Авторская программа театрального кружка "Улыбка"
Составитель: воспитатель Малофеева Л.В.
Пояснительная записка
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Скачать: Авторская программа театрального кружка "Улыбка" (материалы к проекту)
Театрализованная деятельность позволяет ребенку:
- формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
- решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Сказанное выше и определило подход к составлению программы театрализованного кружка «Улыбка».
Актуальность программы.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.
Для педагога.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества
- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения
- ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра
- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
- нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю
- проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли
- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения
- учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы)
- воспитывать любовь к театру
- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
Для родителей.
Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности.
Задачи:
- обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
- постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
- по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.
- рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
- рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
На практике эти задачи реализуются через занятия театрализованного кружка «Улыбка», где обучаются дети 5 — 7 летнего возраста. Данная программа рассчитана на 2 год обучения.
Программа построена на принципах:
- системности (от простого к сложному),
- импровизационности
- гуманности
- учета индивидуальных способностей каждого ребенка
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Музыкальное воспитание» — дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
- «Изобразительная деятельность» — где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
- «Развитие речи» -где у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
- «Ознакомление с художественной литературой» — где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
- «Ознакомление с окружающим» — где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
- «Хореография» — где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
Разделы программы (виды творческой деятельности)
- основы кукловождения.
- основы кукольного театра.
- основы актерского мастерства.
- основные принципы драматизации.
- самостоятельная театральная деятельность.
- основы театральной культуры
- проведение праздников, спектаклей
При составлении программы был учтен опыт авторов других программ, работающих по театральной деятельности: Л.Г. Миланович, А.В. Щеткин, А.Е. Антипина, Н.Ф. Сорокина, Э.Г. Чурилова. Программа соответствует Федеральным Государственным образовательным Стандартом (ФГОС), так как в содержание деятельности включена интеграция образовательных областей.
Основной формой работы является непосредственно образовательная деятельность (НОД) и образовательная деятельность в режимных моментах (ОДРМ), подгруппами один раз в неделю (25-30 мин) и в свободное время.
Тематический план программы
Первый год обучения
Основные направления работы с детьми
Театральная игра. Театральная игра – исторически сложившиеся общественное явление, самостоятельный вид деятельности свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещатся на площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев в спектакле, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в чётком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно- этические качества
Ритмопластика. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; Учить запоминать заданные позы и обратно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учиться создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать чёткое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (Особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства, культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем. Работа над спектаклем базируется на авторских пьеса и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектаклей.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами, учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (Грустно, радостно, сердито, удивительно, осуждающе, таинственно и т. д); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Основы кукловождения. Этот раздел формирует устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем.
Задачи. Обучать детей приёмам кукловождения: настольного театра, конусные игрушки, тростевые куклы, напольные куклы, куклы – марионетки, верховые, куклы с «живой рукой»
Предполагаемые навыки и умения детей
- Умеют действовать согласованно
- Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц
- Запоминают заданные позы
- Запоминают и описывают внешний вид любого ребёнка
- Знают 5-8 артикуляционных упражнений
- Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе
- Умеют произносить скороговорки в разных темпах
- Умеют произносить скороговорку с разными интонациями
- Умеют строить простейший диалог
- Умеют составлять предложения заданными словами
Обеспечение программы
- систематизированный литературный материал (книги стихов, сказок, пословиц, поговорок, авторских произведений);
- фонотека (произведения детской литературы, музыка – народная, классическая, современная);
- фото разных театральных зданий, театральных профессий;
- мультимедийное оборудование;
- картотека пальчиковых игр, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика;
- скороговорки на развитие дикции;
- игры драматизации, музыкальные игры и игры превращения;
- игры на пластику;
- театральные этюды;
- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- элементы костюмов для создания образов;
- пальчиковые куклы;
- сценический грим;
- видеокамера для съёмок и анализа выступлений;
- электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства», «Театры мира»;
Содержание занятий по театрализованной
деятельности включает в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; иры-драмматизации; упражнения для социально эмоционального развития детей; коррекционно — развивающие игры
- Задания для развития речевой интонационной выразительности;
- Игры – превращения ( «Учись владеть своим телом»), образные упражнения
- Упражнения на развитие детской пластики;
- Ритмические минутки (Логаритмика)
- Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимого для свободного кукловождения;
- Упражнение на развитие выразительной мимики, элементы и искусство пантомимы;
- Театральные этюды
- Отдельные упражнения во время драматизации
- Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок
- Знакомство не только с текстом сказки, но и с средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д
- Специальные помещения, костюмы и декорации, магнитофон, проигрыватель, кассеты, детские музыкальные инструменты, различные атрибуты к занятиям, наличие кукол для театра (наглядные материал) и ширма.
- Диагностика, постановка кукольных спектаклей драматизация сказок, проведение праздников, конкурсов, концертов
Список литературы:
- Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С —.П.. 2011г
- И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня». С.- П …2012г.
- И.А. Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
- Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в д.с.» М.2014г.
- О.Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М.. 2010г.
- А.Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений». М.. 2011г.
- Л.Е. Кыласова «родительские собрания» Волгоград: 2010г.
- И.Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
- Е.В. Лаптева «1000 русских скороговорок.» М... 2012г.
- А.Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики»
- Л.В. Артемонова «Театрализованные игры дошкольников» М. 1997г.
- Ю. Алянский «Азбука театра» М.. 1998г.
- Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». М.. АРКТИ, 2002г.
- Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в д.с.». М.. 2009г.
- Г.П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М.. 2009г.
- А.Г. Распопов «Какие бывают театры». Изд –во: Школьная пресса 2011
- Н.Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Ст. гр.» 2009г
- Г.В. Генов «Театр для малышей» М.. 1968г.
- Л.В. Щёткин. «Театральная деятельность». М.. 2008г.
- Э.Г. Чурилова «Театрализованная деятельность» 2001г.
- А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в д.с». М.. 2006г.
|