Обида - способ манипулировать. О тотальности систем

Обида  способ манипулировать О тотальности систем



Обижаться на других людей, как средству заставить их делать необходимое себе-самому-любимому, люди обучаются еще с детства.

Это "горячее на вкус" чувство имеет под собой многослойную подоплёку. Оно сходно "разочарованию в реальности", когда кто-то действует вразрез с тем, как человеку от него этого хочется. Противоположность, связанная с чувством обиды воедино, - чувство вины.

 

Плоскость проявлений обиды

Поговорим подробнее об обиде и том, что с нею связано. Например, если вы согласились в один прекрасный момент с какой-то системой взглядов - скажем, что вы хороший человек, - то далее теперь должны защищать это в глазах других, зачастую очень горячо и эмоционально. Система-то требует служения и подчинения себе - это свойство всех систем, в которые оказываешься вовлеченным. Почему - об этом далее.

Сказать по правде - это, конечно, не "система взглядов", а скорее ощущение, впитанное, проявившееся в вас.  Скорее всего, берущее свое начало еще от ощущений при взаимодействии с вашими близкими в вашем детстве. И в вас рождается некоторая внутренняя "убежденность", что в отношениях со всеми людьми у них от вас и у вас от них должны быть такие же ощущения. Особенно, когда вы ведете себя "хорошо" - как то настоятельно подтверждалось принятой в семье системой поощрений и наказаний.

И вдруг однажды выясняется, что это не так. Вы ведете себя "хорошо" по отношению к другим людям, а они это так не оценивают.  Для них "хорошо" и "плохо" - это что-то другое... И тут внутренний ребенок "опускает голову" и надувает губы, не понимая, что же "не так"? И расстраивается - "я же хороший! будьте и вы ко мне добры, снисходительны и открыты!" Но - в отношениях с другими этого нет, они не придерживаются мнения, что вы такой особенный и лучше всех. Для других такого соглашения нет. Они спокойно живут по другой - по своей системе. 

Как так получилось, что ваша система, кажущаяся столь тотальной, на самом деле лишь считалась такой? И откуда взялось такое мнение о ее тотальности?

 

Обида по-наследству

Как выясняется, обида, под обвинением в несправедливости, скрывает способ заставить другого принять свою внутреннюю точку зрения на то, что такое "хорошо и что такое плохо". Чтобы тот другой делал то, что вам нужно, лишь бы на него - второго - не обижались.

Например, родители заставляют что-то сделать ребенка. Но делают это, пугая его своей возможной обидой, что его лишат хорошего к нему отношения (читай - энергии), благ, расположения, каких-то совместных дел (взаимности - в частности, как обмена одинаковыми переживаниями).

И - вот они - те подспудные недосказанные процессы.

И да - одна из частей этой же системы - использование обиды. Когда вами манипулировали, используя чувство обиды, то и вы будете это делать (во всяком случае, до тех пор, пока осознанно не проработаете и не трансформируете это).

 

Измерения систем

Такие системы, зачастую, более тотальны (всеобъемлющи), чем кажутся на первый взгляд. Они ускользают от того, чтобы попасть в объектив, чтобы выйти на передний план. Они как бы вытеснены, находятся на периферии внимания, и зачастую трудно внимание направить именно на них.

Откуда берется такое положение дел, что даже и думать о таких и подобных периферийных областях невозможно. Как тут не вспомнить фильм "13 этаж". Тот момент, когда герой, ломая преграды, достиг края ойкумены - и воочию увидел каркас, на котором собран весь ему (нам?) известный мир. Кто создает такие каркасы? Как это, вообще, происходит?

Система только до тех пор является системой, пока поддерживает свою целостность. Т.е. во всех системах часть энергии взаимодействия элементов направлена на образование и поддержание "каркаса", "структуры" самой системы. В ответ система дает привилегии элементам самой себя. Освобождая нас от свободы, нас освобождают от некоторой части забот. Это объективные законы нашего мира (и нас самих, как части этого мира).

Если в структуру мира ребенка с рождения вошли элементы обид (энергия такой структуры взаимоотношений) - то это ребенком будет воспринято естественным образом. Точно так же, как сила гравитации, притягивающая к полу, трехмерность мира, возможность видеть и говорить... Это для ребенка будет являться "естественной средой" обитания. На трехмерность мира внимание в обычных проявлениях люди не обращают. Но если мир станет вдруг осязаемо двумерным, то тут-то все и начнется - нас будет буквально "плющить". - )))))))).

Так же и с обидой - если нарушится целостность системы взглядов на "хорошо и плохо", - как то закреплено в психике младого члена сообщества людей, - то тут все и начинается.

Система должна оправдывать своё существование. В случае системы оценки и самооценки себя - и обиды как силы, направленной на возвращение к целостности системы оценок - признать, что другие могут поступать вне рамок этой системы, иначе, "плохо" - это расписаться, что "я-центрированная система оценок" не всегда эффективна и не всеобъемлюща. Тут еще и границы и сама структура семейных-родовых-культурных-общечеловеческих систем отношений может нарушаться. Такое системе допустить нельзя. Это нападение на свой образ и образ себя, вписанного в систему соответствующего социума. А нападение на самого себя как на часть системы и есть подспудная часть энергии переживаний, связанных с обидой. Таким образом (через проявление обиды у одного из своих членов-элементов) система концентрирует весь избыток энергии, переданный в использование всей системе ее же членами - и направляет эту энергию на восстановление своей структуры.

Такие системы почти как "живые" - люди лишь посредники для их распространения. Но по настоящему - такие системы - это безличное проявление более общих сил, передаваемых между людьми - люди изначально не такие и лишь "соглашаются" с действием этих сил. Как изначально любой электрон самостоятелен и самодостаточен, и только "соглашается" быть частью атома, попадая на какую-либо орбиту вокруг ядра. Это ему энергетически выгодно. А вот почему  такая энергетическая выгода является одним из основных принципов строения нашей Вселенной - про то думать - это за периферией внимания. Так есть - и на этом точка. Принимайте данность.

Но система оценок не столь всеобъемлюща. И тут есть простор для маневра. Как и электрон может изменить "своему" атому и перескочить к другому. Или полностью освободиться (если где-то урвет кусок потребной на то энергии).

Раз система оценок - это не часть человека, а нечто внешнее, на поверку не свое - то и защищать-то нечего. А можно пересмотреть, изучить внимательнее - и использовать, как мы используем все другие объективные законы этого мира.

Стоит иметь в виду, что система, в которой ты только "правильный и хороший" (как и любой другой - такой-то или такой-то), мешает проявляться тебе настоящему.



Просмотров: 356
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовники-любовницы: что такое "хорошо", что такое "плохо"?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • " Популярная психология " Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 1
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Мужские" и "женские" энергии, и почему эти представления вредят отношениям
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"?
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь