|
"Кто не рискует, тот не пьёт шампанское" или диалектика жизниАвтор статьи: Евгения Куликова
Чему учит нас жизнь? Многим вещам, в том числе, и диалектике. Если понимать диалектику, как метод познания противоречий, как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории. В поэме Владимира Владимировича Маяковского "Во весь голос" есть такие строки: Мы диалектику учили не по Гегелю. Бряцанием боев она врывалась в стих, когда под пулями от нас буржуи бегали, как мы когда-то бегали от них. Вот так: или мы их, или они - нас. Или мы от буржуев, или они от нас. Но однозначный выбор мы должны/можем - делать не всегда, да и надо ли? Не всегда же жизнь - борьба. А путь синтеза? А путь "золотой средины"? Путь примирения противоречий жизни? Жизнь полна противоречий, и преодолевая их, человек становится Личностью. Мераб Мамардашвили: "Человек есть усилие быть человеком". С теми противоречиями, которые человек не смог преодолеть самостоятельно, он приходит к нам, психологам, становясь на время нашим клиентом. Например: "Хочу выйти замуж, но встречаюсь только с женатыми" "Хочу уйти от мужа-абьюзера, но боюсь остаться одна" "Хочу стать успешным бизнесменом, но не могу взять на себя ответственность" "Хочется победить и выпить шампанского (на финише Формулы-1), но не хочу "выйти из зоны комфорта", рискнуть, пожертвовать чем-то" Противоречия между "хочу" и "могу", "Я" и "другие" и многие-многие другие.
Как выбрать? Как избежать крайностей? Как примирить противоречия?
Уильям Глассер* считал, что человеческая жизнь - постоянная борьба за удовлетворение потребностей и за разрешение конфликтов между ними. Пять основных потребностей - в выживании, в принадлежности, в могуществе, в свободе и в развлечении. Базовые потребности по В. Глассеру: 1. Выживание - потребность в безопасности, жизнеобеспечение, высчитывать риски и ресурсы 2. Принадлежность - любовь, доверие, семейные отношения, организация и группы 3. Сила (власть) - достижение, завершение действия, желание контроля и обладания, соревнование, гордость, власть, важность, желание, чтобы нас слушали 4. Свобода - свобода передвижения, слова, - независимость, - принятие решений, - бесстрашие 5. Радость - отвлечение и развлечение, - привлечения внимания, - удовольствие, - желание учиться и играть
На занятиях с родителями мы рассматриваем только малую толику противоречий, которые мы ежедневно должны преодолевать, и научить этому своих детей. Преодолевать, или примирять, синтезировать. (Далее - таблица "Диалектика потребностей" разработана автором программы "Счастье начинается в семье" К. М. Козловым http://www.psyoffice.ru/kozlov45/) Например, 1. Потребность в выживании, или безопасности. Это базовая потребность, которую мы родители, должны удовлетворить, и мало того, это наша основная родительская функция - обеспечить защиту, безопасность, выживание нашего ребёнка. Мы ограждаем, бережём, опекаем, защищаем от опасности. Ведь правильно же? А в чём тогда проблема? А в том, что ребёнка не удержишь в четырёх стенах. Он выйдет на улицу рано или поздно. И рано или поздно, он выйдет туда один - в этот большой и не безопасный мир. А там - машины, пьяные компании, глубокая река, армия и много чего ещё. Кроме того, что эти опасности его "подстерегают", в подростковом возрасте ребёнок словно намеренно ищет опасностей, проверяет сам себя и своих друзей "на слабо", пытается доказать себе самому и другим что "я могу", "я круче всех". Значит, есть и потребность в риске? Потребность переступить "за грань"? Конечно, есть. Ведь это "растущий организм" Вот вам, пожалуйста, и две противоположности: безопасность - риск (опасность). Как их примирить? Могут быть разные синтезы. Например, разумный риск. Если мы не можем обернуть ребёнка в защитный кокон, то в том возрасте, пока он еще рядом с нами, мы можем "подстелить соломку", только предоставляя ему возможность удовлетворить потребность в риске, но под нашим присмотром, а потом - укрепляя его и развивая навыки: спорт, физкультура, семейные походы - в лес, в горы, и т. д. Так же мы должны научить-ся и научить наших детей примирять и другие потребности, крайности. 2. Принадлежность Как говорится, каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть. Есть разница - иметь друга, или быть другом. Ведь не одно и тоже? Нам хочется быть любимыми. Но другим тоже этого хочется. Легко любить ребёнка (особенно когда он маленький). Но нужно и его учить любить других, и проявлять эту любовь. любить ребёнка - учить любить другого Синтез: взаимная любовь
3. Сила (власть): побеждать - проигрывать Синтез: Быть гибким
4. Свобода становиться свободной личностью - принимать необходимость ограничения свободы Синтез: "Игра по правилам"
5. Радость получать удовольствие от различных видов деятельности - отказывать себе в удовольствии О том, почему важно уметь отказывать себе в удовольствии в статье "Отложенное вознаграждение" здесь: http://www.psyoffice.ru/article/33515/ Синтез: "Делу – время, потехе – час"
Я всё как-то о детях, о детях. Но ведь это и о нас, о взрослых тоже. * Уилльям Глассер (англ. William Glasser; 11 мая 1925 — 23 августа 2013) — американский психолог, создатель и лидер школы психологического консультирования. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|