Объяснения помогают нам связывать между собой факты, находить причины тех или иных ситуаций, своих поступков и поступков других людей. Объяснения создает наша речь.
От них весьма непросто отказаться, всех нас с детства учат объяснять, объясняться. Вспомните школу, когда при опоздании вам задавали один и тот же вопрос: "Почему ты опоздал/опоздала?".
Они во многом иллюзорны и «дружат» с требованиями.
Два главных маркера объяснений в речи:
— слово «почему»
— слово «потому что»
Две главных цели объяснений:
— отвечают на вопрос «почему что-то можно/следует/надо делать»
— отвечают на вопрос «почему что-то нельзя делать»
Ф. Перлз говорил, что слова «почему» и «потому что» в психотерапии употреблять неприлично.
Человека, который впадает в объяснения, он называл «еврейской мамашей»: у нее всегда на все есть причина.
Сами по себе объяснения не приносят ни вреда, ни пользы. Вред от объяснений начинается тогда, когда они соединяются с требованиями.
При помощи объяснений также можно оправдать любое требование и любой прогноз.
Можно оправдать то, почему вы сегодня снова не сдержались и сорвали свой гнев на близком человеке.
Можно оправдать то, почему вы не занимаетесь на беговой дорожке, которая пылится у вас в кладовке.
Объяснить, при желании, можно все, что угодно, не правда ли?
Вместо того, чтобы отвечать на бесконечные вопросы «почему», стоит обратиться к реальности, то есть сменить объяснения на констатации.
Констатация помогает определить реальное положение дел и реальные задачи, которые стоят перед человеком в конкретный момент времени.
Пока вы объясняете, вы являетесь заложником обстоятельств, вы тревожитесь, боитесь, и, решения исходят из этих чувств, а не из фактического положения дел.
Когда вы начинаете констатировать, вы обретаете уверенность в том, что вы делаете, вы перестаете быть заложником обстоятельств.
Объясняя, вы идете на поводу у своих страхов и привычек.
Констатируя, вы принимаете решения, адекватные реальности.