Проверь себя: ошибки в социальном восприятии

Проверь себя ошибки в социальном восприятии

Мотивы и причины наших поступков – крайне сложное явление. В них порой сплетаются самые разумные наши мысли, самые эффективные из наших навыков и самые противоречивые и темные импульсы из бессознательного. До конца разобраться в причинах конкретного действия бывает очень непросто, даже если это ваш собственный поступок. Но нашим сознанием эти сложности не учитываются – сознание любит простоту. И это хорошо, это позволяет нам действовать достаточно быстро и не застревать в длительных размышлениях. И все-таки порой эта простота приводит человека к значительным ошибкам, которые вовсе не облегчают нам жизнь.

Кажущееся чувство ясности возникает из-за того, что в своем понимании других людей мы опираемся на набор «объяснительных» шаблонов. Некоторые из них мы создали сами на основании большего или меньшего собственного опыта. Многие другие приняты нами извне (из семьи, близкого окружения, культуры). Включение шаблонов плохо осознается (или вообще может быть незаметным для человека). Привычные связки используются нами «по умолчанию», почти как настройки гаджета.

«Он изменил мне, потому что все мужики полигамны, единственный способ их удержать от этого – постоянный контроль».

«Она, как все женщины, слишком эмоциональна, поэтому так реагирует»

«Ребенок по определению не может хотеть учиться, поэтому ничего удивительного, что он убегает и не слушается»

У всех людей свои установки, наше восприятие разных ситуаций отличается. Но какие-то шаблоны есть у всех. Они могут включаться редко, могут быть довольно сложными, но все-таки влияют на наше восприятие ситуации и формируют нашу реакцию.

Создатель одной из очень интересных теорий личности Джордж Келли заметил, что, когда люди объясняют поведение (и свое, и чужое), все имеющиеся идеи и установки можно разделить на три группы:

  1. Объяснение «по обстоятельствам». Некто ведет себя так, потому что так получилось; это результат цепи случайных событий. Это значит, что в другой обстановке и в другое время он может повести себя совершенно иначе.
  2. Объяснение «через свойства объекта». Некто ведет себя так, потому что таковы люди (или предметы, или задачи) с которыми он взаимодействует. То есть с другими людьми/вещами/задачами он может повести себя совершенно иначе.
  3. Личностное объяснение. Некто ведет себя так, потому что таковы свойства его личности и характера. Он просто такой и поэтому вряд ли поведет себя иначе.

Очевидно, что все три набора причин так или иначе актуальны. Но наше сознание, упрощая, часто вводит нас в заблуждение. Эти заблуждения склонны подчиняться простым закономерностям, которые Дж.Келли называл «ошибками социального восприятия»

Базовая ошибка восприятия состоит в том, что человек склонен объяснять поведение других людей чаще через личностные черты, а свое поведение – через внешние обстоятельства и объекты. Например, если я опоздал, то это «из-за пробок», «жена отвлекала», «вы встречу поставили неудобно». А если другой опоздал, то «он рассеян», «непунктуален», «нас не уважает» и т.д. Это механизм часто включается абсолютно неосознанно, что приводит к конфликтам, обидам и другим неприятностям.

Ошибка ложной согласованности состоит в том, что человек собственное поведение рассматривает как типичное, а других как обладателей сходного опыта. Человеку кажется, что все другие люди повели бы себя так же, почувствовали бы то же, что и он, хотя на самом деле, чаще всего, это не так. Это приводит к отвержению чужих чувств как неправильных или к недоверию к окружающим.

Так же часто встрчаются ошибки, связанные с социально-ролевыми моделями поведения. В этом случае человек воспринимается через призму его социальной роли («мужчина», «начальник», «ученик», «продавец» и т.д.). Объяснение его поведения дается, исходя из того, что за этой ролью в сознании воспринимающего закреплен определенный образ. Например, «начальникам можно все, они не стесняются»; «мужчинами (или женщинами) легко манипулировать» и тд.

Самого себя человек также может понимать через примитивные шаблоны. «Я ничего не делаю, потому что я лентяйка» - говорит о себе девочка-подросток. Она не пытается искать внутри себя более сложное объяснение тому, что она, вслед за другими, называет ленью. Даже самый непритязательный поиск наверняка обнаружит или отсутствие мотивации, или негативные чувства из-за неудач в прошлом, или тревогу. Но ее поведение всегда однозначно интерпретировались взрослыми: «ты не стараешься, ты лентяйка». Ребенок привыкает усваивать это как информацию о себе, а потом привычно опирается на нее как на объяснение.

Избыток объяснений своего поведения через собственные личностные качества, часто встречается у людей с высокой тревожностью и неуверенностью в себе.

Рассмотрим кратко куда ведут нас разные типы объяснений:

  1. «Обстоятельственное» объяснение. Снижает ответственность всех участников, способствует снятию чувства вины. Стимулирует поиск внешних факторов, повлиявших на ситуацию. Далеко не всегда человек сразу знает почему обстоятельства вызвали какие-либо действия. Часто в первые моменты мы говорим: «как-то так получилось». И вовсе это не отговорка. Исследование обстоятельств – отличная вещь: нужно точно узнать, как это «как-то» работало. Это позволяет в следующий раз в похожих обстоятельствах вполне осознанно выбрать более удачную линию поведения. Но избыток таких объяснений воспринимается как избегание ответственности или поиск оправданий.
  2. «Объектное» объяснение. Переносит ответственность на других участников. «Если бы я не был в команде с Вовой, я бы выиграл»; «учитель дал мне слишком сложную задачу» и т.д. Такое объяснение часто является поводом для конфликта и перебрасывания ответственности («это ты виноват» - «нет, ты»). В случае позитивных исходов это может быть поводом для ярких положительных эмоций («задача была слишком сложная, но я все-таки решил её»).
  3. «Личностное» объяснение. Предполагает принятие ответственности на себя (или приписывание её тому, чье поведение рассматривается). Склонность человека использовать этот вид объяснения, а также точность и правильность оценок, сильно зависит от проницательности, умения анализировать собственные и чужие психические содержания, и способности адекватно чувствовать границы. Когда мы слишком часто применяем его к себе, возникают ложная ответственность и чувство вины. Мы ничего не пытаемся предпринять, ограничиваясь приписыванием себе какого-либо качества и переживаниями по этому поводу («я неудачник, поэтому у меня ничего не получится»).


Просмотров: 290
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Почему с одними женщинами мужчина ведет себя по-одному, а с другими совсем иначе?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Как поведение жертвы может спровоцировать насилие в отношении себя же?
  • Как занять свое место в жизни? Неожиданное объяснение.
  • Человек бессмертный. Как будем видеть себя через 300 лет?
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Как понять других через понимание Себя
  • «Голая правда Любви» – неприлично простое объяснение главного чувства
  • Фильм - исследование отношений людей через призму секса. Он может вас шокировать...
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Виральный тест на восприятие "Чайный пакетик" - объяснение (18+)
  • Объяснение-констатация
  • Объяснение в НЕлюбви
  • Я не люблю себя, поэтому… А если бы любила…
  • Как перестать хотеть от себя слишком много. Или ещё раз про неуверенность в себе
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Игра в объяснение мужчин и женщин
  • Что такое поиск себя, и почему у нас ничего не получается?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Психологическое объяснение популярности фильмов ужасов
  • Все для других и ничего для себя
  • Психолог (простое объяснение). Боюсь обратиться к психологу.
  • Как измерить свою нормальность. Объяснение на примере одноклассников
  • Диалогово-феноменологическое объяснение феномена «рыбака"
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь