Проект «Птицы на кормушке»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка — детский сад № 501 «Медвежонок» г. Новосибирск
Автор проекта: воспитатель Портало А.С.
Чтобы беречь Землю, природу надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить». Сладков Артемий Николаевич (1920-1995) российский учёный-ботаник, педагог
Тема проекта: «Птицы на кормушке».
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Скачать конспект
Продолжительность проекта: 2 недели.
Цель проекта:
Формирование экологических знаний о зимующих птицах нашего края и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
- расширять представления детей о зимующих птицах, живущих в нашей местности зимой;
- развивать мышление, воображение, познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
- способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;
- активизировать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей;
- воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Актуальность проекта
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете — птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Проблема
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. По проведённому опросу оказалось, что дети затрудняются называть птиц, мало наблюдают в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Ожидаемый результат:
- Элементарные представления у детей о жизни птиц зимой.
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.
II. Этап «Сбор сведений»
Узнав интересы детей, мы наполнили среду различными книгами, журналами, энциклопедиями, картинками, художественной литературой, для поддержания детского интереса:
- Беседы с детьми и родителями;
- Насыщение предметно-развивающей среды;
- Обеспечение центров активности соответствующими предметами и материалами для организации продуктивных видов деятельности;
- Организация игровой деятельности.
Совместно с детьми определили возможные источники информации познавательная, художественная и методическая литература, собственные исследования детей и т.д
Разработка темы
I неделя «Птицы нашего двора»
Наблюдение за птицами:
- Какие птицы прилетают на участок?
- Воробей; — Ворона; — Голубь
- Какие звуки издают птицы?
- Сколько ног у птиц и как они ходят?
- Сколько крыльев у птиц и как они летают?
Познание:
- Занятия: «Зимующие птицы», «Дома птиц», «Меню для птиц»
Беседы на темы:
- «Как живут наши пернатые друзья зимой»,
- «Кто заботится о птицах»,
- «Пользу или вред приносят птицы?»
- «Меню птиц»,
- «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Чтение художественной литературы:
И. Тургенев «Воробей», М. Горький «Воробьишко», Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц», Н. Рубцов «Воробей» и «Ворона», Сухомлинский «О чём плачет синичка».
Игровая деятельность:
Д/и: «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?», «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», Лото.
Подвижные игры:
- «Воробушки и кот»
- «Воробушки и автомобиль»
- «Птица»
- «Вороны»
- «Наседка и цыплята»
- «Совушка».
Продуктивная деятельность
- Рисование «Синичка»
- Изготовление поделки из губок «Птички на ветках».
II неделя «Птицы нашего участка»
Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.
- Птицы большие и маленькие
- Чем питаются птицы?
- Какие птицы кормятся на кормушке?
- Птичьи следы на снегу.
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Познание:
- Занятие «Знакомство с птицами, живущими на участке»
- Просмотр презентации «Зимующие птицы»
Чтение стихотворений:
А. Прокофьев «Снегири», В. Стоянов «Воробей», Р. Бухараев «Кормушка».
Игровая деятельность:
Д/и «Один — много», «Назови ласково»;
Пальч/и: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде»;
Н/и «Домино», «Разрезные картинки», Лото «Птицы»;
С/р «Птичья столовая», «Птица с птенчиками». «Экскурсия в лес».
Опытно-исследовательская деятельность:
- Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом
- Что дальше улетит? В воде купался — сух остался.
Безопасность:
Беседа на тему: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода». Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя).
Продуктивная деятельность:
Лепка «Зернышки для птички».
Рисование « «Воробей» (Нетрадиционная техника).
Фотоколлаж «Птицы»;
Музыка: прослушивание аудио «Голоса птиц».
Работа с родителями
- Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
- Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.
- Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».
- Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
III. Этап «Выбор проектов»
Разработка детских проектов по теме «Птицы на кормушке»
- Фотоколлаж «Птицы»;
- Изготовление поделки «Птички на ветках»;
- «Семейный домик для птиц» — совместное с родителями создание кормушек для птиц;
- Акция «Птичья столовая» — изготовление угощения для птиц.
IV. Этап «Реализация проектов»
V. Этап Презентация «Птицы наши друзья».
Список литературы
- Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- Оберемок С. М., Метод проектов в дошкольном образовании. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 64 с.
- Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
- Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
|