Простить - не значит забыть или вытеснить, обесценить (ничего плохого), поменять знак поступка, оправдать. Простить – значит принять человека, его отношение. Например, если он не отдал долг, то в следующий раз подумать над тем, сколько я могу дать. Прощение – это когда я разделяю ответственность: • я понимаю, что человек сделал что-то плохо, он человек, и все мы ошибаемся, и он несет ответственность за это • моя ответственность за ситуацию заключается в том, что я отвечаю за свои чувства, поступки, отношение на случившееся. Не человек нам враг, а его поведение, отношение. Оно принимается очень тяжело, т.к. есть вторичная выгода. И если решение не принято искренне, дальнейшая работа бесполезна.
Вы можете записать в дневнике, за что вы обвиняете обидчика, какие ожидания, обязательно нужно пережить чувства обиды, обвинения, злости, принять это чувство в себе.
1 ШАГ – ОБВИНЕНИЕ.
Например, мама виновата за обесценивание моего труда, талантов, индивидуальности; за требовательность, давление, грубость, основанную на запугивании, контроле, требовании перфекционизма и строгих дисциплинарных правилах; за холодность ко мне, отсутствие рядом, невнимательность к душе, потребностям; за обесценивание, непринятие чувств, их подавление, осуждение и стыжение; за манипулирование отвержением, если что-то не по ее; за то, что не принимала женскую часть во мне, а заставляла быть мужественной: не плакать, не проявлять слабости, быть сильной, терпеть, идти и добиваться упорно цели; виновата за то, что сравнивала меня с другими и заставляла чувствовать свою неполноценность; за то, что редко обнимала, стыдилась чувств, любви, ласки.
2 ШАГ – ПРОЯСНЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ (ЗАВЕРШЕНИЕ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ДЕЛ)
Например, что ты чувствуешь, когда обижена? Я чувствую ненужность, грусть, одиночество, депрессивность, смирение, плохость, использованность, униженность, страх, тревогу, злость, агрессию, безысходность. Необходимо выбрать самое больное место и изобразить это чувство позой, образом, т.е. дать прочувствовать. Наша задача: принять это состояние, погружаться до того, пока оно не перестанет тревожить, и пока человек не перестанет сопротивляться, успокоится. Например, ключ находиться за решеткой, нужно подпрыгнуть, или дойти до дна, а потом достать ключ.
3 ШАГ – ОЖИДАНИЯ (здесь не должно быть частицы НЕ).
Например, я хочу, чтобы мама принимала мои чувства, очень бережно к ним относилась, была теплой и чуткой; больше хвалила, поддерживала даже за мелкие достижения, ценила мой труд, таланты, индивидуальность. Уважительно относилась к моим потребностям, принимала и любила меня такой, какая есть. Договаривалась, учитывала и мои желания, а не навязывала свое видение и правила.
4 ШАГ - ОБЪЯСНЕНИЕ (почему человек так ко мне относиться, поступает, здесь не должно быть ПОТОМУ ЧТО Я…)
Мама ко мне так относится, потому что для нее важны мои идеальные достижения, это поднимает ей самооценку, она самоутверждается так, чувствует себя лучше. Она считает силу, выносливость и терпение важнее чувств, отношений, любви. Главное для нее в жизни труд без отдыха и передовой результат. У нее не было ресурса, потому что у нее была очень тяжелая жизнь – работа, нехватка денег, добывание еды, трудоемкий быт. Сильно замотанные родители не были психологически чувствительными и давали детям тот ресурс, на который их хватало. Она такая, потому что к ней так относилась в детстве ее мать, также холодно и требовательно, не давая любви и принятия.
5 ШАГ - ПРОГОВАРИВАНИЕ Должно быть спокойное чтение, если нет – значит где-то не доработал, т.е. это нужно пробубнить как констатация факта. «Дорогая Мама, я обиделась на тебя за то, что ты …. Я бы хотела, чтобы ….. Я думаю……, потому что….. Когда ты так делала, я чувствовала…»
А теперь вспомни, в каких ситуациях и к кому у тебя возникают похожее поведение, как у твоей мамы? В отношении кого, ты себя так ведешь, хотела бы или опасаешься повести, как мама в отношении тебя? Может ты ведешь себя точно также, как твоя мама, по отношению к себе?
- Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью примеривания на себя различных ролей. - Эмпатия по отношению к обидчику. - Осознание собственного сочувствия обидчику
Далее вы можете использовать прием «Эффективное прощение», автор - Александр Свияш.
РАЗДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Вспомните ситуацию, где вы испытывали чувство внутренней полноты, вас переполняла любовь, хотелось петь и дарить всем радость. Или найдите в себе такое место. Нужно большое количество любви, тепла, чтобы их можно было отдать «от полноты, от щедрости». Нашли, почувствовали, хочется поделиться? И в этом состоянии распределяем ответственность. Твоя ответственность за ситуацию и ее объяснение…. Моя ответственность, в том, что у меня были такие ожидания и я так реагировала.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА
Представь новый образ себя простившей. Если он чем-то не нравиться, значит где-то еще не доработали. Здесь человек возвращается в настоящее, в сегодняшний день, к своей полноценной и здоровой жизни. Человеку нужно подумать о том, как он теперь будет жить. -Если ты его не простишь, измениться ли что-либо в твоей жизни? - Нахождение личностного смысла в страдании и прощении. - Понимание собственной потребности в прощении -Осознание уменьшения негативных и возможного роста позитивных чувств в отношении обидчика и понимание внутреннего разрешения ситуаци. -Представьте, что вы снова попадете в эту ситуацию, как вы будете реагировать?
Д/З: разобрать несколько мелких обид самостоятельно. Это поможет научиться размышлять, прежде чем эмоционально реагировать. В идеале можно научиться давать обратную связь СРАЗУ! Мне сейчас плохо. Меня что-то напрягает, давай разберемся.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.