Итальева Наталья Алексеевна. Формирование литературного опыта у детей дошкольного возраста

Формирование литературного опыта у детей дошкольного возрастаПолное ФИО : Илларионова Елена Валерьевна
Название (номер) учреждения: МАДОУ ЦРР д/с №116 «Теремок»
Должность: Воспитатель
Город (село, поселок), Область, Край : г.Уфа
Название работы: « Формирование литературного опыта у детей
дошкольного возраста»

Тема: « Формирование литературного опыта у детей
дошкольного возраста»
Цели эксперимента:
1. Разработка и апробирование ЛСМ, которые способствуют развитию аналитических умений и навыков дошкольников.
2. Создать педагогические условия для целенаправленного систематического применения дидактических многомерных технологий для активизации детей в индивидуальной и совместной работе.

 

Задачи:
- Определить психолого-педагогические условия для развития литературного образования. Разработать адаптированные средства моделирования педагогических объектов (ЛСМ) в игровой форме.
- Заложить основу полноценного восприятия художественной литературы и ввести ребенка в мир словесного искусства. Показать многообразие жанров художественной литературы.
- Обосновать и опытно - экспериментальным путем апробировать проективные умения педагога ДОУ в процессе профессиональной подготовки.
- Внедрить в практику дидактический дизайн как системный подход к проектированию.
Научный руководитель эксперимента:
Штейнберг Валерий Эммануилович, профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук, лауреат премии УрО РАО, заслуженный изобретатель Республики Башкортостан, академик АПСН, заместитель главного редактора «Педагогический журнал Башкортостана», заведующий НЭЛ «Дидактический дизайн в профессионально-педагогическом образовании» БГПУ им. М Акмуллы.

Объект исследования:
Внедрение и реализация логико-смысловых моделей в изучение художественной литературы в ДОУ.

Участники эксперимента:
Педагоги, дети и родители дошкольного образовательного учреждения

Предмет эксперимента :
Педагогические условия освоения новых проективных умений педагогов ДОУ, совершенствование педагогической деятельности и профессионально-творческого развития личности воспитателя ДОУ для модернизации образовательного процесса в ДОУ на основе дидактической многомерной технологии и дидактического дизайна.

Гипотеза:
Внедрение дидактических многомерных технологий на занятиях будет способствовать становлению таких качеств дошкольника как:
• сосредоточенность внимания;
• логическое мышление;
• воображение;
• владение речью.

Актуальность:
Направленность содержания воспитания и образования дошкольников на современном этапе предусматривает придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла. Принцип вариативности программ и организационных форм ставит перед педагогами проблему литературного образования детей дошкольного возраста. Приобщение ребенка к искусству, формирование у него способности воспринимать и понимать ценности культуры – необходимое условие духовного наследия прошлого, развития внутреннего мира. Данный процесс трудно представить вне воздействия произведений художественной литературы и фольклора. Однако в эпоху всемирных компьютерно- информационных технологий детской книге противостоит небывалое прежде по масштабам обилие видео-, аудио-, и полиграфической продукции коммерческого характера. Многие образцы такой продукции зачастую затрагивает поверхностный, примитивный уровень эмоций ребенка, почти не требует от него особых усилий для восприятия, не способны вызвать полноценные художественные образы, не ориентируются на развитие эстетического сознания. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из актуальных направлений современного образования.

Объем эксперимента:
В эксперименте задействованы дети экспериментальной группы – 15 человек. Эксперимент рассчитан на 4 года. Включает 3 этапа.

Этапы эксперимента:
Первый этап организационный. На этом этапе решаются следующие задачи:
1) Формирование и развитие познавательного интереса, мотивации к проектированию ЛСМ;
2) Расширение представлений о проектировании логико-смысловых моделей и о способах формирования проективных умений.

На первом этапе формирования проективных умений педагог овладевает технологией проектирования ЛСМ, включающей в себя определение проблемы, целеполагание, конструирование необходимого количества логико-смысловых моделей для всестороннего освещения своего проекта, раскрытие их содержания, оформление полученных данных, промежуточный контроль результатов.

Второй этап теоретический. Задачами второго этапа являются:

1) Овладение педагогами определенными действиями и операциями, соответствующими этапам осуществления деятельности по проектированию логико-смысловых моделей;
2) Формирование обобщенных умений по проектированию ЛСМ (цель, содержание, разработка и реализация, оформление, качество презентации, защита проекта).

Отличительной особенностью этапа является не только воспроизведение педагогами усвоенной теоретической информации, но и творческое переосмысление материала. Именно на данном этапе в ходе проектирования происходит формирование у педагогов оформительских умений с учетом инструментальной и компьютерной грамотности.

Третий этап практический. Задачи третьего этапа:
1) С помощью специально проектируемых наглядных дидактических средств адаптировать дидактические многомерные технологии, активизировать сенсомоторику и интеллект ребенка.
2) Формировать базовые учебные умения, необходимые для успешного обучения в школе, а именно интерес и тягу к книге, распознавание, сопоставление, сравнение, разделение, заключение, систематизация.

Выводы:
Экспериментальная деятельность проведена в соответствии с поставленными задачами по каждому этапу. Плановые организационно-педагогические, организационно-методические, контрольно-аналитические и др. мероприятия были выполнены согласно установленным срокам и в полном объеме.
Результаты экспериментальной деятельности представлены на различных уровнях (внутри ДОУ, районном, городском), имеются печатные материалы по теме эксперимента « Проективные умения педагога ДОУ» , подготовлена статья для научно-практического сборника.

Литературное образование оказывает существенное нравственно-эстетическое, интеллектуальное воздействие на воспитанников: формирует у детей интерес к чтению и пониманию произведения; способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; развивает у ребенка готовность к творческой деятельности; повышает собственную самооценку, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Просмотров: 525
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Смелова Ирина Александровна. Формирование словаря воспитанников раннего возраста в процессе приобщение к чтению художественной литературы
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Рычкова Ирина Борисовна. Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Морозова Карина Анатольевна. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
  • Колесникова Елена Юрьевна. Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством восприятия детской художественной литературы через реализацию рабочей программы «БЛАГОдарю»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Беденко Александра Ивановна. Формирование логических приёмов мышления у детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс логико-математических игр
  • Демирова Эльмира Тажудиновна. Доклад на тему: «Психолого — педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях»
  • Ионат Наталья Сергеевна. Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Синявина Людмила Михайловна. Индивидуальный подход к детям в процессе руководства игровой деятельностью. Тема: « Формирование игровых умений в процессе театрализованных игр».
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Пиманова Людмила Александровна. Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации ФГОС
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Анна Протасова. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Антонова Светлана. Формирование коммуникативных умений дошкольников посредством игры
  • Борисенко Татьяна Викторовна. «Формирование у дошкольников умения использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности»
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь