Цель:
- Познакомить с одним из морских животных – дельфином.
- Содействовать развитию у учащихся любознательности.
- Способствовать воспитанию у учащихся любви к природе.
Оборудование: физическая карта земли, раздаточный материал по теме занятия, цветные мелки, диск DVD «Пятнистый дельфин», DVD проигрыватель.
Организационный момент: ребята поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Пусть на вашем сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего занятия душевное тепло ваших друзей.
Определите с каким настроением вы пришли на занятие, покажите цветом карандаша: синий карандаш- плохое настроение, красный- хорошее.
Введение в тему занятия.
Безобидны, словно дети. Мы за них, друзья, в ответе. Вглубь ныряют, вверх взлетают… Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют, Щелкать и свистеть умеют. Их язык понять стремимся. Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины Людям тонущим …
(Дельфины).
Отгадав загадку вы узнаете. о каком животном сегодня пойдет речь.
«Дельфин» — «детеныш» на древнегреческом языке. Они относятся к млекопитающим животным.
Места обитания: теплые воды Атлантического океана.
Тело. Кожа у дельфинов водонепроницаемая. Она не впитывает жидкость. Верхний слой обновляется каждые два часа – в 9 раз быстрее, чем у человека. Гладкая кожа помогает животным быстро передвигаются в воде.
Хвост. Рыба машет хвостом из стороны в сторону, а дельфин- вверх-вниз. Вводе млекопитающие разгоняются до 35 км/час.
Дыхало. Дельфин дышит через отверстие на голове- дыхало.
Он может вдыхать, не высовывая из воды всю голову. А еще животное умеет надолго задерживать воздух: в его организме содержится в 2 раза больше кислорода, чем в человеческом. Зверь экономит воздух, замедляя сердцебиение.
Зубы. В пасти дельфинов 120-160 мелких зубов. Звери заглатывают пищу целиком, почти не пережевывая. Зубы им нужны, чтобы захватывать добычу. Укрепляя авторитет в стае, животные покусывыют других ее членов. Основная пища-различная рыба (угри, анчоусы и сельдь), а также животные без позвоночника, например, медузы и кальмары. Дельфины в одном желудке хранят пищу, а в другом переваривают.
Кости плавников дельфинов похожи на кисть человека.
Мозг у них в 4-5 раз больше, чем у животных такого же размера. Когда он спит, одно полушарие его мозга бодрствует. Так животное следит за тем, чтобы к нему не подкрались враги.
У дельфинов отличное зрение и чуткий слух. Самая удиви-
тельная способность дельфинов- эхолокация. Звери посылают щелкающие звуки. Звуковая волна отражается от предмета и возвращается, образуя звуковую картинку с информацией об объекте.
В отличие от людей, наши хвостатые друзья не имеют обоняния.
С людьми у дельфинов сложились особые отношения. Звери
даже помогали тонущим морякам добраться до берега, помогают
людям рыбачить, загоняя в сети косяки рыб, иногда плавают за рыболовными судами и выпрашивают еду.
Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились
Делать так руками нужно: Вместе – раз Это брасс. Одной, другой –
Это кроль. Все, как один, Плывем как дельфин. Вышли на берег крутой Но не отправились домой.
Просмотр эпизодов фильма «Пятнистый дельфин».
Практическая работа: раскрашивание цветными восковыми мелками раскрасок на тему «Дельфин».
Подведение итогов:
- Какое любимое лакомство дельфинов? (анчоусы).
- Как двигаются хвосты дельфинов? (вверх-вниз).
- Как дышат дельфины? (через дыхало).
- Чего нет у дельфинов? (обоняния).
- Самая удивительная способность дельфинов? (эхолокация).
Воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №1924 Лавренюк Наталья Евгеньевна
|