Психология любви и ревности - это проблемы, которые всегда вызывают неподдельный интерес как у простых людей, так и у профессиональных психологов. Одной из наиболее распространенных проблем, которые относятся к сфере межличностного взаимодействия, является ревность. Ревность - довольно распространенный феномен, присутствующий в дружеских, супружеских, детско-родительских, любовных и других партнерских взаимоотношениях.
Ревность является одной из распространенных причин разрушения взаимоотношений между людьми. Вместе с тем, феномен ревности чаще рассматривается в аспекте семьи, поскольку является одной из причин нарушения психологического климата в семье, а иногда и ее распада.
Так что же включает понятие «ревность» и каковы причины их возникновения? Ревность возникают не только во взаимоотношениях взрослых людей, но и во взаимоотношениях представителей разных поколений: братьев и сестер, родителей и детей. Когда старший ребенок в семье проявляет недоброжелательность к младшему, причиной этого тоже может быть ревность. В этом случае ценность - монополия на родительскую любовь, конкурент - младший брат (сестра), который претендует на часть родительской любви и заботы.
Ревность - это сложный психологический феномен, который начинает формироваться в детском возрасте, с момента вступления ребенка в социальные взаимосвязи с родителями, братьями и сестрами, близкими, сверстниками. Каждый человек в понятие «ревность» вкладывает свое, особое значение, определенный символический смысл, который формируется у него в течение жизни, в процессе социализации: в результате взаимоотношений между людьми, освоения и принятия норм и традиций, закрепленных в обществе. Возникая в сознании человека, эти значения оказывают влияние на эмоциональные реакции личности в нестандартных ситуациях, характер взаимоотношений его с окружающими людьми, и в частности, в системе семейных взаимоотношений.
Ревность является феноменом сложной психологической природы. Структура ревности включает множество форм проявления, взаимосвязанных с различными причинами (сюда можно отнести некоторые формы нарушения детско-родительских взаимоотношений). Необузданная ревность, что ярко проявляется, влечет за собой конфликты, ссоры, нарушение благоприятной атмосферы. Данная проблема актуальна и в наши дни, поскольку гармоничные, доброжелательные взаимоотношения в семье - это неотъемлемое условие конструктивного взаимодействия между родителями и детьми, совместного принятия решений, общения, эмоционального и психологического комфорта, взаимопонимания. Проблематика исследования ревности интересна и актуальна в аспекте изучения семьи, поскольку семья играет важную роль в становлении, развитии личности, формирует навыки общения, поведения, в семье создаются условия для самореализации, самоутверждения индивида. Семья имеет большое значение в жизни отдельной личности и всего общества. Именно в семье закладываются основы как положительных, так и отрицательных качеств личности, развитие чувства ревности у человека.
Все сказанное свидетельствует об актуальности выбранной проблемы.
Данная проблематика в психологии мало исследована и недостаточно изучена. Изучению феномена ревности в отечественной и зарубежной психологии некоторое внимание уделяли Е.П.Ильин, А.А.Ухтомский, П.Я Стрельцов, А.Н.Волкова, Т.В.Андреева, З.Фрейд, А.Фрейд, К.Абрахам, К.Юнг, М.Кляйн, К.Хорни, А.Адлер, Ж.Лакан, Э.Эриксон, Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис, Р.Хайнц, Н.Шайнесс, С.Кратохвил и другие психологи, которые изучали возникновение, развитие и трансформацию феномена ревности в межличостных отношениях.
Л.Гордон связывает ревность с контролем. «Контроль, которому нас подвергают другие, является отражением нашего самоконтроля. Мы стараемся проконтролировать свое поведение, чтобы избежать неприятных ситуаций, но это, же делают и ревнивцы». Таким образом, получается, что ревнивые люди контролируют и себя, и своего партнера.
Причиной возникновения ревности Е. Хетфилд и Г. Уолстер считают чувство ущемленной гордости и осознание нарушения прав собственности. Ревность возникает как реакция на угрозу распада партнерства в ситуации соперничества. Э.Линдеман говорит о том, что угроза – одно из условий ревности, при реальном распаде партнерства возникают реакции горя. Угроза может бать реальной, когда существует соперник, претендующий на партнера, и мнимой, когда наличие соперника основывается на предположениях, вызванных охлаждением чувств к партнеру. Однако, отметим, что мнимый или реальный соперник – важное условие ревности, так как соревнование с ним за право составляет суть ревности.
Д. Далос занималась в основном вопросами детской ревности и говорила о том, что ревность - это чувство, и само по себе оно не плохое, не хорошее. Только в связи с тем, как с этим чувством обходятся, оно оказывает соответствующее влияние на поведение и состояние ребенка.
С момента рождения человек вступает в социальные контакты, его окружают различные социальные институты: семья, детский сад, школа и т.д., которые оказывают непосредственное влияние на формирование и становление его личности, формирование мировоззрения, взглядов, интересов, потребностей. Один из важных, первых социальных институтов в жизни человека - семья. Семья, являясь ячейкой общества, является важнейшей формой организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками.
Развитие детей в разных семьях происходит самыми разными путями. Все зависит от того, кем является ребенок - мальчиком или девочкой, какое у него здоровье, как он себя ведет, является ли он старшим или младшим ребенком в семье.
Место и позиция, которые занимает ребенок в семье, очень важны и имеют большое значение для формирования его личности, так же как на его развитие влияют атмосфера в семье и отношение родителей к нему. Если родители спокойно воспринимают рождение второго ребенка, чрезмерно не концентрируют свое внимание на нем, предварительно обсудив рождение малыша с ребенком постарше, то каждый ребенок в такой семье будет чувствовать себя уверенным, с удовольствием будет воспринимать свое место в семье.
Появление же в семье четкой дифференциации между детьми, выражение своего недоверия к одному ребенку и одобрение другого со стороны родителей, сравнение детей на словах и на деле приводят к соперничеству и развитию чувства ревности по отношению друг к другу.
У детей ревность возникает и по отношению к своим братьям и сестрам. Для первенца появление второго ребенка в семье является серьезным испытанием. Ведь старший ребенок лишается монопольного права на внимание и восхищение родителей. Одинаковый пол детей и небольшая разница в возрасте (два-три года) увеличивают вероятность появления ревности и соперничества за внимание матери. Однако насколько разовьется эта ревность, зависит от чуткости родителей, их умения показать старшему, что он по-прежнему желанный и необходимый для них.
Ревность проявляются как со стороны старшего ребенка, младший ребенок почти всегда считает себя правым, старшему же внушают, что младшим нужно уступать; так и со стороны младших - стремление ребенка догнать первого, во всем ему подражать. Иногда такое соперничество делает его несчастным.
Важным аспектом воспитания первого ребенка в семье является родительская привязанность и родительское внимание, которое бывает чрезмерным и это формирует у ребенка сознание того, что он занимает в семье самое важное место. Достаточно тяжело переживают первенцы рождение второго ребенка, большинство детей испытывают самые разнообразные чувства любви и ненависти к младенцу, который занял главное место в семье. Сопоставление восхищения и неприязни зависит от характера ребенка и его положения в семье. Ревнуя, дети стремятся привлечь внимание родителей к себе. Требуют повышенной заботы и нежности. Ребенок стремится соответствовать идеалу родителей, быть примерным, хорошо учиться и т.д.
Чувство неудовлетворенности и вины перед своими родителями нередко возникают у ребенка из-за того, что он не такой, каким бы хотел видеть его дома и в школе. А возникающее при этом чувство ревности к братьям и сестрам, может остаться у него на всю жизнь.
Старший ребенок, будучи более опытным, уже преодолел те или иные трудности, которые младшему еще предстоит преодолеть. Последний находится в менее благоприятном положении и чувствует это, изо всех сил старается опередить старшего, прикладывая больше усилий в своеобразном соперничестве. «Обычный тип младшего ребенка - это тот, который хочет всех опередить», - как утверждал А.Адлер. Он стремится достичь большего, чем окружающие.
Существуют особенности воспитания детей разного пола в семье. Это обусловлено тем, что у детей на определенном возрастном этапе их развития, возникают ревность: у мальчиков к отцу, у девочек к матери. Как пишет П.Кутер, в детстве все испытали эмоциональные переживания, связанные с ревностью. Сначала ребенок любит свою мать и отца пассивно, при этом скоро он начинает понимать, что не всегда может получить от них ответные чувства: ведь даже самая нежная мать и заботливый отец время от времени оставляют ребенка ради друг друга.
У мальчиков возникает позитивный Эдипов комплекс. Он проявляется в сексуальном влечении к матери и в ревности к отцу, которого мальчик начинает рассматривать как соперника в борьбе за мать, несмотря на нежные чувства к нему. Возможен и негативный Едипов комплекс, когда у мальчика возникает любовь к отцу и ненависть к матери. Иногда обе формы объединяются, и возникает амбивалентное отношение к родителям.
У девочек возникает комплекс Электры. У них возникает сексуальное влечение к отцу и ревность к матери, которая рассматривается как соперница. Как и у мальчиков, этот комплекс может быть положительным, отрицательным (любовь к матери и ненависть к отцу) и смешанным (по Фрейду).
Наличие этих комплексов влияет на дальнейшее отношение к лицам противоположного пола.
Разное поведение родителей в зависимости от пола ребенка прослеживается с первых дней его жизни. В течение первых месяцев матери чаще находятся в физическом контакте с сыновьями, однако с девочками больше разговаривают. После шестого месяца, наоборот: у материй увеличивается физический контакт с девочками, а мальчиков в свою очередь отучают от этого, способствуя развитию самостоятельности. Различие в психологических особенностях мальчиков и девочек накладывает отпечаток и на процесс их воспитания: по данным А.Филь «родители строже относятся к сыну, чем к дочери. Последних они защищают от возможных трудностей, больше утешают, чаще одобряют, чем мальчиков». Это вызывает предпосылки развития ревности по отношению к женскому полу, в частности к сестре. Мальчиков чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек. В свою очередь мальчики становятся самостоятельными, наблюдая за братом, который является сильным и уверенным, а беззащитная девочка испытывает чувство ревности к успехам брата.
Важным фактором для развития у детей чувства ревности, является зависимость от окружающих, прежде всего от родителей. Как указывает Б.Спок, тенденция к зависимости проявляется у самого старшего ребенка. В формировании зависимости детей от родителей, главными являются чрезмерная опека, беспокойство. Ребенок понимает, что он является желанным в семье. Чрезмерная опека развивает у детей чувство зависимости, а также склонность привязываться к какому-то одному человеку.
Таким образом были рассмотрены основные особенности возникновения, развития и проявления феномена ревности в детско-родительских взаимоотношениях.
Список литературы
1.Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. / Пер. с англ. А.Валеева, Р.Валеевой.- Ростов н/Д.:Феникс,1998.-448с.
2.Андреева Т.В. Семейная психология.- СПб.: Питер,2004.-244с.
3.Даллос Д., Роллан В. Ревность.- М.:Фаир-Пресс,2006.-144с.
4.Сатир В. Как строить себя и свою семью.-М.:Педагогика,1992.-192с.
5.Ильин Э.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.-752с.
6. www.psystatus.ru
7. Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.:Сфера,2006.- 187с.