Дополнительно — образовательная программа. Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Хочу все знать»
Подготовили воспитатели МАДОУ №20 г.Кемерово:
- Сидоренко Анна Михайловна
- Казанкова Юлия Юрьевна
Оглавление:
- Пояснительная записка
- Этапы подготовки и проведение работы занятий экспериментальной –деятельности
- Учебный план
- Тематический план
- Ожидаемый результат
- Список литературы
Пояснительная записка
Скачать конспект
Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности для детей старшого дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р. Е., 1968) необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения.
У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.
У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления
Актуальность.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое — основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Продолжается и совершенствуется работа, начатая в средней и старшей группе.
Задачи:
- Развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представление об окружающем мире.
- Познакомить со способом выращивания культурных растений их вегетативного размножения (черенкованием, усами, листьями)
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.
Этапы подготовки и проведение работы занятий экспериментальной — деятельности
Курс обучения составляет 1 год, предполагает обучение детей с 6 до 7лет. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется два раза в неделю. Работа проводится подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов. Продолжительность учебного часа – 25-30 минут. Занятие включает в себя элементы игры, общения и приобретение новых знаний, умений и навыков. Основной формой организации процесса является непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность,
учебное занятие. При проведении практической части изучения темы возможны рисунки по заданной теме, инсценировки, кукольные спектакли, праздники.
Учебно–тематический план составлен на 72 часа на каждый учебный год.
Режим обучения детей в творческом объединении: 2 раза в неделю по 25 минут – 1 час в неделю.
Материал излагается с учетом возрастных психологических особенностей дошкольников, предваряемый задачами воспитания, которые являются ориентирами на конечный результат, предполагаемый на завершающем этапе воспитания, образования и развития дошкольника.
Формы и методы работы
Проведение опытов (постановка проблемы, выдвижение предложений, проверка гипотез, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод.)
- Беседы
- Наблюдения
- Игры
- Экскурсии
- Экспериментирование
- Исследование
- Рассказ воспитателя
- Тайна, сюрприз.
Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
- Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию
- Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами
- Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением
- Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач
- В диалоге с взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Список используемой литературы:
- Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России, 2007.
- Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3.
- Материалы Интернет-сайтов.
- Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с
- Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации» / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 64с.
- Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
|