Как руководство родителя помогает ребенку научиться самоконтролю.

В последнее время в нашей стране популярны теории свободного воспитания, поэтому родительское руководство часто не только недооценивается, но и полностью отрицается. На мой взгляд, зачастую это происходит из-за недопонимания значения этого аспекта детско-родительских отношений.

Ученые выяснили, что родители делают гораздо больше, чем просто обеспечивают “безопасную гавань” своему малышу.

Взрослые обеспечивают руководство следующими способами:

  • регулируют возбуждение ребенка,
  • правильно поощряют,
  • используют ограничения и структуру,
  • поддерживают и создают границы между собой и ребёнком,
  • обеспечивают социализацию ребенка,
  • особым образом реагируют на выражение эмоций ребенка.

Это как раз те аспекты воспитания, на которые психологи обращают особое внимание, когда помогают родителям давать их ребёнку опыт большего авторитета, организации и регуляции.

Авторитетное родительство.

Диана Баумринд в 1991 г. изучала влияние стиля воспитания на социальные навыки детей. Это исследование созвучно нашему пониманию авторитета родителей и их руководства, наполненного теплотой и поддержкой для развития здоровых детей.

Баумринд выделила четыре стиля воспитания на основе требовательности(контроль поведения, руководство, дисциплина) и чуткости (родительская теплота и поддержка):

  1. Потакающий.
  2. Авторитарный.
  3. Авторитетный.
  4. Пренебрегающий.

Авторитетный стиль воспитания отлично балансирует между требовательностью и чуткостью. Авторитетные родители передают ясные стандарты поведения своим детям. Они настойчивы, но не являются навязчивыми и ограничивающими. Их дисциплинарный метод характеризуется поддержкой, а не наказанием. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми и социально ответственными, умели владеть собой и сотрудничать.

Баумринд выяснила, что дети, чьи родители применяют авторитетный стиль воспитания:

  • обладают лучшими социальными навыками,
  • лучше учатся,
  • имеют меньше проблем с поведением,
  • достигают лучшего психологического развития.

Концепцию родительского руководства поддерживают и другие исследования:

  1. Международный проект по всемирному изучению факторов жизнеспособности (Гротберг, 1997г.).

Ученые этого проекта обнаружили, что внешние ресурсы и опорные пункты факторов жизнеспособности ребенка сводятся к трём элементам, которые отражают наличие наделенного властью, заботящегося взрослого :

♡ Доверительные отношения: “Я доверяю людям вокруг меня, и они меня любят, не смотря ни на что”.

♡ Организация и правила в доме: “Это люди, которые ставят мне ограничения, чтобы я знал, где остановиться до того, как я попаду в опасную ситуацию или неприятность”.

♡ Ролевые модели“Это люди, которые собственным примером показывают мне, как делать правильно”.

2. Программа Circle of Security, основанная на привязанности.

Её авторы (Пауэлл, Купер, Хоффман и Марвин, 2007г.) представляют схему привязанности в виде круга. Верхнюю половину круга занимает потребность ребенка в исследовании. Нижняя половина круга - потребность в безопасной гавани. Девиз этой программы показывает наличие Структуры и родительского руководства:

Всегда: быть БОЛЬШЕ, СИЛЬНЕЕ, МУДРЕЕ и —ДОБРЫМ. Всегда, когда возможно: прислушиваться к потребностям моего ребёнка. Всегда, когда нужно: принимать управление на себя.

Как руководство родителя помогает ребенку научиться самоконтролю


 

Дети учатся полагаться в первую очередь на самих себя, если растут в следующих условиях:

  • они не могут рассчитывать на взрослых в получении руководства и поддержки.
  • когда рядом нет взрослых, которые бы дали им чувство безопасности, порядка и управления.

Казалось бы, что в этом плохого? Наоборот - ребенок полагается на себя, а значит растет самостоятельный человек!

К сожалению, родители ошибаются:

  • Когда они убеждены в том, что детям нужно самим принимать все решения и с детства учиться самостоятельно себя организовывать.
  • Когда они боятся агрессии или грусти ребёнка, если они не будут удовлетворять каждое его желание.
  • Когда их очень строго воспитывали в детстве, и они решили всячески избегать любого руководства в отношениях с собственным ребенком.

Нам всем стоит понять и принять тот факт, что ребенка важно освободить от необходимости совершать слишком большое количество выборов, несоизмеримое с его возрастными возможностями.

Из-за тревоги по поводу прошлого и будущего дети могут испытывать потребность контролировать каждую новую ситуацию. Когда они чувствуют себя эмоционально перегруженными или утомляются в попытках контроля, они часто срываются и устраивает истерику или ведут себя агрессивно.

В силу ограниченных возможностей, пытаясь совладать с неподконтрольностью жизни, ребенок теряет контроль над собой. Появляются страхи или агрессия, психосоматические проявления или депрессия, проблемы в отношениях со сверстниками, трудности в учебе и т.п.

Элемент Структура дает почувствовать ребёнку, что родители помогут ему сохранять регуляцию и спокойствие:

  1. Знание о границах и пределах приемлемого поведения дает ребёнку чувствовать себя в безопасности.
  2. Предсказуемость, знание о том, что будет дальше, время на подготовку и переключение помогают ребенку успокоиться.
  3. Постоянная надежная и безопасная структура, обеспеченная взрослыми, приведет к возрастанию детской способности к регуляции собственных реакций на стрессовые стимулы.
  4. Замедление, ожидание и бережное обращение полезно для развития самоощущения, осознания себя и самоконтроля
  5. Руководство и инициатива взрослых дает понять ребенку, что его окружение надежно и предсказуемо.
“Ребенок чувствует себя в безопасности только тогда, когда он знает, что рядом с ним тот, кто способен лучше справляться с трудностями этого мира” (Дж.Боулби).

Таким образом, изучая свое окружение в условиях Структуры, дети могут развить способность к саморегуляции.

Элемент Структура - это не тотальный контроль, а скорее способ дать ребенку возможность испытать приятное чувство, что кто-то более сильный и умелый способен сделать его мир безопасным и предсказуемым.

К тому же, игры Тераплэй подразумевают физическую активность, которая развивает способность к саморегуляции.

В конечном итоге, всем детям необходимо понять, что взрослому можно доверить упорядочить их мир и обеспечить его безопасность.

Родители, у которых слабая саморегуляция или неотработанные переживания горя или травмы, зачастую сами испытывают трудности с установлением ограничений и уверенным руководством. В этом случае работает «закон Аэрофлота». Необходимо искать психологическую помощь для себя! ♡



Просмотров: 369
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Престарелые родители и взрослые дети: знание дает понимание. Или понять, означает - простить
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Когда внутреннему ребёнку больно. История исцеления…(что бывает, когда родители разводятся)
  • Родители и дети: аспекты воспитания (Часть I)
  • Родители и дети: аспекты воспитания (Часть II)
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Несколько советов, которые помогут вашему ребенку почувствовать себя увереннее
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя
  • Родители и дети. Ошибки воспитания
  • Вопрос читателя: как правильно вести себя, когда ребенок ревет и психует?
  • Когда Родители - дети .
  • Честные люди: о том, как важно учиться слышать себя, когда тебе четырнадцать
  • Размышления над вопросом Когда- чинить? Когда- выбрасывать? Вещи, отношения, творчество, себя
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Чувство несостоятельности. Когда мы недостаточно хороши сами для себя
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • Вести из песочницы: что делают дети на детских площадках, когда истощенная мама не дает им внимание.
  • Когда человек теряет себя
  • Как себя вести, когда Вам хамят/кричат/выводят из себя ?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Ребенок для себя: как, когда, зачем
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь