дальше.
А вот и следующая остановка.
Физминутка “Цветы”.
-Ребята, займите место на полянке и закройте глаза. Я превращаю Вас в ваши любимые цветы. (Надеваю ободки с изображением цветов). Ребята, закройте глаза и представьте, что полянка покрылась зеленой травой и на ней расцвели разные цветы. Цветы — это вы, ребята. Цветы еще спят.
(Дети приседают, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов.)
- Раз, два, три – выросли цветы.
(Медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя лепестки цветов.)
К солнцу потянулись – высоко
(Тянутся на носочках, смотрят вверх.)
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелёчки покачал.
(Бегают на носочках по кругу, плавно машут руками.)
Влево качнулись, низко пригнулись,
(Наклоняются влево, наклоняются вперед.)
Вправо качнулись, низко пригнулись.
(Наклоняются вправо, наклоняются вперед.)
Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай!
(Грозят пальцем правой, потом левой руки.)
Пусть они цветут, растут,
(Хлопают в ладоши.)
-Занимайте свои места в вагончике и снова в путь.
(Дети садятся на стульчики)
Следующая остановка. Дидактическая игра «Четвертый лишний?
Выделите и назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
- Фиалка, мать – и — мачеха, одуванчик, василек, подснежник.
- Сирень, ромашка, акация, жасмин, шиповник.
- Пион, тюльпан, ирис, петуния, ландыш.
- Ромашка, роза, василек, колокольчик.
-Ребята, а как называют человека, который ухаживает за садовыми цветами?
-Садовник.
-Сейчас мы с вами превратимся в настоящих садовников и отправимся на станцию на наш участок.
Остановка «Наша клумба».
Мы наденем фартуки, возьмем нужный инвентарь, стаканчики с рассадой цветов и пойдем высаживать их на клумбу.
Последняя часть занятия проходит на клумбе.
Предлагаю детям стать лицом к клумбе.
-Сегодня мы будем сажать рассаду цветов астры. (показываю)
Подскажите, как называется эта часть?
-Листок.
-А как называется эта часть?
-Корень.
-А эта?
-Стебель.
-Сейчас я вам расскажу и покажу, как надо правильно работать. Возьму лопаточку, сделаю небольшое углубление, осторожно налью в него воду. Как только она впитает, возьму рассаду левой рукой и положу в углубление с водой так, чтобы корешки не помялись, не загнулись к верху, держа рассаду немного на весу, правой рукой засыпаю. Затем обеими руками обожму землю вокруг растения и снова сделаю небольшое углубление, чтобы вода лучше задерживалась при поливе.
(Предлагаю детям повторить последовательность посадки).
Затем дети берут стаканчики с рассадой, вынимают растение и высаживают в грунт. В процессе работы слежу за правильностью посадки.
-Посмотрите, как много цветов мы посадили. Это потому, что мы работали вместе и дружно.
Что необходимо для роста всех растений? (Тепло, вода, земля.)
Кто знает, что надо делать, чтобы наши цветы хорошо росли?
-Поливать, рыхлить.
-И тогда наша клумба порадует нас разноцветными цветами.
А пока мы помоем руки, уберем рабочий инвентарь и я предлагаю отправиться в обратный путь.
Следующая остановка «Детский сад»
-Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что нового вы узнали о цветах? Зачем же нам цветы?
Да здравствуют цветы Всех видов, всех расцветок – И яркой красоты. И скрытые меж веток…
Да здравствуют цветы! Все, все они прекрасны!
Ш. Мгшвили
|