Перинатальные потери. Глава 2.2 Кто причастен? (Очевидцы)

Очевидцы

 
   Прародители, братья/сестры (сиблинги). Также несправедливо мало внимания и поддержки получают в данной ситуации, редко кто думает, что бабушка, дедушка и сиблинги тоже могут испытывать горе. Однако все иначе, одновременно они переживают двойную боль за своих детей, братьев, сестер и утрату внука/внучки,  племянника/племянницы при этом не имея ресурсов или возможности помочь. Кому-то из них это может напомнить собственную потерю. Как и родители, бабушки и дедушки теряют часть своего будущего.

   В целом, эмоциональные реакции могут быть точно такими же, как и у родителей, потерявших ребенка (описано в Главе 1), а значит необходим соответствующий комплекс психологических мероприятий и этой группе людей. Чувство вины также может возникнуть и у прародителей, если, например, ребенок болел каким-либо наследственным заболеванием, были конфликты или др. субъективно выделяемые причины. Гнев является не редким явлением среди бабушек и дедушек, как правило, он может быть направлен как на себя, за неспособность уберечь детей от боли утраты, так и на самих детей за "непослушание", несоблюдение советов, не поступали так как советовали, в отдельности на зятя или невестку. Стоит понимать, что не всегда данная реакция носит рациональный и осознанный характер, зачастую это обусловлено состоянием отчаяния и травматических переживаний текущего состояния. 

   В некоторых случаях горюющая пара решает поставить на паузу общение с близкими, сосредотачиваясь на себе и не беря во внимания чувства близких, что тоже может причинить им дополнительные переживания в виде беспомощности, обиды и печали. Им сложно проявлять скорбящим родителям свою заботу, имея тяжелый груз собственных переживаний. Пара может оставлять приоритет в помощи одной из стороне старшего поколения, в то время как другие прародители могут почувствовать себя ущемленными, делая все возможное, чтобы помочь. 

   В большинстве случаев семейные отношения проходят через испытания в период кризиса. Утрата может повлиять на способность принимать чужую точку зрения, соглашаться или не соглашаться с другими способами решения проблем, переступать через собственные убеждения под действием ситуации вопреки личному желанию, привычкам. 

   Дети. Особая категория. Дети также скорбят в двойном объеме, о потерянном брате или сестре и переменах, происходящих с их родителями. Детские переживания протекают в соответствии с возрастом, особенностями восприятия, а также семейной обстановкой. Даже если дети не совсем понимают происходящее, они могут очень точно все чувствовать. Если им не рассказывают о том, что произошло они могут испугаться или подумать, что ситуация ухудшится, если они начнут задавать вопросы. Страх и тревога за родителей оказывают влияние на их поведение. Дети многие вещи воспринимают буквально, а случившееся может травмировать их, поэтому в этот период они нуждаются в особом внимании и общении. Понимание ситуации может произойти не сразу, дети могут вести себя так, будто не поняли или не верят тому, что им сообщили, поэтому приходится снова и снова. Дети могут стараться скрывать свои чувств, могут начать плохо себя вести, таким образом требуя больше внимания, могут себя вести как ни в чем не бывало или могут испытывать одиночество и изоляцию.

   Дошкольники могут чувствовать, что родители отдаляются от них и думать, что это они недостаточно хорошие, что их больше не любят, иногда злятся на маму, папу или погибшего ребенка. Если ребенок изначально был против появления еще одного члена семьи, то в случае перинатальной потери может возникнуть чувство сильной вины, причастности в произошедшем, возможностью контролировать и влиять на этот процесс (потому что они этого хотели, говорили об этом, показывали это, а теперь родители грустят и, возможно, не любят его). Может появиться страх, что близкие тоже могут погибнуть. У некоторых детей могут происходить физиологические сбои: нарушение сна и пищевого поведения, боль в животе, могут мочиться во сне, чаще болеют и подвержены травмам. Некоторые дети могут говорить с умершим ребенком. 

   Младшие школьники осознают, что смерть может настигнуть любого человека, в том числе его близких и даже его самого. Может показаться, что им все равно на погибшего малыша, однако через игровую и творческую деятельность дети компенсируют появившиеся внутри переживания, интенсивные эмоции и происходящее вокруг в целом. Смех, шутки и игры - это их способ помочь себе совладать со стрессом и напряжением.

 Подростки. Ввиду своего возраста естественным образом преодолевают физиологические и эмоциональные перемены, а потому особенно нуждаются в родительской поддержке. На них потеря в семье оказывает очень большое влияние. Кто-то мог очень ждать появления малыша, участвуя в общении во время внутриутробного развития, кто-то, напротив, мог с недовольством воспринимать будущие изменения в составе семьи. Некоторые подростки реагируют на произошедшее путем становления более независимыми. Другие считают, что должны крепиться, чтобы поддержать родителей и подавляют и игнорируют свои чувства, что в свою очередь усиливает стресс. Им может казаться, что от них требуется взять часть родительских обязанностей на себя. 

     Так или иначе, невозможно предугадать, что чувствует и думает каждый ребенок, опираясь лишь на возрастные особенности. Как и взрослые, дети разных возрастов могут переживать гамму чувств, включая потрясение, неверие, грусть, ярость, вину, депрессию, страх и возмущение. Эти чувства могут быть сложными и противоречивыми, дети могу не смочь выразить свои чувства словами, поэтому они могут выражать свое огорчение через изменение поведения. Может потребоваться помощь психолога. 

   Соседки по палате. По-настоящему невольные очевидцы. В зависимости от медицинского учреждения это могут быть юные девушки, беременные женщины или только что родившие. Понятно, что они вынуждены находиться в такой ситуации и наблюдая происходящее нередко идентифицируют это на себя как на женщину или маму.

   У девушек может возникнуть страх за собственную будущую беременность и ее исход, чувство стыда, отчаяния и жалости от того, что они не знают как и не могут поддержать страдающую женщину.

    Беременные женщины, помимо прочего, особенно сильно начинают тревожиться за течение своей беременности, усиливая свои переживания тем, что раз они и так уже в больнице, то у них может закончиться точно также. Могут злиться на то, что им приходится быть рядом с такой женщиной, конфликтовать на этот счет. Холодно относиться к женщине с потерей, скрывая свое сопереживание и сочувствие ей. Кому-то эта ситуация может напомнить собственную потерю, усилив тем самым воспоминания и напряжение. 

  Родившие также могут беспокоиться за здоровье своего наворожденного малыша, испытывать неловкость за несоответствие исходов беременности своей соседки. 

 В целом, могут быть вовлечены в ситуацию негативными, агрессивными высказываниями или поведением пострадавшей женщины, ее острой стрессовой реакцией на происходящее. 



Просмотров: 283
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Заметки нейропсихолога. Что могут гаджеты, чего не могут родители?
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • Почему дети-инвалиды могут быть выгодны женщинам?
  • «Мама, мне скучно!» Почему современные дети не могут сами себя занять
  • Страх взрослеть: 8 потерь, с которыми не могут смириться «вечные дети»
  • Детская агрессия: от чего могут злиться дети
  • Могут ли дети манипулировать?
  • Дети могут многому нас научить
  • Почему дети не могут поделить игрушки?
  • Приемные дети. Какими они могут стать.
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Могут ли возникнуть серьезные отношения у людей с IQ 150 и 100? Интервью с участниками событий.
  • 7 мучительных проблем первоклассников. Как могут помочь родители?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Могут ли близкие отношения быть без конфликтов?
  • Чувства. Что они могут скрывать?
  • о том, как родители могут помочь детям
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Как могут родители помочь ребенку после развода
  • Мамы тоже могут злиться
  • Лучше гор могут быть только деньги 2
  • Если в ваших отношениях этого нет, Вам могут начать изменять
  • «Психотерапия за 5 минут или Изменения могут быть моментальными».
  • Конфликты в парах могут быть и опасными, и полезными
  • Почему мужчины могут оставаться в отношениями, даже если уже разлюбили
  • Вагинизм. Когда причины могут быть совсем необычными. Решение проблемы
  • Гиперконтроль над ребенком. Какие последствия могут быть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь