Проект
Информационная карта проекта.
Автор проекта: Никулина Н.А.
Тип проекта: среднесрочный (3 месяца).
Вид проекта: групповой, познавательный, исследовательский, творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы «Пчёлки», родители.
Возраст детей: 3-4 лет.
Срок и место реализации — март — май 2017 года. МБДОУ «Детский сад № 369» г. Нижнего Новгорода.
Проблема:
В настоящее время многие младшие дошкольники не имеют полного представления о растениях, о необходимых условиях их роста. В беседе с детьми выяснилось, что знания у детей о растениях очень скудное. Таким образом, данный проект позволит ответить на все поставленные вопросы — удовлетворить любознательность малышей, привить им первые навыки выращивания своими руками разных видов растений, сформировать представления у детей о растениях и бережное отношение к ним, развить творческие способности и поисковую деятельность.
Продукт проекта:
Оформление мини-огорода «Весёлый огород».
Изготовление макета «Есть у нас огород…».
Коллекция «Такие разные семена».
Фотовыставка «Наш весёлый огород».
Игра — инсценировка сказки «Репка».
Технологическая карта проекта
Актуальность проекта:
Многие родители даже не подозревают, насколько интересно ребенку наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Наблюдая за растением, ребёнок сможет понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и воды. Таким образом, данный проект поможет узнать детям больше о растениях и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. Поэтому эта тема важна и актуальна. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель проекта:
Создать условия для формирования представлений детей о мире растений.
Задачи проекта:
- Содействовать формированию у детей элементарных представлений о растениях, о росте и их потребностях (на примере огородных культур — лука, овса, гороха).
- Создать условия для воспитания бережного отношения к растениям.
- Создать условия для формирования у детей навыков ухода за растениями.
- Содействовать формированию навыков исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
Создав свой мини — огород на окне, мы вырастили лук, горох, овёс и цветочные культуры. Дети расширили и обогатили свои знания. У детей появился интерес к растениям. Дети могут различать некоторые виды растений. Дети узнали много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы. Дети проявляют интерес к исследовательской деятельности.
Мероприятия проекта
1 этап – подготовительный
- Изучение методической литературы и интернет-ресурсов по данной теме.
- Подбор детской художественной литературы, стихов по данной теме.
- Пополнение развивающей среды: макет «Есть у нас огород…».
- Разработка дидактических игр.
- Составление картотеки подвижных игр.
- Составление картотеки речевых игр.
- Составление картотеки пальчиковых игр.
- Подбор загадок, пословиц, поговорок о растениях.
- Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты).
- Разработка презентации по ознакомлению детей с овощной культурой «Зелёные витамины» (о луке).
- Оформление фотовыставки «Наш весёлый город».
- Привлечение родителей к участию в игра — инсценировка овощной сказки «Однажды хозяйка с базара пришла».
- Составление перспективного плана, разработка конспектов, обогащение развивающей среды.
- этап – основной
- НОД по теме: «Посадка лука», «Посадка семян гороха», «Посеем травку».
- Беседы: «Что такое огород и что на нём растёт», «Что такое «Огород на окне», «Какие растения можно вырастить на подоконнике»
- Просмотр презентаций и беседы с последующим обсуждением.
- Рассматривание тематического альбома «Овощи», рассматривание альбомов и наглядно — демонстрационного материала. Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
- Чтение художественной литературы: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых». Чтение стихов и загадывание загадок о луке.
- Чтение пословиц и поговорок, связанных с огородом и овощами.
- Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Весёлый огород».
- Подвижные игры. "Есть у нас огород", «Сеял дедушка горох», «Урожай».
- Пальчиковая гимнастика «Овощи», «Урожай».
- Разучивание с детьми стихов, загадок об овощах.
- Рассматривание различных семян.
- Как вы думаете, что такое семена?
- Чем семена отличаются друг от друга?
- Раскрашивание тематических раскрасок. Раскрашивание картинок серии «Во саду ли, в огороде».
- Сюжетно — ролевая игра «Овощной магазин».
- Дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу». «Что лишнее», «Без чего не бывает огорода?», «Урожай», «Найди пару», «Овощи», «Найди тень», «Угадай», «Собери картинку».
15. Речевые игры:
«Узнай по описанию», «Подбери признак», «Назови ласково», «Один – много», «Закончи предложение», «Четвёртый лишний», «Хорошо-плохо».
16. Опытно – экспериментальная деятельность на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете:
- «Вода и растения»
- «Солнце и растения»
- «Лук любит свет»
- «Необходима ли влага растениям?»
- «Проращивание семян»
- «Строение растений»
- «Рост и развитие растений»
17. Практическая часть:
- выращивание лука разными способами (различное наполнение).
- проращивание семян гороха
- посев семян овса
- уход за игрушкой – травянчиком «Ёжик».
18. Продуктивная деятельность:
Лепка: «Лучок», «Что растет у нас на огороде», «Горошек для петушка»
Рисование «Травка для ёжика», «Зелёный лук».
Аппликация «Лук», «Горошек».
Взаимодействие со специалистами:
- Музыкальный руководитель: Подготовка и игра — инсценировка сказки «Репка».
Работа с родителями:
Создание домашнего мини – огорода совместно с ребенком.
Создание информационного уголка: «Экологические игры для дошкольников. Как растут растения?».
Выращивание дома рассады цветочных культур для посадки на участке нашей группы.
Презентация продуктов проекта:
Оформление мини-огорода «Весёлый огород».
Макет «Есть у нас огород…».
Коллекция «Такие разные семена».
Фотовыставка «Наш весёлый огород».
Игра — инсценировка сказки «Репка».
Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.
Литература.
1. Бондаренко Т. М "Экологические занятия с детьми 3-4 лет" — Воронеж, 2007 г.
3. Вартман О.Ю., Волгина В.С., Зюбина В.В. Экологическая азбука /Под общ. ред. Т.А. Серебряковой. — Н.Новгород, 2009.
4. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». — Санкт- Петербург, «Детство- пресс», 2006г.
5. Иванова А. И. "Живая экология" (Программа экологического образования дошкольников) — М., 2007 г.
6. Мосягина Л.И. Парциальная программа по курсу «Экологическое воспитание» — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.
7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. –Мн.: «Асар», 1995.
8. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми младшей группы. – М.: Просвещение, 2006.
10. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Издательство «Мозаика-Синтез», 2002.
11. Рыжова Н. А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа». // Дошкольное образование, 2004, № 11.
12. Рыжова Н. А. Экологические сказки. М.: Линка-Пресс, 2002.
13. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. // методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010.
14. Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. — Н.Новгород, 2014.
|