"Кто не рискует, тот не пьёт шампанское" или диалектика жизни

Автор статьи: Евгения Куликова

Чему учит нас жизнь?

Многим вещам, в том числе, и диалектике. Если понимать диалектику, как метод познания противоречий, как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории. 

В поэме Владимира Владимировича Маяковского "Во весь голос" есть такие строки: 


Кто не рискует тот не пь т шампанское или диалектика жизни

Мы диалектику  учили  не по Гегелю.
Бряцанием боев она врывалась в стих,
когда под пулями от нас буржуи бегали,
как мы когда-то бегали от них.

Вот так: или мы их, или они - нас. Или мы от буржуев, или они от нас.

Но однозначный выбор мы должны/можем - делать не всегда, да и надо ли? Не всегда же жизнь - борьба.

А путь синтеза? А путь "золотой средины"? Путь примирения противоречий жизни? 

Жизнь полна противоречий, и преодолевая их, человек становится Личностью.

Мераб Мамардашвили: "Человек есть усилие быть человеком".

С теми противоречиями, которые человек не смог преодолеть самостоятельно, он приходит к нам, психологам, становясь на время нашим клиентом. Например: 

"Хочу выйти замуж, но встречаюсь только с женатыми"

"Хочу уйти от мужа-абьюзера, но боюсь остаться одна"

"Хочу стать успешным бизнесменом, но не могу взять на себя ответственность" 

"Хочется победить и выпить шампанского (на финише Формулы-1), но не хочу "выйти из зоны комфорта", рискнуть, пожертвовать чем-то" 

Противоречия между "хочу" и "могу", "Я" и "другие" и многие-многие другие. 

 

 

 Как выбрать? 

 Как избежать           крайностей?

Как примирить противоречия? 

 

Уильям Глассер* считал, что человеческая жизнь - постоянная борьба за удовлетворение потребностей и за разрешение конфликтов между ними.

Пять основных потребностей - в выживании,  в принадлежности, в могуществе, в свободе и в развлечении

Базовые потребности по В. Глассеру: 

 1.     Выживание  потребность в безопасности, жизнеобеспечение,  высчитывать риски и ресурсы
 2. Принадлежность любовь, доверие, семейные отношения, организация и группы 
3. Сила (власть) - достижение, завершение действия, желание контроля и обладания,  соревнование, гордость, власть, важность, желание, чтобы нас слушали
4. Свобода - свобода передвижения, слова, - независимость, - принятие решений, - бесстрашие
5. Радость - отвлечение и развлечение, - привлечения внимания, - удовольствие, - желание учиться и играть 

 

На занятиях с родителями мы рассматриваем только малую толику противоречий, которые мы ежедневно должны преодолевать, и научить этому своих детей. Преодолевать, или примирять, синтезировать. 

(Далее - таблица "Диалектика потребностей" разработана автором программы "Счастье начинается в семье" К. М. Козловым http://www.psyoffice.ru/kozlov45/)  

Например,

1. Потребность в выживании, или безопасности.

Это базовая потребность, которую мы родители, должны удовлетворить, и мало того, это наша основная родительская функция - обеспечить защиту, безопасность, выживание нашего ребёнка.

Мы ограждаем, бережём, опекаем, защищаем от опасности. Ведь правильно же?

А в чём тогда проблема? 

А в том, что ребёнка не удержишь в четырёх стенах. Он выйдет на улицу рано или поздно. И рано или поздно, он выйдет туда один - в этот большой и не безопасный мир. А там - машины, пьяные компании, глубокая река, армия и много чего ещё. Кроме того, что эти опасности его "подстерегают", в подростковом возрасте ребёнок словно намеренно ищет опасностей, проверяет сам себя и своих друзей "на слабо", пытается доказать себе самому и другим что "я могу", "я круче всех".

Значит, есть и потребность в риске? Потребность переступить "за грань"? Конечно, есть. Ведь это "растущий организм"



Вот вам, пожалуйста, и две противоположности:

безопасность - риск (опасность).

Как их примирить? 

Могут быть разные синтезы. Например,

разумный риск. 

Если мы не можем обернуть ребёнка в защитный кокон, то в том возрасте, пока он еще рядом с нами, мы можем "подстелить соломку", только предоставляя ему  возможность удовлетворить потребность в риске, но под нашим присмотром, а потом - укрепляя его и развивая навыки: спорт, физкультура, семейные походы - в лес, в горы, и т. д. 

Так же мы должны научить-ся и научить наших детей  примирять и другие потребности, крайности.

2. Принадлежность 

Как говорится,

каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть.

Есть разница - иметь друга, или быть другом. Ведь не одно и тоже?

Нам хочется быть любимыми. Но другим тоже этого хочется. 

Легко любить ребёнка (особенно когда он маленький).

Но нужно и его учить любить других, и проявлять эту любовь. 

любить ребёнка - учить любить другого

             Синтез:

    

взаимная любовь 

 

3. Сила (власть):
побеждать -  проигрывать 

Синтез: 

Быть гибким

 

4. Свобода 
становиться свободной личностью -  принимать необходимость ограничения свободы

Синтез: 

"Игра по правилам"

 

5. Радость 
получать удовольствие от различных видов деятельности - отказывать себе в удовольствии

 О том, почему важно уметь отказывать себе в удовольствии в статье "Отложенное вознаграждение" здесь: http://www.psyoffice.ru/article/33515/  

Синтез: 

"Делу – время, потехе – час"  

 

Я всё как-то о детях, о детях. Но ведь это и о нас, о взрослых тоже. 

* Уилльям Глассер (англ. William Glasser; 11 мая 1925 — 23 августа 2013) — американский психолог, создатель и лидер школы психологического консультирования.



Просмотров: 525
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • тернистый путь от ужасного "должен" к прекрасному "хочу".
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь