Как маме не захлебнуться в чувстве вины

Согласна, воспитывать детей надо. Но давайте разберемся, что обычно понимается под воспитанием в таких случаях? Выработка у ребенка определенной модели поведения, чтобы он не мешал и был удобным окружающим. Т.е. дрессировка навыков. Сказано: "Тихо!" - значит замолчал. Сказано: "Надо делать уроки" - значит пошел и сделал. 

Из фокуса внимания выпадает целый пласт в понимании воспитания, а именно - что подлинное воспитание - это, прежде всего,  формирование ЛИЧНОСТИ. Это не дрессировка по принципу  "стимул - реакция". Это сложный психологический процесс со множеством  независимых переменных, которые влияют на процесс воспитания ребенка.

Главная мысль заключается в том, что мама - это ОДНА ИЗ переменных. Другая переменная - физиологические свойства ребенка. Третья - психологические особенности возрастного этапа развития. Четвертая - особенности ситуации. Пятная - люди и их реакции в данный момент, когда мамы рядом нет. Шестая - что было с ребенком накануне эпизода "плохого поведения", которое сочли за невоспитанность. И так далее...

Как маме не захлебнуться в чувстве вины

Отсюда ответ на вопрос, как не захлебнуться в чувстве вины - разделять свою ответственность. Нет, не снимать с себя ответственность, уходя в другую крайность - обвинять окружающих. А именно раз-де-ля-ть. 

Когда понимаешь,  где находится зона твоей ответственности в том, чтобы ребенок вел себя определенным образом, ты можешь предпринять какие-то действия и попытаться изменить ситуацию. Получилось? Замечательно! Цель достигнута. Можно отпустить ситуацию и жить спокойно без чувства вины.

Когда зона ответственности не определена, т.е. не видно заборчика, за которым находится чужая территория, то любые попытки что-то изменить и улучшить будут НЕДОСТАТОЧНЫ. Дна нету. Достигнуть цели невозможно. А значит и шансов перестать чувствовать себя плохой матерью и избавиться от чувства вины нет никаких. Абсолютно. 

В этом весь спасительный смысл - заменить вину на ответственность.

Не спорю. Это сложно. Обе альтернативы мало приятны. 

Взять на себя часть ответственности и признать ошибки бывает стыдно и неловко. Еще сложнее начинать их исправлять - менять свой образ жизни, рабочий график, привычки, свои убеждения и так далее. 

Но жить в чувстве вины тоже невыносимо. И непродуктивно. Потому что самобвинения и самобичевание - это не способ исправить ситуацию. Это способ снять с себя ответственность в том случае, когда на чаше весов ответственность субъективно тяжелее, чем вина.

Когда обе альтернативы не нравятся,  принято из двух зол выбирать меньшее. На что опереться при выборе? Как вариант: оставаясь в чувстве вины ситуация не изменится никогда. Выбирая ответственность - появляется шанс, но не гарантия.

А теперь пример.

Последние полтора года я активно учусь и развиваю частную практику, параллельно проходя личную терапию.  Я еще только нащупываю баланс работы и личной жизни во фрилансе, когда нужно быть самому себе и менеджером по продажам, и маркетологом, и директором, и бухгалтером, и писателем и психологом. Мне сложно остановиться, когда я нахожусь "в состоянии потока" и в голове роятся идеи и планы.

Из-за этого детям частенько не хватает качественного внимания.  Мне сложно уложить их вовремя спать. А утром поднять. Из-за меня они  опаздывают в садик и на занятия. 

Когда череда неблагоприятных обстоятельств накапливается,  у трехлетней дочки возникают истерики. Классика жанра - как будто бы "на ровном месте". На днях на улице было минус 20, переходили нерегулируемый пешеходный переход. У дочки не середине проезжей части шарфик сдвинулся и открыл щечки с носиком. Она попросила его поправить, но я не сразу обратила внимание, смотря по сторонам, сама укутанная в шарф с капюшоном.

Три шага до тротуара - и у дочки аффект: "Мама иди и встань туда!" (т.е. на проезжую часть, потому что именно там она хотела, чтобы я поправила ей шарфик). Абсурдное требование - с точки зрения взрослого. Но у нее свое восприятие. И какой-то свой поток мыслей. И у нее другие ценности в этой ситуации. Мне хочется поскорее в тепло и подальше от машин, а ей - настоять на своем (три года же!). И не важно, что это опасное требование. Она этого не видит.  Конфликт налицо.

Когда ребенок в сильном аффекте,  не помогает НИЧЕГО. Все, что  я знаю и чему учу своих клиентов - не работает.  Беседы о чувствах и о том, что она хотела на 20-ти градусном морозе с невыспавшимся ребенком, который не хочет идти в садик, пресекаются резким "Отстань!". Предложение "пойти на ручки" отвергается. Стоять и ждать, пока успокоится - невозможно, потому что самой холодно и старший сын тоже мерзнет. Вести за руку силой - очень проблематично, потому что поднимается ор на всю улицу "мама мне больно!", который не остается без внимания прохожих. 

В такие моменты очень сложно оставаться в здравом уме и трезвой памяти, чтобы в угоду общественного мнения в лице людей, оказавшихся вольно или невольно рядом с нами,  не пригрозить ребенку, читать нотации о плохом поведении или удариться в самообвинение "я плохая мать". 

Не утонуть под гнетом косых взглядов и рекомендаций "надо воспитывать" ребенка мне помогают две вещи:

1. Четкое понимание, что моя цель - не надрессировать ребенка быть удобным, а воспитать в нем Личность - т.е. человека, который У_меет и И_меет  право оставаться собой в отношениях с другими людьми в определенных рамках.  И найти этот баланс с трехлетним ребенком не просто. Это целый комплекс мер - беседы о чувствах и желаниях, объятия и ласка, жесткие запреты и утешение, которые имеют накопительный эффект. Поэтому со стороны выглядит удивительным, почему я не стращаю ребенка, не угрожаю уходом и "оставить одну", а когда она кричит  и пытается драться - сажусь рядом на корточки и пытаюсь обнять, поговорить.

2. Разграничение зоны своего влияния на поведение ребенка. Т.е. у меня перед глазами есть заборчик - понимание того, что я  могла бы предпринять накануне, чтобы не доводить дочку до аффекта (раньше лечь спать, раньше встать, меньше работать, больше времени проводить с ней). Даже несмотря на то, что я этого не сделала, мне важно видеть эти границы и понимать, что есть еще миллион известных и неизвестных мне факторов, которые, несмотря на все попытки,  все-равно могут привести к истерике и аффекту. Как минимум, я не могу повлиять на мороз. И на то, чтобы дочка хотела в садик, если она не хочет. Стоит только сделать шаг в сторону тотальной ответственности за все, что происходит с ребенком - что он чувствует, чего он хочет - неизбежно накрывает мучительное чувство вины. 

Я понимаю, что тема сложная и противоречивая. У каждого свое мнение и своя правда на этот счет. Я надеюсь, что кого-то мои размышления натолкнут на какое-то решение и появится свет в конце тоннеля в этой непростой теме материнства и своей роли в воспитании ребенка. 


С любовью к своему Делу и заботой о Вас 
Анна Колесова 
Психолог, онлайн консультант 
(Спб, скайп, whatsapp) 



Просмотров: 228
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Как не надо вести себя с мужчиной, когда он "закрывается".
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Чувство вины за "особого ребенка"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Это же бабушка.. Как общаться, чтобы не испытывать чувство вины?"
  • С чего начинать, чтобы "изменить ситуацию".
  • Когда "надо полюбить себя", но не получается...
  • "Она хотела бы жить на Манхеттене" или, когда государство-твоя Семья
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Психо-иппотерапия" или "Когда лошадь - психолог"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь