|
Медитация | Подмена понятийАвтор статьи: Гарталова Ольга Олеговна
Не смотря на то, что понятие "медитация" уже давно популярно в нашей стране и в мире, но первый официальный диалог российских и буддийских ученых состоялся только 7-8 августа 2017 года в Дели, на котором присутствовал Его Святейшество Далай-лама, а наш научный мир был представлен членами корреспондентами РАН, докторами психологических наук, среди которых был Давид Дубровский, который ссылался на большой научный интерес к накопленному буддизмом опыту медитативных практик. Чем же на самом деле является медитация и в чем отличие медитативных практик? Об этом я расскажу дальше... Чтобы определить медитацию, как состояние мне понадобилось больше времени, так как чаще я встречаю описание процесса, нежели непосредственное определение: Медитация - (от лат. meditatio — размышление) — род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин). Несмотря на то, что письменные упоминания о развитых системах медитации мы находим в древнейших текстах буддийской традиции (III в. д.н.э.), сам термин «медитация» происходит от латинского глагола «meditari» — «обдумывать», «сосредоточенно размышлять». Так же о происхождении термина написано следующее: ... в разных контекстах означает «обдумывать», «мысленно созерцать», «вырабатывать идеи». В Ветхом Завете хага (на иврите: הגה) означает не только вздыхать или шептать, но и размышлять, умственно созерцать. ... Использование термина meditatio применительно к одной из частей поэтапного процесса мысленного созерцания впервые встречается у монаха Гиго II в XII веке. Неточность в определении "медитации" в России произошла при переводе с латинского языка на русский, в англоязычных источниках это состояние определяется, как "созерцание", и на мой взгляд оно лучше подходит в качестве синонима "медитации" и в большей мере определяет его суть. СОЗЕРЦАНИЕ - способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету, неопосредованный мышлением акт познания. В истории философии его аналогом было понятие интуиции. Словом созерцание часто переводят слово греч. θεωρία, означающее умозрение или «сосредоточение души на надумных тайнах» (Феофан Затворник), а англ. contemplation, под которым понимается состояние после получения информации, когда происходит эффект остановки мысли, «одномоментное схватывание» и инсайт. Т.е. восприятие мира в моменте "здесь и сейчас". МЕДИТАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ Разные культуры, народы, религии применяют отличные друг от друга способы достижения медитации, попробуем их систематизировать: Переработав огромное количество материала, я пришла к выводу, что в контексте данной статьи будет уместным и достаточным предложить вам рассмотреть деление медитативных практик пока только по способу их реализации:
Одна и та же медитативная практика может реализовываться в нескольких аспектах одновременно: например, если мы выполняем практику впервые, для нас читается инструкция и на протяжении всего процесса нам говорят, что именно необходимо делать в данный момент, т.е. техника является управляемой, но когда мы начинаем её выполнять самостоятельно, она превращается в условно не управляемую, т.е. отсутствует только внешнее воздействие, а внутренне остается, ведь мы осуществляем этот процесс, путем самостоятельного управления. Так же разные медитативные практики могут состоять из нескольких стадий, и на каждой из них изменяют способ своей реализации, например, на первой стадии нужно удерживать внимание на дыхании, а на следующей полностью сделать свое внимание открытым и не фокусироваться ни на чем. В динамической медитации Ошо, которая, считается активной, на финальной стадии практикующий внезапно и полностью останавливается, оставаясь совершенно неподвижным в течение пятнадцати минут, наблюдает за всем, что происходит, не фокусируется ни на чем, то есть это практика становится условно безобъектной и пассивной. Примерами объектной условно пассивной практики, где происходит фокус внимания на одном объекте в течение всего сеанса являются: Сахадж Самади Медитация (Шри Шри Йога), Метта и Шаматха (Буддийские медитации), некоторые формы Дзадзэн, медитация “Кундалини”, а так же некоторые формы Цигун, христианские созерцательные практики и пр. В условно безобъектно-пассивной практике внимание удерживается открытым без суждений или привязанностей к внутренним и внешним проявлениям. Мысли, чувства, память, звук, запах и пр. признаются и наблюдаются такими, какие они есть. Примерами процесса неактивного наблюдения, происходящего от момента к моменту являются: Панчакоша медитация, медитация Осознанности, Випассана, а также некоторые виды даосской медитации и пр. Помимо Динамической медитации Ошо, активной может считаться духовная практика "Пять ритмов" Габриэлы Рот, которую часто используют в танце-двигательной терапии. Главная роль в таких техниках отводится физической активности. Она может выполняться с открытыми, полуоткрытыми, закрытыми или завязанными глазами, в сопровождении звуков или полном молчании, включать в себя несколько этапов, а так же проводиться под музыку (в том числе под живой аккомпанемент), или в полной тишине. В поддержку всего вышесказанного, процитирую Ошо: «Динамическая медитация — это лишь подготовка к настоящей медитации. Чтобы медитация стала возможной, нужно выполнить определённые условия. Не считайте, что дыхание и катарсис — это медитация. Это только вступление, введение. Настоящая медитация начинается лишь тогда, когда прекращена любая деятельность — деятельность тела и ума.» Таким образом: Медитация - это состояние созерцания (неопосредованный мышлением акт познания), достигнутый проживанием катарсиса, в процессе духовной, религиозной, оздоровительной практики или в результате спонтанного ненаправленного действия (стрессовой ситуации). Характеризуются глубоким физическим отдыхом и эмоциональным покоем. Проживание катарсиса играет ключевую роль в достижении медитации. В современной психологии катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, но об этом подробнее я расскажу в своей следующей статье "Техники Медитации, как психотерапевтические методы" " Так же катарсис понимается как любое экстремальное (выходящее за рамки обычного) изменение эмоций, которое приводит к обновлению и восстановлению.
В следующей своей статье я хочу осветить вопрос "пользы и вреда медитации", на что следует обратить свое внимание при анализе информации из интернета по данному вопросу, а также рассмотреть данное явление с точки зрения психотерапии. О том, можно ли использовать понятие сон в качестве определения самостоятельного метода терапии? Сколько времени нужно уделять сну во время депрессии? Всегда ли сон является отдыхом? И что вовсе не является сном? Читай здесь: https://www.psyoffice.ru/article/razoblocheniesna/ Ссылки: 1. "Категория созерцания в дидактике Песталоцци" 2. http://realmindfulness.ru/2013/02/chto-takoe-meditaciya-ch1/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|