ВВЕДЕНИЕ
Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать.
Песталоцци
Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеленский, пытался разгадать феномен детства, утверждал что «для того и дано нам детство, чтобы мы играли». Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в тоже время, не удаляя и его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи «детства».
Скачать конспект
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были эффективны в достижении поставленной цели.
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов его здоровьесберегающей деятельности, становятся игры – эксперименты и игры – путешествия.
Игры – эксперименты, а также игры – путешествия являются одним из видов дидактической игры.
Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры – эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности малышей. Так, например, в младшем возрасте игры – эксперименты и игры – путешествия должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребенка до трех лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними.
В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5 летнему дошкольнику дается определённый сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условия.
Учитывая, что пик познавательного интереса происходит на 4-5 лет, игры-экспериментирования и игры- путешествия для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получать в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.
Для детей старшего дошкольного возраста игры – эксперименты ориентированы на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики» ребенку 5-7 лет. Такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно- следственные связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребенок делает их самостоятельно при косвенном участии взрослого.
Игры- путешествия для старших дошкольников нацелены на «полидеятельность», поскольку предлагают ребёнку разнообразие деятельностей или комбинацию разнообразных действий, что отвечает возможностям 6-7 летнего ребенка. Игры – эксперименты разработаны (и должны использоваться воспитателем) с учетом следующих факторов.
- Возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
- Доступность содержания игр;
- Сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;
- Обеспечение «культурной практики» детей в игре;
- Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
- Соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе.
- Постепенное усложнение игр;
- Цикличность организации игр.
1. РЕЖИМ ДНЯ
«ЛАМПОЧКИ И БАТАРЕЙКИ»
Цель: подвести детей к выводу о необходимости для человека
сна и отдыха.
Материалы: батарейки, лампочки, провода.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям представить,
Что лампочка — «орган человека» (глаза, почки, сердце и т.д.), батарейка- «двигательная деятельность человека», провода — «капилляры, мускулы». Затем воспитатель просит детей рассмотреть две лампочки, подключенные к батарейкам. Одну из них он время от времени отключает от батарейки, а другую оставляет постоянно подключенной к ней, то есть горящей. Постоянно горящая лампочка быстро перегорает, так как непрерывно находиться под напряжением, а систематически отключаемая продолжает работать.
Воспитатель помогает малышу сделать вывод: если организм человека не будет отдыхать, то его органы будут выходить из строя, человек Заболеет. Во время сна, отдыха организм заряжается энергией, необходимой для его жизнедеятельности.
«Сухой язык»
Цель: доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи.
Материал: зеркало на подставке (на каждого ребенка); 4 блюдца:
с сахарным песком, с солью, с горчицей и с кусочком лимона. На каждом блюдце лежит деревянная палочка (можно с ватой); рядом – стакан с водой
для смачивания этих палочек.
Методика проведения: перед каждым ребенком устанавливают зеркало на подставке, 4 блюда: с сахарным песком, с солью, с горчицей и с кусочком лимона. На каждом блюдце лежит деревянная палочка (можно с ватой); рядом – стаканы с водой для смачивания этих палочек. Воспитатель предлагает детям придвинуть к себе первое блюдце, Смочить один конец палочки в воде и обмакнуть в сахарный песок. Далее ребенок смотрим в зеркало, а воспитатель прикладывает палочку сначала к средней части языка, затем к основанию и к боковым частям, в конце – к кончику языка. После чего предлагает подумать и назвать, в какой части языка живут «сладкие сосочки».
Затем педагог просит малышей осушить язык салфеткой и повторить Манипуляции по определению вкуса. Они сами делают вывод, что «сухой» язык вкуса не ощущает.
«Из чего мы сделаны»
Цель: сформировать понятие детей о клеточном строении организма.
Материал: микроскоп, кусочек свинины, свиного легкого, кожи, Волос.
Методика проведения: воспитатель напоминает детям о том, что любой организм состоит из клеток, выполняющих разные функции. Затем предлагает рассмотреть под микроскопом кусочек свинины, свиного легкого, печени, капельку крови, волос, кожу. Помогает детям сделать вывод: каждый организм состоит из клеток, выполняющих разные функции и требующих разное питание.
«ХХ-Р-Р-Р»
Цель: дать детям понять, что такое храп и почему иногда человек храпит во сне.
Материалы: бумажный пятнадцатисантиметровый квадрат.
Методика проведения: воспитатель предлагает ребенку взять квадрат за края и прислонить к губам. Затем просит малыша «промычать» свою любимую песенку, а потом сделать то же самое, но уже без бумаги. Вывод: храп, как и все звуки, представляет собой вибрацию мягких тканей во рту.
|