|
А мама приказала: "Не будь ребёнком!"Автор статьи: Инна Гребельная
Человек, который ощущает постоянное бремя ответственности за что-то (за всё), не умеет радоваться, склонен к ревности и зависти, не любит детей и испытывает дискомфорт в их присутствии… Скорее всего, он вырос с родительской директивой «Не будь ребёнком!». Казалось бы – что в ней плохого? А как ещё сделать из ребёнка взрослого человека? Указываешь ему разницу между «детским» и «взрослым» и задаёшь вектор движения: «не туда, а вооон туда!». Детишки растут послушными, самостоятельными, смышлёными, всем на радость. Всё вроде бы правильно, в чём подвох? Подвох в том, что, как и в любой другой родительской директиве, вредит не она сама, а ПЕРЕКОС, отсутствие баланса. В данном случае - когда родители, с одной стороны, стимулируют проявление взрослых поступков, а с другой – наказывают за детские выходки (а это любое проявление эмоций, спонтанности и выдумки): «Не хнычь – не маленький уже!»; «Хватит сочинять, так не бывает!»; «Сколько можно гонять мяч – маме лучше помоги!». Часто в ловушке этого приказания оказываются старшие дети в семье, у кого детство закончилось в день рождения младшего брата/сестры («теперь ты – взрослый!). Такие дети усвоили «урок»: удовольствия и слабости - для маленьких, маленьким быть хорошо, но нельзя. В дальнейшем такие люди за «детские» удовольствия будут наказывать себя чувством вины. Запретят себе проявление слабостей и (именно поэтому) будут раздражаться на проявление слабостей другими. Хорошо иллюстрирует это сцена из фильма «Джуманджи» (1995г.): «Я тебя предупреждал, Питер! Но ты хотел доиграть! Ты плачешь? Не надо! Будь стойким! Нытьем делу не поможешь! Встречай проблему, как мужчина. Лицом к лицу! …Прости! 26 лет в джунглях, и все равно я превратился в своего папу!» Другая крайность – став финансово независимым, такой человек может безмерно, не насыщаясь, баловать себя подарками (машинки, лошадки, часики). В группе риска - дети инфантильных родителей, которые сами нуждаются в вечном опекуне. В таких родителях живёт полной жизнью и говорит в полный голос собственный недобаюканный внутренний ребёнок. Этот ребёнок вступает в соперничество с ребёнком реальным и, пользуясь «служебным положением», быстро расставляет всё по местам, показывая, кто тут главный «малыш». В таких отношениях нередко возникает обоюдное чувство соперничества, ревности и зависти. В подростковом и юношеском возрасте такие дети могут испытывать страх и депрессивное нежелание выходить во взрослую жизнь. Что ждёт недобывшего ребёнком, недоигравшего человека в будущем? - много работы (ведь все взрослые много трудятся); - гиперответственность (привычка тянуть «не свой» воз); - неумение радовать себя и расслабляться («что я – маленький, что ли?»); - склонность к ревности, зависти… Выход для взрослого человека есть, и он простой – понемногу позволять себе бездельничать и получать незаслуженные удовольствия. Проблема лишь в том, что сама мысль об этом кажется ему достойной наказания. Отдохнуть на курорте – если только ради жены; купить обновку – в случае крайней нужды. При этом он будет всячески акцентировать внимание на негативных моментах, чтоб ненароком не «подцепить» какое-нибудь удовольствие. С детьми, казалось бы, всё понятно: -не форсировать процесс взросления, не запрещать детские проявления; -включаться с ребёнком не только в совместную деятельность (где лидер – родитель), но и в совместные игры (где родитель с ребёнком на равных); -не принуждать, а ПООЩРЯТЬ ИНТЕРЕС ребёнка к взрослым действиям, разрешать пробовать. Опасно «перегружать» ребёнка взрослыми проблемами («у нас нет денег», «папа нас бросил, теперь нам надо сводить концы с концами») – его хрупкие плечи и неопытный разум не для этого, но из лояльности к матери он «вытаскивает себя за волосы» из детства, чтобы разделить с ней эту тяжесть. Ребёнок рождается белым листом бумаги. Все его основные черты должны проявиться на этом листе в строгой очерёдности и строго в своё время. Только к 5-6 годам формируется воля и критическое мышление. В этом возрасте в «рацион» ребёнка постепенно рекомендуют вводить домашние обязанности: разложить вещи, расставить посуду… К 7-8 годам – посуду помыть, вынести мусор… Логика такая: до формирования в детской психике волевого компонента родители помогают ребёнку, после – он помогает родителям. К сожалению (а может, так и было задумано?) к этому возрасту родительскими установками уже заложен фундамент жизненного сценария – парадигма, в которой ребёнок проживёт жизнь. Поэтому взрослым только и остаётся - помнить, что дети буквально, на веру, принимают все их послания как законы Вселенной, в которой родители – Боги. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|