Позитивный Спектр Эмоций: Светлая сторона душевного здоровья

Автор статьи: Макс Ильин

Позитивный Спектр Эмоций Светлая сторона душевного здоровья

Психолог Барбара Фредериксон - наверное, самый влиятельный на данный момент исследователь в теме позитивных эмоциональных состояний. Ей была разработана теория "Расширяться-и-Строить" (Broaden-&-Build), объясняющая как раз эволюционные, прагматические функции положительных эмоций.

Вкратце, любые положительные эмоции - можно смело рассматривать как сигнал успешного приспособления к условиям среды, или "симптом эффективной адаптации". Удобно на контрасте с отрицательными - с помощью которых рефлекторная часть психики сообщает нам о том, что какие-то из наших потребностей не удовлетворяются оптимальным образом.

Положительные чувства - сигналят нам об обратном, а именно: наше поведение довольно успешно в плане той самой гратификации, удовлетворения потребностей, и можно смело продолжать выбранный курс действий. 

Собственно, функции "расширения-и-построения" - в том, что положительные эмоции подкрепляют несколько типов роста:

  • Увеличение репертуара эффективного поведения;
  • Расширение лично управляемой территории (это не обязательно в буквальном плане - в социальном значении это рост статуса и влияния);
  • Построение, сохранение и преумножение доступных ресурсов;
  • Развитие полезных, положительных связей с окружением;
  • Увеличение степени психологической устойчивости к стрессу;

Можно продолжить - общая рамка ясна, полагаю. Если сократить до самого базового, то можно без особенных упущений утверждать, что положительные эмоции - встроенная в организм награда за полезный труд и значимые результаты в приспособлении.

В качестве дополнения - выдвигается и "Гипотеза Разделывания" (Undo Hypothesis): в общем-то здравое предположение насчёт того, что переживание позитивных эмоций в некотором смысле "отменяет" возможные деструктивные последствия негативных. Оно как бы и логично, но умелое переживание отрицательных чувств повышенным "позитифщиком" заменить не выйдет.

Барбара Фредриксон упомянутая - рекомендует, на основе сотрудничества с чилийским исследователем Марсиалем Лосада, что для крепкого психологического здоровья необходимо поддерживать "Пропорцию 3:1".

Речь, разумеется, о том, чтобы на каждое негативное переживание испытывать хотя бы 3 позитивных (или больше). Как показали разнообразные измерения - процветание (т.е. замечательно успешная и счастливая жизнь, в критериях функционирования) характерно и для индивидов, и для пар, и для рабочих коллективов, которые демонстрируют подобный коэффициент преобладания положительных эмоций.

Подвох, разумеется, есть - он в том, что многие из нас уже давно открыли и испытали на себе (а НЛП некоторые даже "психотерапию" из этого пытаются строить) - есть немало способов сгенерировать у себя положительное эмоциональное состояние с помощью фантазий и иллюзий.

Такая стратегия, конечно, обречена на поражение в долгосрочной перспективе (пару дней, допустим, себе можно врать про "всё хорошо", дальше - придётся развить психоз, потеряв контакт с реальностью, или оставить это занятие). А если ненадолго задуматься - то и в краткосрочной: занимаясь интенсивным "иллюзионированием", мы попросту отнимаем у себя ресурс времени, который могли бы потратить на что-то действительно стоящее.

Поэтому, кроме самой пропорции - вводится понятие "Аутентичной (Подлинной) Позитивности". Говоря по-русски - это положительные эмоции, честно заработанные личными усилиями по достижению значимых целей и осуществлению персональных ценностей. 

Помимо прочего - это отчасти дополняет, отчасти проясняет поведенческую модель лечения депрессии (это так называемая поведенческая активация). Которая как раз и построена на формировании систематического переживания подлинных, "неиллюзорных" положительных эмоций - через планомерное вовлечение клиента в контакт с разнообразными источниками положительного подкрепления.

* * *

Кроме всего сказанного - многие интересуются, а какие вообще конкретные эмоции относятся к позитивным. В теории Фредриксон есть и подобный перечень, включающий 10 эмоций. Изложу его ниже с комментариями, чем конкретная эмоция обусловлена (т.е. какие именно оценочные суждения за ней находятся), на что стимулирует и как дальше с ней быть.

Стоит заранее заметить, что список вовсе не исчерпывающий - скорее это некая общая координатная система, в которой, естественно, могут встречаться и более "тонкие", менее очевидные чувства.

И также, как адепт РЭПТ - не могу не отметить, что и позитивные эмоции, к сожалению, могут быть здравыми, а могут быть вовсе нездоровыми (т.е. опираться на заблуждения, предрассудки, упомянутые выдумки и т.п.). Это также стоит иметь в виду, но детально это разбирать пока не буду.

  • Радость.

Относится к так называемым "базовым аффектам" - тем, что развиваются раньше всех в онтогенезе; можно считать, что весь позитивный спектр "произрастает" из переживания радости.

В этом ключе, можно рассматривать радость как полярный антипод грусти. Которая, как известно, связана с восприятием той или иной потери (или провала, неудачи - как частные формы потерь). 

Радость же - связана прямо с восприятием успеха, приобретения; то самое "расширение и рост". Соответственно, поведенческая тенденция радости - это вовсе не "почивать на лаврах", как говорится, а продолжать делать то, что к этой радости привело.

  • Интерес.

Сущность интереса - можно сформулировать как "ожидание возможного удовольствия". Это вполне ясное понятие - так, интересуемся мы теми или иными предметами вовсе не бессистемно, а на основании того, что они потенциально могут помочь нам в удовлетворении тех или иных потребностей (даже если это и не осознаётся, как часто бывает).

Многие даже назначают интерес в качестве потребности - познавательной, которая "не насыщается". Это момент спорный, но можно и так выразиться - "интерес" вещь не-насыщаемая, как и любая эмоция; он выполняет свою функцию - обеспечить контакт "интересанта" с объектом интереса, а уж что конкретно за нужда стоит позади этого интереса, ещё стоит разобраться.

  • Надежда

Эта эмоция - основывается на веровании в возможность изменения обстоятельств к лучшему. Точнее сказать даже - достаточно правдоподобной и значимой возможности. 

Чтобы поддерживать надежду, необходимо реалистично увидеть в не самой приятной ситуации благоприятные возможности - как правило, они есть и их не мало. 

Адаптивная польза надежды - довольно очевидная: в противном случае происходит то, что называют "опущением рук", и никакой продуктивной деятельности по изменению нежелательных обстоятельств не случается.

  • Благодарность

С определёнными оговорками, благодарность можно соотнести с чувством вины. Последняя - обусловлена восприятием того, что лично ты совершил неправомерное деяние в отношении другого; причинил ему вред, который он не заслужил. 

Благодарность же - вызвана полностью "зеркальным отражением" описанной интерпретации: кто-то другой тебе сделал пользу и добро, тогда как ты этого совершенно не запрашивал и, в общем-то, как-то особенно не заслуживал.

Ранее в заметках - у меня было насчёт того, что "установка на благодарность" это натуральное, непринуждённое следствие рациональных верований о том, что тебе реально (реально, логически и фактически обусловлено) никто и ничего не обязан.

Все прочие методы развития "благодарного ума", не затрагивающие эту критическую точку - к серьёзным эффектам не приводят. 

  • Безмятежность

Многие считают, что отсутствие тревог, беспокойств, озабоченности и напряжения - это "нейтральное состояние". Но похоже, что нет - Фредриксон выделяет обозначенное спокойствие, умиротворённость и безмятежность (в английском "serenity", переводится и так и эдак) как именно позитивное переживание.

Связана безмятежность, как уже понятно - с пониманием того, что дела идут "по плану" в настоящем моменте; это позволяет спокойно предаться уместной релаксации и регенерации (накоплению сил).

Кстати сказать, знаменитый "рефлекс релаксации" (в книге Г. Бенсона можно прочесть) - построен именно на формировании безмятежного состояния, которое запускает в организме спонтанную "трофотропную реакцию" (т.е. реакцию роста, опять он).

  • Гордость

Как иногда замечаю в публикациях - нередко в практике у клиентов бывают проблемы не только и не столько с негативными состояниями, сколько также с испытанием положительных эмоций.

И чувство гордости, связанное с пониманием успеха и полезности собственных усилий, действий и их успешных результатов - похоже, в этом списке "позитивных патологий" идёт под №1.

Соотнося гордость с противоположным полюсом - т.е. стыдом, мы получаем то, что Аллен Шор назвал в своё время "ось самооценки", одно из ключевых направлений динамики настроения личности. 

Проблемы, очевидно, вызваны культурными влиянием - так, в православном христианстве именно "гордыня" (анти-смирение, вкратце) считается наиболее мощным и опасным пороком; который возникает, как ни парадоксально, в процессе преодоления прочих страстей (как-то чревоугодие, блуд, уныние и что там ещё).

Возможно, этот вопрос проще решить индивидуально, используя иную номенклатуру - так, указанную гордыню многие успешно для себя переименовали в "ЧСВ". Хотя тоже некорректно - в христианстве этому понятию, "чувству (грандиозной) собственной важности" (для космоса и вселенной вообще), более соответствует тщеславие, но это тоже отдельные дискуссии. Потом, может быть, освещу эти параллели.

  • Веселье

Веселье - переживание всем знакомое, возникает при встрече с чем-то забавным, смешным и т.п. Но пресловутые адаптационные функции не столь очевидны - зачем, казалось бы, веселиться, какая в этом польза для выживания-размножения?

Достаточно прямая, если присмотреться - веселье позволяет формировать те самые положительные связи с окружением; как правило, больше всего веселимся мы в кругу приятных нам персон - друзей, близких и т.п.

Помимо это - юмор, средство стимуляции веселья, выступает в качестве "натурального анксиолитика" (т.е. существенно позволяет снижать тревогу).

Кроме того, теория Хёрста - говорит о том, что тот же юмор связан с обнаружением и исправлением известных когнитивных искажений и ошибочных суждений; веселье, соответственно - этакая встроенная награда за успех в этой наблюдательной активности.

Таким образом, ценность юмора для приспособления проясняется - поддерживать адекватное представление об окружающей среде и себе (что даже более важно, рискну заявить), наверное, одна из основных опор этого приспособления.

  • Вдохновение

Вдохновение здесь - не столько в значении творческой энергии. Имеется в виду эмоциональное переживание при встрече с каким-то превосходным, замечательным проявлением человеческих сил и способностей, например - умственных, физических, тех же творческих.

В таком понимании заметно, чему эта эмоция служит в плане развития - вдохновившись кем-то или чем-то, мы куда с большим энтузиазмом займёмся собственной прокачкой и совершенствованием.

  • Восхищение

Как пишет Фредриксон - восхищение обусловлено столкновением с чем-то "чудесным": необычайно могущественным, прекрасным и т.п. Например, естественные "чудеса" - Гранд-Каньон в США, или сотворённые человеком, те же пирамиды.

В общем-то, эта и предыдущая эмоция - чисто семантически в русском языке близки, так что вполне можно считать это различными проявлениями одного переживания.

  • Любовь

Любовь в данном списке - оценивается как "амальгама", синтез всех прочих эмоциональных переживаний, направленный на возлюбленных. Вот так вот мощно, и вместе с тем сперва неясно. В общем же плане, всем в принципе ясно, что любовь заключается в переживании очень сильных тёплых чувств к другому, желании роста и развития для него - таким образом, и формируются самые интимные, близкие привязанности.

Уточню, каким:

1) Другой - это другой, как ни странно, это отдельный субъект, никогда не "собственность", но совершенной автономная внутренняя вселенная. Разве не чудо, не предмет бесконечного интереса?

2) Намерение способствовать росту и развитию этого другого - обеспечивает (при наличии аналогичных установок к себе, естественно) максимально успешное сосуществование, хотя бы, не говоря о большей защищённости и потенциала к реализации.

* * *

А на этом да, пора завершать. Всех поздравляю с наступившей снова весной, а дам - с Международным Женским Днём. Да здравствует равенство и эмансипация! :)



Просмотров: 517
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Что имеем в виду, говоря "нарцисс", "нарциссизм" ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь