Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Актуальность:
Наш край — удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
Скачать конспект
Цель проекта:
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
Задачи проекта:
- Учить детей понимать и оценивать природные явления нашего края, их влияние на человека, растения и животных.
- Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно — следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.
- Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.
- Совершенствовать изобразительные умения детей.
Этапы проекта
1. Подготовительный
- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно — развивающей среды
- Определение цели
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2. Основной
- Проведение комплекса мероприятий
- Взаимодействие с родителями
3. Заключительный
- Конкурс рисунков «Наш край
Технология работы по проекту
- Выделение проблемы (определение противоречий) Сотрудничество между ДОУ и родителями рассматривается как единое процесс формирования экологических знаний у дошкольников
- Формирование гипотезы. Совместная инновационная работа позволит создать единое пространство для формирования экологических знаний дошкольников
- Постановка цели и определение задач. Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края
- Определение вида проекта. Вид: краткосрочный (2 недели) познавательно-исследовательский
Участники: воспитатели группы, дети, родители
5. Создание условий для реализации проекта (подбор литературы, пособий). Пополнение ресурсной базы ДОУ
Методическая литература
Наглядный материал
Организация мероприятий
6. Подбор форм и методов работы.
Консультации для родителей, дидактическое и методическое оснащение проекта, выставки, коллективная работа, наглядная агитация.
7. Реализация проекта. В совместной деятельности педагогов и детей, родителей.
8. Получение конечного результата Итоговое мероприятие Конкурс рисунков «Наш край»
9. Оценка эффективности (наличие заинтересованности участников проекта) Анкетирование
Модель взаимодействия участников проекта
Планирование по теме проекта
Понедельник
- НОД «Интересная наука – метеорология»
- Пигра «Солнышко и дождик»
- Просмотр презентации «Приборы метеоролога»
Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога.
Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, снег и т. д.);
Знакомство с приборами на метеостанции и приборами (снегомер, гидромер, гигромер, флюгер, наружный термометр)
Вторник
- Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» (см. приложение)
- Экспериментирование «Круговорот воды в природе» (см. приложение).
Развивать любознательность.
Обогащать активный словарь детей.
Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.
Чтение, ответы на вопросы, рассуждение.
Раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека
Учить искусственно создавать природные явления, объяснять увиденное.
Среда
- Наблюдения в природе «Солнце – источник тепла и света»
- Пальчиковая гимнастика (см. приложение)
- Настольная игра «Времена года»
Развивать умение устанавливать причинно — следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Наблюдение: солнце как источник тепла и света, необходимое для всего живого (наблюдение за растениями на затененной и солнечной стороне участка).
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».
Четверг
- Восприятие художественной литературы «Экологические сказки: Сказка о радуге»
- Экспериментирование «Дружба песка и воды».
- Просмотр мультфильма «Подарок для Милы»
Формировать представление о радуге как природном явлении, имеющем прямую взаимосвязь с погодными явлениями.
Развивать любознательность.
Обогащать активный словарь детей.
Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.
Чтение, обсуждение экологической сказки «Сказка о радуге», формулирование детьми предположений о возникновении радуги как природного явления.
Экспериментальная работа на прогулке «Вода и песок». Постройки из песка «Песочный городок».
Пятница
- День пословиц и примет (см. приложение)
- Наблюдение в природе «Какого цвета небо?»
- Рисование акварелью «На что похоже облако?»
- П/игра «Найди свою пару»
Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитывать трепетное отношение к природе.
Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые, кучевые.
Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.
Пословицы, поговорки о погоде; народные приметы, связанные с явлениями погоды (животные, растения — синоптики); карточки с изображением животных и растений-синоптиков.
Просмотр фотографий: виды облаков.
Просмотр и анализ фотоальбома: «На что похоже облако».
Рисунки-загадки. Выставка рисунков.
Понедельник
- НОД «У природы нет плохой погоды»
- Наблюдение в природе: осадки, влажность
- Пальчиковая гимнастика
Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы.
Развивать наблюдательность.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук
Просмотр изображений явлений природы, в том числе и опасных для человека. Подведение детей к мысли о том, что любое природное явление достойно внимательного изучения, красиво само по себе, человек должен знать как вести себя в чрезвычайных ситуациях (во время грозы, ливня, сильных порывов ветра и т.д.)
Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (В. Данько)
Вторник
- Просмотр мультфильма «Земляничный дождик»
- Составление рассказов «Я люблю такую погоду…»
- Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»
Закрепить названий природных явлений с последующим их описанием.
Развивать воображение.
Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)
Просмотреть, проанализировать мультфильм «Земляничный дождик», ответить на вопросы по мультфильму, пофантазировать на тему «Я люблю такую погоду…», побудить детей к составлению фантазийных рассказов на тему природных явлений с последующим изображением их на бумаге.
Среда
- День отгадывания загадок (см. приложение)
- Трудовая деятельность в природе: полив растений
- Наблюдение за облаками, солнцем.
- Восприятие художественной литературы «Сказка про ветер»
Учить отгадывать и составлять загадки, опираясь на описание основных признаков природных явлений.
Закреплять знания о необходимости полива растений при жаркой и сухой погоде.
Закреплять умение пользоваться лейкой и граблями.
Развивать наблюдательность.
Повторить основные признаки природных явлений и, опираясь на них, формулировать содержание загадки. Проверку осуществлять с помощью картинок.
Пронаблюдать погодные условия и опытным путем установить, что при жаркой погоде земле, а, следовательно, и растениям необходима вода.
Четверг
- Изо деятельность: иллюстрирование песни «Хорошая погода»
- П/игра «Солнышко и дождик»
Закреплять умение иллюстрировать знакомое произведение.
Развивать воображение, внимание, зрительную и слуховую память.
Закрепить правила поведения при различных погодных явлениях.
Повторить знакомую песню «Хорошая погода», подготовить иллюстрации к презентации песенки на итоговом мероприятии.
Отрабатывать быструю смену действий, опираясь на музыку.
Пятница
Конкурс рисунков «Наш край!»
Ожидаемые результаты
- Сформированность представлений детей об явлениях природы.
- Сформированность желания изучать природу и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
- Пополнение активного словаря детей;
Используемая литература:
- «Юный эколог» С.Н. Николаева.
- «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
- «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
- Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?», «Растения – синоптики».
|