Миронова Елена Евгеньевна. Выпускник детского сада — исследователь, экспериментатор

Выпускник детского сада — исследователь, экспериментатор

В статье описано значение познавательно-исследовательской деятельности в процессе становления дошкольника. Даны подробные рекомендации по созданию центра экспериментирования в старших группах ДОУ.

Старший воспитатель МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко» Миронова Е.Е.

Воспитатель МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко» Исакова Т.В.

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

 

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС ДО, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. С первого класса ребёнок погружается в поисково-исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку очень сложно, это ещё ему неизвестно, это ново для него, он способен замкнуться. Но, занимаясь в детском саду, играя, ребёнок знакомится с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования – дошкольным и начальным.

Целью является развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.

В реализации данной цели помогают следующие задачи:

  1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Развивать у детей познавательные способности.
  3. Развивать мышление, речь.
  4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Работу строим по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа
  • неживая природа
  • человек.

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы соблюдаются следующие правила:

  1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником.

В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование,

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Но существуют проблемы организации детского экспериментирования, в первую очередь, это недостаточное оснащение развивающей предметно — пространственной среды, для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность.

Выходом из такой ситуации может стать создание центра экспериментирования в группах, в соответствии с возрастными особенностями детей. Особенно такие центры науки необходимы детям старшего дошкольного возраста. А оснастить центр экспериментирования в группе можно совместно с родителями.

В старшей группе «Подсолнушки», воспитатель Исакова Т.В., все родители откликнулись и помогли создать условия для детского экспериментирования, была организована мини-лаборатория для проведения научных опытов. Ведь у каждого дома есть и баночки, и стаканчики, и многое другое, а если нет, то мамы помогут собрать природный материал и найти необходимое оборудование, лишь бы это было на пользу детям.

Лаборатория укомплектована специальными лабораторными приборами, есть коллекции из природного и бросового материала, картотека опытов, спецодежда для ученых и разнообразный материал для исследований.

Что же должно быть в детской лаборатории?

  1. Прозрачные и непрозрачные емкости разного объёма и формы (колбы, стаканчики, пробирки, шприцы).
  2. Измерительные приборы (мерные ложки, линейки, мерные стаканчики, пипетки, весы, песочные часы, термометр, рулетка, резиновые груши разного размера, воронки, ситечки, компас)
  3. Увеличительные приборы (микроскоп, бинокль, лупы, подзорная труба)
  4. Набор предметов «Тонет – не тонет»
  5. Набор предметов из разного материала резина, стекло, пластмасс, железо, шерсть, шелк, дерево)
  6. Светоотражающие предметы (зеркала, цветные прозрачные стеклышки, фонарики)
  7. Нагревающие приборы (свечи, спиртовка, пинцет)
  8. Красящее вещество (гуашь, пищевые красители, ягодный сироп)
  9. Пластиковые контейнеры для хранения семян овощей и косточек фруктов, скорлупы орехов, кусочки коры деревьев, круп и сыпучих продуктов (муки, какао, манки и т.д.)
  10. Магниты и металлические предметы.
  11. Предметы для накладывания вещества в сосуды (лопаточки, трубочки, палочки, ложечки разных размеров)
  12. технические материалы: гайки, винты, гвозди;
  13. Спецодежда ученых (фартуки клеенчатые, резиновые перчатки, халаты
  14. разные виды бумаг
  15. Лопатки, грабли, лейки.
  16. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности, картотека опытов.

В научном центре может быть выделено:

  • Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, редкие экспонаты (раковины, кристаллы, камни, перья и т.д.). У нас, например, это была коллекция морских камней, речных камней, ракушек.
  • Место для приборов.
  • Место для выращивания растений, мини-огород.
  • Место для хранения природного и бросового материала.
  • Место для проведения опытов.
  • Место для неструктурированного материала (стол «песок — вода», опилки, измельченный пенопласт, кора деревьев, опавшие листья и другое).

Материал, подлежащий исследованию

  1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
  2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн, эфирные масла).
  3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
  4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, песок, камни, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов, семена овощей и косточки фруктов.
  5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
  6. школьные принадлежности (мел, краски, ученическая тетрадь, пластилин, фломастеры и карандаши).

Экспериментировать – интересно! Наука – это здорово! Детские проекты – это поиск, опыт, знания, уверенность в своих силах!

Любознательный дошкольник – успешный ученик!

Просмотров: 342
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Апичина Елена Викторовна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
  • Логинова Людмила Валерьевна. ВЕСЕЛАЯ ЛАБОРАТОРИЯ НАУЧНЫХ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Миронова Лилия Ридвановна. Самодельные детские мини-энциклопедии, как средство развития познавательных интересов старших дошкольников в условиях детского сада.
  • Поликарпова Елена. Конспект занятия по теме: «Социальные навыки в процессе экспериментирования в экологии» (эксперимент с воздухом) подготовительная группа. Тема: «Воздух невидимка»
  • Чилина Ирина Александровна. Картотека опытов и экспериментов в средней группе.
  • Эверстова Оксана Николаевна. Сочинение – ЭССЕ воспитателя МБДОУ Нижне-Бестяхского детского сада «Сказка» Эверстова Оксаны Николаевны «Что значит быть воспитателем детского сада»
  • Береснева Ирина Степановна. Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
  • Федосеева И.П., Радостева О.А.. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Фруктово-ягодные краски».
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Елфимова Наталья Владимировна. Проблемы дошкольного образования. Каким оно должно быть?
  • Пронина Ирина. «Место праздника в воспитательном процессе»
  • Иващенко Марина Ивановна, Бирюкова Мария Николаевна. Мастер класс для педагогов «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Руфова Оксана Владимировна. Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
  • ТАТЬЯНА ЦЕЛИЩЕВА. День творчества «Очумелые ручки» поделка из природного материала «Парусник» в старшей группе детского сада
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Ольга Ивакина. Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада
  • Барецкая Анна Сергеевна. Экологическая сказка с элементами экспериментирования «Как Зайка огород поливал» для средней возрастной группы детского сада.
  • Буричева Людмила Александровна. Конспект ООД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Лаборатория «Юные исследователи»
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Пархоменко Ольга Владимировна. Творческая презентация «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь