|
Как руководство родителя помогает ребенку научиться самоконтролю.Автор статьи: Михайлова Татьяна Владиславовна
В последнее время в нашей стране популярны теории свободного воспитания, поэтому родительское руководство часто не только недооценивается, но и полностью отрицается. На мой взгляд, зачастую это происходит из-за недопонимания значения этого аспекта детско-родительских отношений. Ученые выяснили, что родители делают гораздо больше, чем просто обеспечивают “безопасную гавань” своему малышу. Взрослые обеспечивают руководство следующими способами:
Это как раз те аспекты воспитания, на которые психологи обращают особое внимание, когда помогают родителям давать их ребёнку опыт большего авторитета, организации и регуляции. Авторитетное родительство. Диана Баумринд в 1991 г. изучала влияние стиля воспитания на социальные навыки детей. Это исследование созвучно нашему пониманию авторитета родителей и их руководства, наполненного теплотой и поддержкой для развития здоровых детей. Баумринд выделила четыре стиля воспитания на основе требовательности(контроль поведения, руководство, дисциплина) и чуткости (родительская теплота и поддержка):
Авторитетный стиль воспитания отлично балансирует между требовательностью и чуткостью. Авторитетные родители передают ясные стандарты поведения своим детям. Они настойчивы, но не являются навязчивыми и ограничивающими. Их дисциплинарный метод характеризуется поддержкой, а не наказанием. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми и социально ответственными, умели владеть собой и сотрудничать. Баумринд выяснила, что дети, чьи родители применяют авторитетный стиль воспитания:
Концепцию родительского руководства поддерживают и другие исследования:
Ученые этого проекта обнаружили, что внешние ресурсы и опорные пункты факторов жизнеспособности ребенка сводятся к трём элементам, которые отражают наличие наделенного властью, заботящегося взрослого : ♡ Доверительные отношения: “Я доверяю людям вокруг меня, и они меня любят, не смотря ни на что”. ♡ Организация и правила в доме: “Это люди, которые ставят мне ограничения, чтобы я знал, где остановиться до того, как я попаду в опасную ситуацию или неприятность”. ♡ Ролевые модели: “Это люди, которые собственным примером показывают мне, как делать правильно”. 2. Программа Circle of Security, основанная на привязанности. Её авторы (Пауэлл, Купер, Хоффман и Марвин, 2007г.) представляют схему привязанности в виде круга. Верхнюю половину круга занимает потребность ребенка в исследовании. Нижняя половина круга - потребность в безопасной гавани. Девиз этой программы показывает наличие Структуры и родительского руководства: Всегда: быть БОЛЬШЕ, СИЛЬНЕЕ, МУДРЕЕ и —ДОБРЫМ. Всегда, когда возможно: прислушиваться к потребностям моего ребёнка. Всегда, когда нужно: принимать управление на себя. Дети учатся полагаться в первую очередь на самих себя, если растут в следующих условиях:
Казалось бы, что в этом плохого? Наоборот - ребенок полагается на себя, а значит растет самостоятельный человек! К сожалению, родители ошибаются:
Нам всем стоит понять и принять тот факт, что ребенка важно освободить от необходимости совершать слишком большое количество выборов, несоизмеримое с его возрастными возможностями. Из-за тревоги по поводу прошлого и будущего дети могут испытывать потребность контролировать каждую новую ситуацию. Когда они чувствуют себя эмоционально перегруженными или утомляются в попытках контроля, они часто срываются и устраивает истерику или ведут себя агрессивно. В силу ограниченных возможностей, пытаясь совладать с неподконтрольностью жизни, ребенок теряет контроль над собой. Появляются страхи или агрессия, психосоматические проявления или депрессия, проблемы в отношениях со сверстниками, трудности в учебе и т.п. Элемент Структура дает почувствовать ребёнку, что родители помогут ему сохранять регуляцию и спокойствие:
“Ребенок чувствует себя в безопасности только тогда, когда он знает, что рядом с ним тот, кто способен лучше справляться с трудностями этого мира” (Дж.Боулби). Таким образом, изучая свое окружение в условиях Структуры, дети могут развить способность к саморегуляции. Элемент Структура - это не тотальный контроль, а скорее способ дать ребенку возможность испытать приятное чувство, что кто-то более сильный и умелый способен сделать его мир безопасным и предсказуемым. К тому же, игры Тераплэй подразумевают физическую активность, которая развивает способность к саморегуляции. В конечном итоге, всем детям необходимо понять, что взрослому можно доверить упорядочить их мир и обеспечить его безопасность. Родители, у которых слабая саморегуляция или неотработанные переживания горя или травмы, зачастую сами испытывают трудности с установлением ограничений и уверенным руководством. В этом случае работает «закон Аэрофлота». Необходимо искать психологическую помощь для себя! ♡ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|