Современные подростки: кто виноват и что делать?

– Мой ребенок целыми днями лежит на диване, ничем не занимается...

– И в школу не ходит?

– Ходит, конечно.

– Не гуляет?

– Гуляет, болтается с друзьями бог знает где.

– Почему же "не занимается"?

– Так разве это занятие? Полезным бы чем-нибудь занялся - я в своем детстве чем только не занимался - и спортом, и авиамоделированием, и танцами, а этот - лежит! 

(типичный разговор с родителями)

 

Современные подростки кто виноват и что делать

Наверное, любой родитель, сталкиваясь с проблемой отцов и детей, задается вопросом - откуда взялся этот подросток, нормальный же был ребенок! Тем более непонятно, как с этим самым подростком жить, и как его воспитывать. В этой статье я как раз попробую ответить на извечные российские вопросы - "кто виноват" и "что делать" - применительно к современному подростку. Опираться буду в основном на свой опыт, так что мнение моё может не совпадать ни с чем.

Итак, кто виноват? Как всегда, обстоятельства.

Ну, во-первых, это  установки родителей, типичные для нашего времени.

1. "Детьми надо заниматься".

Наше поколение тревожно до жути, да еще  и с каким-то комплексом  гиперответственности. Любопытно, что наши собственные родители, просто нас покормив, уже считали, что они супер-мамы и папы, и долг свой выполнили на 120 процентов.

Нам же надо обязательно причинить пользу. Запихивание еды в детей до сих пор практикуется в садиках, с одобрения родителей. Спасибо вам, родители и воспитатели - Вы готовите мне клиентов с пищевыми расстройствами, каждый из которых будет кормить меня (печальный каламбур!) месяцы и годы. "За маму - за папу", "доесть надо всё", и - писк моды -"кто доест всё, получит наклеечку".  Попутно дети разучаются понимать, когда они сыты и когда голодны, что они хотят есть, а что - нет.

Интересно, что некоторые запихивают не просто еду, а  полезную еду, да еще и по какой-нибудь системе.

То же самое со знаниями - запихнем побольше знаний, полезных. Полезные не лезут? Запихнем интересные и развивающие - по мнению школы и родителей, конечно, ибо ребенка никто не спрашивает, мал ещё.

Результат усилий: к подростковому возрасту дети лежат и ничего не хотят, потому что за них уже всё отхотели, «перекормили». Даже не дали почувствовать, что именно они хотят. Самые стойкие – сопротивляются активно, но тоже не знают про себя ничего.

 2. "Дети должны быть успешны"

Взрослые, добившиеся многого в бизнесе, в профессии, часто спрашивают не меньше со своих детей. Иногда дети становятся прямо таки "призовыми рысаками", на успехе которых родители зарабатывают свой психологический капитал: "Мой ребенок - отражение моей успешности".

Конечно, при этом для детей создаются идеальные условия: элитные школы, репетиторы, индивидуальные занятия... но с них и требуются высокие результаты.

Эта гонка за призами нередко приводит к тому, что ребенок не справляется с нагрузкой. Сколько детей еще в младшей школе выдают обострения или дебют психосоматических заболеваний: астма, псориаз... В итоге мы имеем уставшего, истощенного ребенка. Если он успел вовремя лечь на диван и перестать что-то делать, то может быть, сохранил хотя бы своё здоровье.

Но в худшем случае ребенок при этом еще и не получает любви от родителей. Она вроде бы маячит впереди, за очередным призом, но она недостижима как мираж, и никогда не насыщает потребности ребенка. Он гонится за ней, и не может отказаться от этой гонки за ПРИЗрачной родительской любовью. Тогда психосоматика, нарушения поведения или психические нарушения практически неизбежны.

Кроме родителей, у нас есть еще и общество с его тенденцией к развитию. Среда обитания, так сказать. Здесь тоже наметились свои тренды:

1. Естественный отбор умер, да здравствует медицина.

Наши родители и прародители еще прошли жесткий отбор - война и послевоенные годы не пощадили ни одну семью. Наши дети уже счастливо пропустили даже развал СССР, тоже поломавший немало судеб. И дай бог! Но успехи медицины привели не только к росту продолжительность жизни, но и к тому, что шансы на выживание детей с проблемами значительно выросли.

Стало гораздо больше детей с неврологическими нарушениями, которые требуют учета в педагогической работе. А кто их учитывает? Предположит, у подростка церебрастения - так вот, ему по нормативам положен дополнительный выходной посреди недели. Кто ему предоставит такую льготу? Ему после школы-то отдохнуть некогда!

Но если не учитывать особенности личности и здоровья ребенка, результатом будут психосоматические нарушения, хроническая усталость, депрессия, нервные срывы.

И опять, лежащий на диване подросток - не худший вариант при таком раскладе. Это уже точно "не лень, а энергосберегающий режим".

2. Мирная жизнь ­современных подростков

Это, как и медицина, тоже несомненный плюс. Но нашей стране позарез нужно лет этак 200 этой самой мирной жизни - без войн, революций, путчей, без социальных катаклизмов. Тогда, возможно, мы изживём насилие, которым пропитано наше общество... а пока оно только становится отчетливей видно. Потому что пропали оправдания такого насилия - «жизнь тяжелая была», «война всё спишет», «мы выживали как могли».

Жизнь мирная, а подростки нередко приходят ко мне в таком состоянии, будто участвовали в боевых действиях где-нибудь в Сирии. Посттравматическое расстройство - оно появляется там, где есть насилие. И это не только физическое и сексуальное насилие. Это также игнорирование потребностей ребенка и подростка, а также втягивание детей в родительские конфликты. Это крик и оскорбления – дома и в школьных классах. В последнем случае жертвами со всеми вытекающими становятся не только те, на кого кричат, но и свидетели насилия. Массовое насилие: 25 жертв – 25 ран.

Если еще и дома ребенок не получает тепла и поддержки – это вдобавок лишает его возможности залечить эти раны.

Отдаленные результаты травмы: хроническая усталость, низкая активность, психосоматика, депрессия, изолированность, сниженный интерес к жизни. Опять лежит на диване, да еще и с парой диагнозов.

Что же делать?

Парадокс состоит в том, что не надо ничего "делать". А это никак не укладывается в головах большинства чиновников, педагогов, родителей. Прекратите разрабатывать стандарты, писать приказы и требовать отчеты. Они подросткам не нужны.

От взрослых подростку требуются:  принятие, признание, переход к партнерским отношениям. Поэтому:

  • Перестаньте что-то «ДЕЛАТЬ» с подростком как с несознательным предметом, и начните его слушать и взаимодействовать. Если трудно (это нормально, не бойтесь это признать) - поручите его на время толковому наставнику, который может его выслушать без критики (дедушка, бабушка, тренер, психолог);
  • Проявляйте уважение к подростку – уважайте его выборы, интересы, друзей, личное пространство и личную жизнь;
  • Создайте четкие границы дозволенного (это адекватные правила про то, что жизненно важно, и остальные - по поводу которых вы договорились);
  • Учитывайте личные особенности, психологические травмы, неврологию, историю болезни;
  • Позволяйте решать возрастные задачи (общение со сверстниками, самостоятельность, самоопределение).

Глядишь, тогда и встанут наши Емели с печи, или роботизируют её и заставят  поехать. Они умные, добрые и талантливые - наши подростки. Просто надо в них верить.



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Нездоровые" дети самых "здоровых" родителей
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • "Он ничего не хочет делать!" (о несамостоятельности детей)
  • Две терапевтические истории "Когда дети не хотят делать уроки"
  • "Ох,уж этот горшок или Наши не идеальные дети!!???!!"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Мне надо подумать" в ответ на Ваше признание в любви. Что с этим делать?
  • Почему не надо "жить ради детей"
  • "Мама хочет жить" сказкотерапия для родителей особенных детей.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь