Каждый человек, как взрослый, так и ребенок, знает, что такое страх. Это чувство вполне естественно, оно позволяет нам вовремя отреагировать на надвигающуюся опасность. Взрослый человек чаще всего способен самостоятельно справиться со страхом: отрефлексировать само чувство, найти его причины, и дать самому себе разумные инструкции к действию. Ребенок, у которого психика еще не дозрела до рефлексии (не говоря уже о способности понять, чего я боюсь, почему, и что теперь делать), не может самостоятельно справиться со своими страхами. Оградить ребенка от переживания страха невозможно (да и не нужно, он должен научится с ним справляться), однако скорость обучения «работе со страхом» каждого конкретного малыша зависит от реакции взрослых.
На разных возрастных этапах у детей появляются новые страхи, которые проявляются по-разному, и могут повлиять на процесс развития и сохраниться во взрослом возрасте. Поэтому ребенку очень важна поддержка и понимание со стороны родителей, которые помогают малышу преодолевать эти весьма неприятные чувства.
Детские страхи могут казаться взрослым «пустяковыми», но для ребенка они серьезны, поэтому важно понимать, каковы причины их возникновения. Рассмотрим некоторые из них:
Отсутствие свежего воздуха (мало гуляет), ограниченный круг общения (важно его расширять после трех лет ребенка), малоподвижность (сидит за компьютером или телевизором), изобилие лишней информации (взрослые программы или музыкальные клипы), отсутствие режима дня, малая физическая нагрузка (не бегает, не играет) – все это приводит к тому, что у детей появляются «беспричинные» страхи. На самом деле мозг подает сигналы: слабо развивается тело, в мозгу не формируются нужные связи, существует опасность для нормального развития тела и психики. Ответ на вопрос «Что делать?»заложен в названных причинах: установить режим дня, гулять, играть, баловаться и смотреть мультики не более 20 минут в день.
Конфликты в семье. В каждой семье случаются ссоры, но порой эмоции захлестывают супругов, и они забывают о том, что ребенок все видит и слышит. Если родители ссорятся часто и сильно, ребенок начинает бояться любого напряжения в отношениях, становится тревожным и отказывается познавать что-то новое (например, не любит читать, учиться и т.д.). Редкие ссоры и примеры примирения полезны, но, если родители совершенно не могут договориться, и скандалы случаются на ровном месте, мир для ребенка становится слишком опасным местом, в котором неожиданноможет случиться болезненный «взрыв».
Случайный испуг. Громкий хлопок дверью, резкое движение, лай собаки и др. могут испугать ребенка, ноблагодаря адекватному поведению родителей,такой испуг быстро и без последствий проходит (пожалеть, объяснить, что произошло, переключить внимание). Если же взрослые игнорируют такие случаи («Не будь трусом!») или усиливают страх ребенка (подшучивают, повторяют еще раз), страх может закрепиться и со временем перерасти в фобию (поищите в интернете – существует сотни видов фобий!).
Мир фантазий. Мышление ребенка устроено иначе, чем у взрослых. Дети верят в сказки, в Деда Мороза, в победу добра над злом. И точно также они верят, что тень на стене может превратиться в монстра, черная-пречерная рука может задушить ночью, а бабайка откусит ногу, если спустить ее в темноте с кровати. Бытовые вещи у ребенка приобретают новые смыслы: швабра может превратиться в коня, а слив в ванной или пылесос могут засосать человека полностью. Такие вещи можно побеждать разными «волшебными» предметами, например, если дать ребенку фонарик, и рассказать, что он убивает своим светом ночных монстров, ребенок будет спокойно спать с этим фонариком под подушкой.
В каждом возрасте ребенка есть «самые страшные» вещи.
От 0 до 3 лет ребенок очень впечатлителен и остро реагирует на внешние раздражители. Поэтому дети часто боятся новых людей, вещей, запахов и звуков. «Лучшее лекарство» – познавать новое вместе с мамой (которая в случае чего спасет и утешит). «Худшее событие» – оказаться без мамы в новом месте, где все незнакомое (ясли, больница и т.д.).
С 3 до 5 лет активизируется страх темноты и замкнутых пространств. Ребенок начинает контролировать себя (учится ходить на горшок) и ему важно, чтобы окружающий мир был также предсказуем. А в темноте ничего контролировать нельзя, поэтому очень страшно. «Худшее событие» – оказаться в качестве наказания одному закрытым в темной ванной. «Лучшее лекарство» – режим дня и прогулки с другими детьми.
С 5 до 7 лет ребенок учится правилам поведения, поэтому появляются страхи перед наказанием со стороны родителей («Я порвал шлепки, мама меня убьет!»). Ребенку важна внятная система, за что его наказывают, а за что хвалят, только в этом случае он смиренно идет в угол на 10 минут после разбитой вазы, но не начинает заикаться или болеть. В это же время ребенок впервые осознает конечность жизни, появляется страх засыпания (а вдруг я не проснусь) и страх смерти («Бабушка, а когда ты умрешь?»). Родителям приходится объяснять, что все рождаются и умирают,но разговаривать с ребенком о смерти нужно без излишнего драматизма. Его понимание еще детское: он размышляет не о смерти бабушки, а о том, достанется ли ему ее телевизор.
С 7 до 11 лет появляются различные «школьные» страхи: страх перед учителем, перед двойками, перед одноклассниками и т.д. Чаще всего, они сигнализируют, что адаптация к школе прошла не совсем успешно, поэтому с ребенком нужно проводить время, делать уроки и разговаривать по душам.
Чаще всего со страхами в рамках семьи можно справиться с помощью искреннего сочувствия, разговоров, а также самовыражения ребенка (рисование, лепка, игра, аппликация и т.д.). но иногда что-то не получается, возникают вопросы или все названные способы не помогают. Тогда лучшим выходом будет обращение к детскому психологу, который поможет разобраться в ситуации и ответит на конкретные вопросы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.