Диалог с ребенком, или "поговори со мною, мама"

Автор статьи: Евгения Куликова
Я - "дитя" 70-ых, и хорошо помню милую добрую песенку в исполнении популярной в те годы эстрадной певицы Валентины Толкуновой:

Диалог с ребенком или поговори со мною мама

 Поговори со мною мама,  о чём-нибудь поговори,  До звёздной полночи до самой  мне снова детство подари.
 Мою маму тоже звали Валентина, и внешне она была похожа: такие же тёмные, тяжёлые волосы, зачёсаны назад, внимательный взгляд. Мама тоже любила петь. У нас была большая семья: папа, мама, бабушка, я... (Как, всего четверо?!) Но мне кажется, что в целом семья была больше, потому в гости часто приходили родные  и двоюродные тёти и дяди, их мужья и жёны, двоюродные, троюродные, (и даже были четвероюродные!)  братья и сёстры.
Обычное советское детство: телевизор только по воскресеньям, игры на улице, качели во дворе (папа сам смастерил), большие семейные праздники, где все пели, танцевали, рассказывали анекдоты, разговаривали, и мы дети, всегда были участниками этих праздников и бесед.  

Для того, чтобы быть хорошими родителями, совсем не обязательно иметь высшее образование и быть "богатыми". Нужно быть просто хорошими людьми. И ещё...

Самые важные вещи -  это вовлечение ребёнка в жизнь семьи и диалог с ребёнком.

Собственно, семьёй подготавливается и проводится социальная адаптация ребёнка, особенно, если семья расширенная, включающая в себя представителей разных поколений, и  других родственников.

Когда ребёнок активно включён, вовлечён в семейные дела и праздники,  чувствует сопричастность этим со-бытиям, вносит свой посильный по возрасту вклад, он осознаёт свою значимость, своё место в жизни, учиться общаться, договариваться, сотрудничать. 

  

Так же сложно переоценить значение диалога в общении с ребёнком.
Диалог - с ребёнком - это важнейшее средство развития интеллекта и воспитания Личности. 

По вопросу о развитии интеллекта, нам помогут учёные. Вот что интересного они "накопали". 

Последние исследования показывают, что дело не в том, сколько денег у семьи, и не в том, сколько слов слышит ребенок – а в том, просто ли он слушает речь взрослых или же разговаривает с ними. 

Оказалось, что чем больше слов, сказанных в диалоге, тем 

 

  • больше у детей словарный запас,
  • тем лучше они понимают грамматику,
  • лучше рассуждают вслух
  • и т. д.

 

  

Частые разговоры дают больший словарный запас и большую активность языкового центра в мозге.
Это не обязательно должны быть долгие проникновенные беседы, это могут быть просто короткие реплики; главное – вовлечённость в контакт.

 Вывод отсюда один – если хотите, чтобы ваш ребенок нормально развивался, с ним нужно разговаривать как можно чаще.

 

А что же такое - ДИАЛОГ с ребёнком? 

Часто взрослые под диалогом понимают несколько иные формы общения, например, назидание, совет, объяснение, наказ, порицание, выспрашивание и др. 

Всё это, на мой взгляд, не диалог!

Ещё раз, ДИАЛОГ - это 

не наказ, 

не совет

не назидание

не объяснение

не порицание

не требование объяснения.

Потому что все вышеприведённые формы и способы общения с ребёнком, в большей степени предполагают отношение к ребёнку, как к объекту: мы, взрослые, воспитываем, воздействуем, а ребёнок подчиняется.

 

Диалог же предполагает равные, субъект - субъектные отношения.

И к этому, мы взрослые часто не готовы. Не приучены.

В силу авторитарного воспитания, полученного нами в детстве.

В силу того, что общество наше ещё хранит отголоски многовекового домостроя, и  вообще - иерархично.

Просто в силу того, что взрослый априори занимает позицию более сильного,  знающего, потому что так оно и есть, и поскольку, и потому, на взрослом лежит  ответственность за жизнь и судьбу ребёнку. По правилу: "у кого больше ответственности, у того больше прав". 

Кроме того, это ещё и очень удобно, и значительно упрощает решение многих проблем: "Я так сказал, и точка".

И это тоже верно. Есть вопросы и ситуации, которые можно и нужно решать только так. 

Но всё же говорить с ребёнком на равных  важно.

Вступать с ребёнком в диалог - это не значит для взрослого "унизить" себя,
это значит - "подтягивать" ребёнка до своего уровня, стимулировать его,
это значит - помочь ребёнку стать субъектом своей жизни, научить задумываться и решать самому важные вопросы жизни .

 

 Для этого существует "его Величество" ВОПРОС.

Важно задать такой вопрос ребёнку, который заставит его задуматься, и принять самостоятельное решение.

Задавать вопросы - большое искусство. Не каждый взрослый это умеет. Но этому можно научиться. Вот например, какие вопросы рекомендуют коллеги: коучи, психологи:

«Волшебные вопросы», направляющие ребенка
Что ты хочешь?
 А зачем тебе это? Для чего? 
Представь, что ты уже получил то, что хочешь. Что ты будешь с этим делать?
Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?
Что может повлиять на изменение ситуации?
Что ты будешь делать? Что еще ты можешь делать?
Какие могут быть последствия для тебя и других?
Кто и чем тебе может помочь?
Кто или что тебе может помешать? Можешь ли ты это как-то предупредить?
Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
Если бы так сказал или поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал, подумал?
В чем ты выиграешь, а в чем проиграешь, если так сделаешь?
Что ты для этого должен уметь? Где ты сможешь получить этот навык?
Какие знания тебе нужны? Где и как можешь получить эти знания?
Когда ты начнешь это делать?
Ты точно достигнешь при этом своей цели?

 

Подарите ребёнку больше возможностей для поиска и исследования 

Дайте ему время исследовать свои желания, свои выборы, взять на себя смелость принятия решений и ответственность за последствия.

Создайте атмосферу сотворчества родителя и ребенка. 

Тогда Вы вырастите Личность! 

______________________________________________________________________

Научиться задавать ребёнку эти и другие "волшебные" вопросы можно на тренинге для родителей: "Счастье начинается в семье" 

http://www.psyoffice.ru/trainings/trainingsschastie_v_semie/

так же вы можете записаться на консультацию - вместе с ребёнком или индивидуально,

здесь, на сайте, http://www.psyoffice.ru/culikova/#contact  

или по телефону:

8 913 756 97 15.

очно и он-лайн.





Просмотров: 580
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда ты больше не можешь быть "не собой".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Пять элементов" в отношениях с подростками. Элемент №1 "Диалог".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Работа с МАК". Расклад "Диалог с 3-х позиций восприятия".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • А мама приказала: "Не будь ребёнком!"
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • Онкопсихолог: "Вопросы к врачу не могут быть глупыми и неважными!"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • "Мама, папа, я -счастливая семья!.." - а если все не так?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Как помочь ребёнку "найти свои слёзы".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь