В статье описано значение познавательно-исследовательской деятельности в процессе становления дошкольника. Даны подробные рекомендации по созданию центра экспериментирования в старших группах ДОУ.
Старший воспитатель МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко» Миронова Е.Е.
Воспитатель МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко» Исакова Т.В.
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС ДО, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. С первого класса ребёнок погружается в поисково-исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку очень сложно, это ещё ему неизвестно, это ново для него, он способен замкнуться. Но, занимаясь в детском саду, играя, ребёнок знакомится с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования – дошкольным и начальным.
Целью является развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.
В реализации данной цели помогают следующие задачи:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности.
- Развивать мышление, речь.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Работу строим по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа
- неживая природа
- человек.
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы соблюдаются следующие правила:
- Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником.
В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование,
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Но существуют проблемы организации детского экспериментирования, в первую очередь, это недостаточное оснащение развивающей предметно — пространственной среды, для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность.
Выходом из такой ситуации может стать создание центра экспериментирования в группах, в соответствии с возрастными особенностями детей. Особенно такие центры науки необходимы детям старшего дошкольного возраста. А оснастить центр экспериментирования в группе можно совместно с родителями.
В старшей группе «Подсолнушки», воспитатель Исакова Т.В., все родители откликнулись и помогли создать условия для детского экспериментирования, была организована мини-лаборатория для проведения научных опытов. Ведь у каждого дома есть и баночки, и стаканчики, и многое другое, а если нет, то мамы помогут собрать природный материал и найти необходимое оборудование, лишь бы это было на пользу детям.
Лаборатория укомплектована специальными лабораторными приборами, есть коллекции из природного и бросового материала, картотека опытов, спецодежда для ученых и разнообразный материал для исследований.
Что же должно быть в детской лаборатории?
- Прозрачные и непрозрачные емкости разного объёма и формы (колбы, стаканчики, пробирки, шприцы).
- Измерительные приборы (мерные ложки, линейки, мерные стаканчики, пипетки, весы, песочные часы, термометр, рулетка, резиновые груши разного размера, воронки, ситечки, компас)
- Увеличительные приборы (микроскоп, бинокль, лупы, подзорная труба)
- Набор предметов «Тонет – не тонет»
- Набор предметов из разного материала резина, стекло, пластмасс, железо, шерсть, шелк, дерево)
- Светоотражающие предметы (зеркала, цветные прозрачные стеклышки, фонарики)
- Нагревающие приборы (свечи, спиртовка, пинцет)
- Красящее вещество (гуашь, пищевые красители, ягодный сироп)
- Пластиковые контейнеры для хранения семян овощей и косточек фруктов, скорлупы орехов, кусочки коры деревьев, круп и сыпучих продуктов (муки, какао, манки и т.д.)
- Магниты и металлические предметы.
- Предметы для накладывания вещества в сосуды (лопаточки, трубочки, палочки, ложечки разных размеров)
- технические материалы: гайки, винты, гвозди;
- Спецодежда ученых (фартуки клеенчатые, резиновые перчатки, халаты
- разные виды бумаг
- Лопатки, грабли, лейки.
- Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности, картотека опытов.
В научном центре может быть выделено:
- Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, редкие экспонаты (раковины, кристаллы, камни, перья и т.д.). У нас, например, это была коллекция морских камней, речных камней, ракушек.
- Место для приборов.
- Место для выращивания растений, мини-огород.
- Место для хранения природного и бросового материала.
- Место для проведения опытов.
- Место для неструктурированного материала (стол «песок — вода», опилки, измельченный пенопласт, кора деревьев, опавшие листья и другое).
Материал, подлежащий исследованию
- Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
- Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн, эфирные масла).
- Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
- Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, песок, камни, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов, семена овощей и косточки фруктов.
- Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
- школьные принадлежности (мел, краски, ученическая тетрадь, пластилин, фломастеры и карандаши).
Экспериментировать – интересно! Наука – это здорово! Детские проекты – это поиск, опыт, знания, уверенность в своих силах!
Любознательный дошкольник – успешный ученик!
|