О том, почему порой не удаётся достичь своих целей, я уже писала в статье "А что вы "прокачиваете в своей жизни?"
Сегодня хочу более подробно остановиться на деталях.
Нередко слышу от людей, как
сложно чего-то добиться в этой жизни, что кругом несправедливость, все плохо, личное счастье - это иллюзия, любимая и достойно оплачиваемая работа - фантастика, просыпаться утром не хочется, скорей бы выходной-отпуск-пенсия
и прочие грустные размышления.
Итак, предлагаю решить задачку «Как добиться N результата».
Если отталкиваться от посылки, что взрослый человек может изменять обстоятельства своей жизни через изменение мировоззрения (что является суммой эмоциональной культуры и культуры глубинных убеждений), то получим следующее.
Представим, что у человека есть энергетический запас в 100 единиц. Чем больше энергии он направит на достижение результата N, тем быстрее он будет достигнут.
Очень разумное условие. Понятное и ясное. Однако на деле человек, желая достигнуть результата, выполняет деятельность по активному его недостижению. Парадоксально, да. И в этом заложена фишка неосознаваемых процессов.
Пока что-то неосознаваемо, оно и будет править балом. Управлять, влиять, оттягивать на себя энергию, тянуть на себя одеяло.
Очень отрезвляют на пути осознавания вопросы: «Что вы делаете, чтобы этого добиться? И что вы делаете, чтобы этого не добиться?»
И ответы на эти вопросы получить порой сложно, так как могут быть искажены некоторые базовые мировоззренческие элементы, из-за чего человек и не достигает вслух провозглашаемых целей.
Например, молодой человек жалуется, что нынешняя работа его не устраивает. Низкая зарплата, не интересные обязанности, нет перспектив.
Распределим 100 единиц энергии его жизни, то есть используем технику анализа структурирования времени. Посмотрим, во что юноша вкладывает свою жизнь.
Вид деятельности | Количество единиц |
На работе он часто ведёт беседы с коллегами о несправедливости работодателя, его неграмотности, ошибках. Постояли кучкой, поговорили, помусолили тему, вроде стало легче, разошлись до следующего «собрания нытиков». | 20 единиц. |
Домой он приходит с парой-тройкой бутылочек пива, садится за просмотр сериалов или компьютерную игру. | 20 единиц. |
С близкими людьми он активно поднимает тему о том, как сложно жить, тема бурно развивается (каждому ведь есть что сказать) и все расходятся с чувством безысходности и бессмысленности каких-либо действий. | 20 единиц. |
Юноша, будучи воспитанным в духе треугольника Кармана, значительную часть своих жизненных сил «сливает» в актах Спасательской помощи близким через жалость: «Маме же грустно, она одна, ее папа обижает». Он не осознает, что ему больше всего стоит грустить о своей неустроенной жизни и отдать наконец ответственность своим родителям за их жизнь. Но сделать это очень нелегко в силу мной упомянутых мировоззренческих аспектов. | 20 единиц. |
Оставшихся 20 единиц ему хватает, только чтобы вспомнить свои планы-мечты. | 20 единиц. |
Итак, через какие каналы человек сливает свою энергию, которая могла бы быть направлена на реализацию своих мечт?
- Через непродуктивные способы структурирования времени, такие как беседы-жалобы о несправедливости, без дальнейших активных действий по изменению ситуации.
- Через обсуждение недостатков других с целью самовозвышения или желания просто «убить время». «Василий такой непрофессионал! Его работа ужасна...» Этот тип времяпрепровождения, когда идет обсуждение человека с негативной стороны, очень распространён. С его помощью стопроцентно поднимается самооценка - я не такой олух/неудачник/дурак/несчастный человек/незрелая личность. Когда нет ресурсов для реального укрепления самоценности, в ход идут любые доступные заменители. Также это удобный вариант направления косвенной агрессии, разрядки хотя бы таким, более безопасным и безответственным путем.
- Через разрушение организма - алкоголь, табак, наркотики.
- Через анестезирующую функцию многочисленных видеоматериалов, новостей социальных сетей, видеоигр, еды, новых предметов, вещей, одежды.
Как может помочь эта техника анализа структурирования времени?
Расскажу историю Виталия, с его разрешения.
Виталий понял, что много времени и сил вкладывал в бесплодные беседы с коллегами о том, как все плохо и неисправимо. Осознал, как ошибочно взваливал на себя ответственность за счастье родителей. Спустя некоторое время у него созрел план (результат появившейся энергии) как изменить свою жизненную ситуацию. Он пошёл учиться, перешёл на другую работу. Сейчас он смотрит на происходящее ясно: не втягивается в ранее любимые им беседы-жалобы, не поддерживает разговоры типа « А Федя дурак», четко знает свою цель и идет к ней, изменяя себя и ситуацию.
Начать менять что-то легче тогда, когда боль от ситуации превышает ее выгоды. Если кто-то жалуется, но ничего не делает, значит бонусов от НЕизменения ситуации больше, чем от ее изменения.
Для желающих изменить, исправить, наладить свою жизненную ситуацию, сейчас есть очень много знаний, техник, руководств. И это здорово! :)