Таинство теневого театра или искусство управления тенью
Грибова Е.В.
Аннотация
В помещении темно, но вдруг загорается свет и упирается в экран белого листа, занавес уже открыт, а на импровизированной сцене появляется первый силуэт и сказка оживает… Теневой театр – интеграция художественных образов, оригинального оформления, текстовой озвучки и музыкального сопровождения, позволяющая детям в увлекательной форме познакомиться с данным видом искусства, способствующая развитию речи, проявлению фантазии, побуждению к активному взаимодействию и общению, формированию эстетического вкуса и приобщению к культуре.
У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое.
Карел Чапек
Скачать: Таинство теневого театра или искусство управления тенью (полный конспект)
Организация театрализованной деятельности в условиях ДОУ имеет важное значение в социализации, повышении уровня общего развития, налаживании коммуникации со сверстниками и взрослыми, развитии художественных способностей и творческого потенциала, эстетического чувства, артистизма, артикуляционного аппарата, речевой активности и эмоциональной отзывчивости. Увлечение театром может стать прекрасным средством преодоления робости, застенчивости и неуверенности в себе; в постановках каждый ребенок способен найти воплощение фантазий и отражение своего мироощущения.
Среди множества видов и подвидов театра (настольный, напольный, стендовый, верховой, пальчиковый, варежковый, ложковый, бумажный, магнитный, театр живой куклы и пр.) совершенно особое место занимает теневой — это зачастую самый загадочный и зрелищный для детей, вместе с тем доступный и легкореализуемый для педагогов театр. Простое и увлекательное занятие, включающее в себя таинство света и тени, преамбулу и представление, людей и фигур, движение рук и марионеток-силуэтов… Простор для фантазии практически неограничен: можно рассказывать как широко известные сюжеты (разыгрывать постановки, основанные на сказках, баснях, небольших пьесах) и брать за основу хорошо знакомых персонажей, так и выдумывать новые истории с никому не известными героями.
Как одна из форм визуального искусства театральная теневая деятельность зародилась в Китае свыше 1,7 тыс. лет назад. [1] Изначально представления проходили на улице в ночное время суток, а в качестве источника света применялись масляные лампы. Традиционно марионетки, которые прислонялись к полупрозрачному экрану с задней стороны, изготавливались из тонкой кожи, бумаги или картона. В зависимости от материала они имели различный тип крепления: цельные фигурки крепились на деревянные либо металлические палочки, а составленные из отдельных, подвижно соединенных частей – на более сложные конструкции. Ко второму тысячелетию театр теней помимо Китая получил широкое распространение в Индии и других регионах Азии; в 1767 году техника данного театра была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. Спустя 7 лет поэт Гете самостоятельно устроил представление в Германии, еще через 2 года искусство дошло до Великобритании. В России теневой театр появился на рубеже 17-18 вв. во времена правления Анны Иоанновны в рамках школьных театров в духовных семинариях и академиях. Специфика, эстетика и тематика театра теней варьируется в зависимости от традиций и ситуации, но известнейшим и наиболее влиятельным и по сей день остается таншаньский театр теней. [2]
Если раньше данный вид искусства по причине дороговизны изготовления кукол-марионеток был доступен только богатым людям, то сейчас его можно превратить в увлекательное действо для детей. Для этого понадобится лишь плоскость-экран из светлого полупрозрачного материала (ткани или бумаги), направленный источник света (подойдет и обычная лампа дневного света, карманный фонарик и даже мобильный телефон с соответствующей функцией), выполняющие роль «артистов» объекты (например, бумажные фигуры тёмного цвета на деревянных палочках). Сам экран вешается или ставится между предполагаемыми зрителями и источником света; отбрасывающие тени фигуры располагаются между экраном и лампой.
Для начала можно предложить детям определить источники света (какой бывает свет, что он дает, что приходит на смену дню), пощелкать выключателями, включить-выключить фонарики и пр. Найти и назвать естественные и искусственные источники света – люстры, фары от машин, фонари, новогодние гирлянды, лампочки, газ на плите, салют в небе, свечки, костры, солнце, луна, звезды, светлячки и т.д. Обсудить, что день сменяется ночью, солнышко на небе – луной; осознать, что включенную люстру можно выключить, а зажженную свечку – задуть. При помощи обычного карманного фонарика можно определить, что влияет на яркость источника света, изменяя удаленность и силу (фонарик ближе-дальше, лампочек включено больше-меньше); посветить на разные предметы и понаблюдать за тем, какие тени они отбрасывают и под каким углом. Провести эксперимент, проходит ли свет фонарика через бумагу, стекло, плотную ткань, воду и пр.
Чтобы заинтересовать и подготовить детей, предварительно следует посмотреть вместе и обсудить небольшой мультфильм о том, как это весело — играть с тенями, для маленьких деток лучше подойдет серия Лунтика и его друзей [4], для ребят постарше – познавательный мультик Фиксики [5]. Интересным может показаться полнометражный мультфильм французского мультипликатора Мишеля Осело, нарисованный в изысканной силуэтной манере и своеобразной теневой технике, «Принцы и принцессы» и его продолжение «Драконы и принцессы» [6].
Для современных детей, значительную часть своего времени проводящих перед экранами телефонов, планшетов, компьютеров и прочих устройств, можно подобрать тематические приложения – например, «Театр Теней Papaton – кукольные сказки для детей и их родителей» [8], который можно скачать из App Store и установить на iPhone, iPad. Множество соответствующих приложений с различными опциями и степенью сложности также устанавливаются и на Android из Play Маркета (так, рисунок 1).
Рисунок 1
Интересным можно сделать и простое времяпрепровождение ребенка за компьютером и без каких бы то ни было специализированных ИКТ-программ. Для этого нужно зайти в Интернет, в любом поисковике отобрать понравившиеся изображения, сохранить их на рабочем столе, открыть при помощи программы Paint (рисунок 2), в которой можно не только обрабатывать, но и создавать графические файлы. Далее над картинками нужно немного «поколдовать», а именно сделать черную (силуэтную) заливку и после этого можно отправлять на печать. Останется только вырезать подобранные объекты и либо задекорировать ими экран, либо «насадить» на палочки для непосредственного участия в представлении.
Рисунок 2
Теперь пора переходить непосредственно к таинству теневого театра, но прежде чем изготавливать фигуры-силуэта для полноценного представления можно поэкспериментировать с тенями от различных предметов (рисунок 3).
Рисунок 3
Начинать знакомство детей с данным видом театрального искусства рекомендуется, начиная с 1,5-2 летнего возраста. При этом первые занятия должны проходить исключительно как театральное представление, разыгрываемое перед маленькими зрителями уже опытными «актерами». И только после того, как ребенок поймет правила, ознакомится с традициями и особенностями теневого театра, его самого уже можно включать в представление как активного участника действия, предоставлять возможность озвучить роли, передвигать декорации и даже «руководить» фигурами-героями. Начинать, естественно, стоит с небольших эпизодических ролей и постепенно усложнять.
Для создания настоящей театральной атмосферы в помещении необходимо немного приглушить свет. Экраном-ширмой может служить большой белый лист бумаги, калька, ватман, кусок белой ткани в зависимости от нужного размера. Заметно преобразить ширму могут шторки-занавес по бокам и узкий ламбрекен по верхней перекладине (рисунок 4). Или задекорировать ширму под экран телевизора. Смастерить небольшой экран просто и из обычной обувной коробки, аккуратно вырезав дно. При этом лицевую сторону можно либо раскрасить, либо украсить.
Рисунок 4
В том случае, если роль «артистов» предстоит исполнять появляющимся на экране теням от различного положения рук и переплетения пальцев, то предварительно необходимо потренироваться в их правильном складывании (рисунок 5). После того, как будут освоены статичные фигуры, можно начинать «оживлять» персонажей — для этого достаточно просто пошевелить пальцами, и заяц пошевелит ушами, лиса откроет рост, а птица замашет крыльями. Занятие это не только увлекательное, но и полезное – развивает мелкую моторику пальцев рук, пространственное мышление и воображение. Для вдохновения также можно посмотреть видео с представлений профессионалов пальцевого театра теней. [3]
Рисунок 5
Если же персонажами теневого театра предстоит стать «фигурам-силуэтам», то их можно изготовить из подручных материалов: бумага или картон, карандаш, нож для бумаги или ножницы. Вариантов тут тоже несколько: распечатать изображения на принтере и вырезать по контуру, нарисовать самим или воспользоваться готовыми трафаретами. Для надежности при многократном использовании силуэты ламинируют либо изначально для жесткости изготавливают из плотного картона. Закрепить готовые фигурки удобно при помощи клеевого пистолета, изоленты и/или скотча как на тонкие палочки (трубочки от коктейлей или деревянные шпажки как на рисунке 6), которые удобно держать находясь на расстоянии от экрана (обычно так поступают с главными действующими героями представления), так и выполнить на плоских основаниях, что рационально в том случае, если не предполагается частое передвижение фигурок вдоль экрана (можно расставить на плоском основании и оставить без участия человека, например, оформить декорации или создать антураж: деревья, дома, шторы, стол и т.д.).
Рисунок 6
Полезные советы:
- чем меньше экран, тем тоньше и прозрачнее должен быть используемый для его изготовления материал и тем ярче нужен источник света;
- представление можно разыгрывать как при помощи «героев» на палочках, так и собранных из пальцев рук, ладоней силуэтов;
- важно правильно установить источник света, а именно так, чтобы тень от фигур/рук падала прямо на экран (рисунок 7 ниже);
- чтобы тени были четкими, свет должен падать прямо (не сбоку), а лампа — стоять в 2-3 метрах от стены (не близко);
- чтобы статичные декорации не смещались по время представления, их необходимо надежно крепить к самому экрану (например, при помощи двухстороннего скотча, кнопок или скрепок);
- нужно следить за тем, чтобы силуэты держащих фигуры не оказывались в лучах источника света, в противном случае их тоже будет видно зрителям;
- стоит помнить, что чем ближе «герои» будут расположены к источнику света, тем они станут больше на «сцене», и, соответственно, чем ближе персонаж к экрану, тем он станет меньше;
- чтобы силуэтные фигурки были контрастными и заметными на экране, их лучше делать черного или очень темного цвета;
- привнести красок и цвета в спектакль можно при помощи цветных лампочек или специальных фильтров, для ночных сцен подойдет синий цвет, для утренних – красный или оранжевый;
- удерживать всех героев в руках априори невозможно, поэтому разумно будет предусмотреть возможность закрепить их у основания «сцены»;
- в первых постановках не рекомендуется задействовать более двух-трех персонажей, только после тренировке следует приступать к спектаклям с большим числом героев;
- усложнить постановку можно используя подвижные фигурки-силуэты, для этого необходимо собирать «героев» по частям, а затем примотать конечности (руки, ноги, хвосты, крылья) и другие подвижные фрагменты к туловищу, например, при помощи тонкой проволоки;
- чтобы зрителям было понятно, какой герой говорит в данный момент, он обязательно должен двигаться, а те, что молчат — не шевелиться;
- роли лучше выучить наизусть: во-первых, это тренировка памяти, во-вторых, читать с листочка в темноте достаточно затруднительно;
- длительность представления должна варьироваться в зависимости от возраста актеров и предполагаемых зрителей: чем младше дети, тем короче постановка;
- репертуар необходимо подбирать исходя из количества разных героев, чтобы было больше действа и смены «персонажей» за экраном.
Рисунок 7
Инсценирование часто является завершающим этапом изучения какого бы то ни было литературного произведения. Дополнительное действо – это тщательный подбор музыкального материала, фонотеки к планируемой постановке; озвучка «персонажей» способствует формированию культуры речи детей, умению сознательно и правильно пользоваться всеми компонентами интонации. Создать же театральную атмосферу можно занимаясь и другим видом детской деятельности – изобразительной, нарисовав билеты и составив программку (рисунок 8). Театру разрешено начинаться совсем не с вешалки, а с ознакомления с афишей предстоящего представления. Во время самого спектакля здорово будет устроить настоящий антракт с импровизированным буфетом, а завершать перерыв традиционными звонками, призывающими к началу просмотра второй части представления.
Рисунок 8
Обсуждать увиденное и проводить рефлексию можно в не менее творческой форме – например, при изготовлении тематического лэпбука «теневой театр» (или, иными словами, книжки-раскладушки со всевозможными кармашками, дверками, окошками, конвертами, вкладками и подвижными деталями, объединяющая материалы по какой-то теме). Лэпбук обеспечивает одновременно игровую, познавательную, художественную и творческую активность детей; в нём также удобно хранить приготовленный реквизит, фигурки-силуэты, программки представления и входные билеты на него (рисунок 9).
Рисунок 9
Стоит также учесть, что в Москве есть свой детский театр теней (ГБУК г. Москвы «МДТТ») на Измайловском бульваре [7], использующий в своей работе приемы китайского теневого театра. Основателями, вернее его основательницами уже 74 года назад стали художник Екатерина Зонненштраль и режиссер Софья Свободина. Есть возможность сводить детей на представление, где актеры-рассказчики органично сочетаются с кукольным и теневым театром, или пригласить профессионалом со спектаклем в ДОУ, где они покажут юным зрителям свое волшебство.
Театр теней — это действо, где можно одновременно исполнять роль «артиста», сценариста, декоратора, режиссера и постановщика. Благодаря возможности вырезать практически любые фигуры-силуэты, теневой театр является необозримым полем для безграничного полета детской фантазии, попутно формируя стойкий интерес к театрализованной деятельности в целом. В рамках таких занятий происходит интеграция сразу нескольких образовательных областей — это познание, коммуникация, социализация, художественное творчество. Приобщение детей к театрализованной деятельности благоприятно сказывается на раскрытии личности, индивидуальности и эстетического потенциала; ребенок раскрепощается, получает возможность выразить свои чувства и разрешить внутренние конфликты, передает творческие замыслы и получает удовлетворение от процесса.
Библиографический список:
- Линь Ли, Восхитительный театр теней / TIANSHANNET. [Электронный ресурс]. URL:
- Китайский театр теней / ССTV-com. [Электронный ресурс].
- Ombres chinoises — Театр теней. [Электронный ресурс].
- Лунтик и его друзья — 207 серия. Тень [Электронный ресурс].
- Фиксики — Театр теней | Познавательные мультики для детей, школьников [Электронный ресурс].
- Иван Царевич и переменчивая принцесса [Электронный ресурс].
- Московский детский театр теней (ГБУК г. Москвы «МДТТ») / Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http: //www. teniteatr. ru/ (дата обращения: 31. 01. 2018)
- Приложение для iPhone и iPad «Театр Теней Papaton – кукольные сказки для детей и их родителей» / App Store [Электронный ресурс]. URL:
|