Составила воспитатель БДОУ СМР «Детский сад № 27» Медянова Светлана Рафаиловна
Содержание проекта:
Аннотация проекта.
Проект разработан для детей среднего возраста. Работая над проектом, дети узнают о роли и значении лука в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в луке, убеждаются в том, что лук убивает болезнетворные микробы, знакомятся с видами и сортами лука, которые выращивают в нашей местности.
Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой учащиеся самостоятельно проводят исследовательский эксперимент, обрабатывают его результаты и представляют их в виде рисунков и фотографий. Осуществляя проект, воспитатели пользуются различными источниками и способами передачи информации.
Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через исследования лука и способов его выращивания в домашних условиях, развитие знаний о луке, рассказывает о том как можно вырастить лук в домашних условиях. Специально подобранные способы выращивания лука применимы на практике и помогут в дальнейшем узнать о свойствах и особенностях различных природных объектов, обеспечивают теоретическую и практическую подготовку детей к изучению новых дисциплин, таких как природоведение и биология.
Тип проекта: проектно – исследовательский.
Продолжительность: 2-3 недели.
Место проведения: группа детского сада.
Актуальность: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Вся работа по проекту проходила в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями.
Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Лук-полезный продукт», и предложить детям пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.
Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Проблема проекта: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.
Задачи проекта:
- воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях
- закрепление представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку
- формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
- выработка навыков посадки лука на землю и в стакан с водой
- выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста
- способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели.
Работа с родителями.
- Провести работу с родителями «Участие в проекте «Лук-полезный продукт».
- Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки.
- Предложить родителям изготовить поделки, рисунки, пособии о луке, с луком и т. д.
Результат.
- Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука.
- У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.
1 ЭТАП – подготовительный.
В группе детского сада мы разбили грядки на подоконнике. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах, составили огородную игротеку.
2 ЭТАП – исследовательский.
Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения — земля, растения — вода, растения — человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 ЭТАП – заключительный.
- Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
- Оформили выставку рисунков — аппликаций, поделок «Лучок на грядке».
- Провели конкурс для детей и родителей «Огород на перо», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили рассказы о том, как они вырастили лучок, на своем подоконнике в группе.
- Провели дидактическую игру «Что сажают в огороде?»,
«Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное — несъедобное»
«Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус»,
«От какого овоща эта часть?».
Результаты внедрения проекта по образовательным областям:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Образовательная область «Речевое развитие»: совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы.
Отражать увиденное, и прочитанное в рисунках.
Разучивание пословиц, загадок.
Чтение: Джанни Родари «Приключения Чиполино».
Образовательная область «Физическое развитие».
Формирование представлений о ЗОЖ.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе.
Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
По итогам работы было отмечено:
Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Лук –полезный продукт».
Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.
Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим ЛУК.
Литература:
- Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи».
- Осипов Н. Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
- Смирнов А. «Зачем луку луковица».
|