|
Диалог с ребенком, или "поговори со мною, мама"Автор статьи: Евгения Куликова
Я - "дитя" 70-ых, и хорошо помню милую добрую песенку в исполнении популярной в те годы эстрадной певицы Валентины Толкуновой: Поговори со мною мама, о чём-нибудь поговори, До звёздной полночи до самой мне снова детство подари. Мою маму тоже звали Валентина, и внешне она была похожа: такие же тёмные, тяжёлые волосы, зачёсаны назад, внимательный взгляд. Мама тоже любила петь. У нас была большая семья: папа, мама, бабушка, я... (Как, всего четверо?!) Но мне кажется, что в целом семья была больше, потому в гости часто приходили родные и двоюродные тёти и дяди, их мужья и жёны, двоюродные, троюродные, (и даже были четвероюродные!) братья и сёстры. Обычное советское детство: телевизор только по воскресеньям, игры на улице, качели во дворе (папа сам смастерил), большие семейные праздники, где все пели, танцевали, рассказывали анекдоты, разговаривали, и мы дети, всегда были участниками этих праздников и бесед. Для того, чтобы быть хорошими родителями, совсем не обязательно иметь высшее образование и быть "богатыми". Нужно быть просто хорошими людьми. И ещё... Самые важные вещи - это вовлечение ребёнка в жизнь семьи и диалог с ребёнком. Собственно, семьёй подготавливается и проводится социальная адаптация ребёнка, особенно, если семья расширенная, включающая в себя представителей разных поколений, и других родственников. Когда ребёнок активно включён, вовлечён в семейные дела и праздники, чувствует сопричастность этим со-бытиям, вносит свой посильный по возрасту вклад, он осознаёт свою значимость, своё место в жизни, учиться общаться, договариваться, сотрудничать. Так же сложно переоценить значение диалога в общении с ребёнком. Диалог - с ребёнком - это важнейшее средство развития интеллекта и воспитания Личности. По вопросу о развитии интеллекта, нам помогут учёные. Вот что интересного они "накопали". Последние исследования показывают, что дело не в том, сколько денег у семьи, и не в том, сколько слов слышит ребенок – а в том, просто ли он слушает речь взрослых или же разговаривает с ними. Оказалось, что чем больше слов, сказанных в диалоге, тем
Частые разговоры дают больший словарный запас и большую активность языкового центра в мозге. Это не обязательно должны быть долгие проникновенные беседы, это могут быть просто короткие реплики; главное – вовлечённость в контакт. Вывод отсюда один – если хотите, чтобы ваш ребенок нормально развивался, с ним нужно разговаривать как можно чаще.
А что же такое - ДИАЛОГ с ребёнком? Часто взрослые под диалогом понимают несколько иные формы общения, например, назидание, совет, объяснение, наказ, порицание, выспрашивание и др. Всё это, на мой взгляд, не диалог! Ещё раз, ДИАЛОГ - это не наказ, не совет не назидание не объяснение не порицание не требование объяснения. Потому что все вышеприведённые формы и способы общения с ребёнком, в большей степени предполагают отношение к ребёнку, как к объекту: мы, взрослые, воспитываем, воздействуем, а ребёнок подчиняется. Диалог же предполагает равные, субъект - субъектные отношения. И к этому, мы взрослые часто не готовы. Не приучены. В силу авторитарного воспитания, полученного нами в детстве. В силу того, что общество наше ещё хранит отголоски многовекового домостроя, и вообще - иерархично. Просто в силу того, что взрослый априори занимает позицию более сильного, знающего, потому что так оно и есть, и поскольку, и потому, на взрослом лежит ответственность за жизнь и судьбу ребёнку. По правилу: "у кого больше ответственности, у того больше прав". Кроме того, это ещё и очень удобно, и значительно упрощает решение многих проблем: "Я так сказал, и точка". И это тоже верно. Есть вопросы и ситуации, которые можно и нужно решать только так. Но всё же говорить с ребёнком на равных важно. Вступать с ребёнком в диалог - это не значит для взрослого "унизить" себя, это значит - "подтягивать" ребёнка до своего уровня, стимулировать его, это значит - помочь ребёнку стать субъектом своей жизни, научить задумываться и решать самому важные вопросы жизни .
Для этого существует "его Величество" ВОПРОС. Важно задать такой вопрос ребёнку, который заставит его задуматься, и принять самостоятельное решение. Задавать вопросы - большое искусство. Не каждый взрослый это умеет. Но этому можно научиться. Вот например, какие вопросы рекомендуют коллеги: коучи, психологи: «Волшебные вопросы», направляющие ребенка Что ты хочешь? А зачем тебе это? Для чего? Представь, что ты уже получил то, что хочешь. Что ты будешь с этим делать? Как ты думаешь, почему у тебя этого нет? Что может повлиять на изменение ситуации? Что ты будешь делать? Что еще ты можешь делать? Какие могут быть последствия для тебя и других? Кто и чем тебе может помочь? Кто или что тебе может помешать? Можешь ли ты это как-то предупредить? Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте? Если бы так сказал или поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал, подумал? В чем ты выиграешь, а в чем проиграешь, если так сделаешь? Что ты для этого должен уметь? Где ты сможешь получить этот навык? Какие знания тебе нужны? Где и как можешь получить эти знания? Когда ты начнешь это делать? Ты точно достигнешь при этом своей цели?
Подарите ребёнку больше возможностей для поиска и исследования Дайте ему время исследовать свои желания, свои выборы, взять на себя смелость принятия решений и ответственность за последствия. Создайте атмосферу сотворчества родителя и ребенка. Тогда Вы вырастите Личность! ______________________________________________________________________ Научиться задавать ребёнку эти и другие "волшебные" вопросы можно на тренинге для родителей: "Счастье начинается в семье" http://www.psyoffice.ru/trainings/trainingsschastie_v_semie/ так же вы можете записаться на консультацию - вместе с ребёнком или индивидуально, здесь, на сайте, http://www.psyoffice.ru/culikova/#contact или по телефону: 8 913 756 97 15. очно и он-лайн. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|