Самооценка, как условие выживания Часть 2 (Практическая)

Вне всяких сомнений, самооценка является важнейшей характеристикой личности. Многие ученые склоняются к идее, что непосредственно самооценка является условием развития личности, ее адаптации и социализации в обществе, а уровень успешности и активности деятельности напрямую связан с уровнем самооценки. Самооценка помогает личности контролировать свое поведение, оценивать его исходя из принятых в обществе морально-этических норм, правил и законов, а также в основе самооценки лежит ощущение безопасности и стабильности жизни человека.

     Ученые и психологи сходятся во мнении, что формирование самооценки зависит от различных социально-педагогических факторов, а именно: влияние воспитания родителей и значимых лиц для ребенка, их оценочности поведения ребенка, личные примеры социального окружения, влияние воспитательной среды в дошкольном и школьном образовании и т.д. Сюда же можно отнести активность и интеллектуальный уровень самого ребенка, его способность к адаптации и анализу ситуаций, в которых он оказывался в разное время жизни. В целом, можно сказать, что самооценка формируется в результате социальных контактов человека и обратной связи социальной среды на присутствие в ней этого человека.

  Самооценка имеет динамику в своем развитии, она никогда не бывает стабильной, в разное время жизни, в различных социальных контактах и жизненных ситуациях человек испытывает совершенно различные внутренние душевные переживания и демонстрирует различное поведение.

Возникает вопрос, в чем общий смысл самооценки, зачем она нужна?

     Мы видим на этот вопрос единственный ответ, это проблема выживания. Смысл самооценки, это выживание человека в данной конкретной ситуации, в данное конкретное время. Психика реагирует определенным образом, закрепляя поведения так, чтобы человек прожил ситуацию максимально безопасно, в этом есть первичная или вторичная выгода, в противном случае это бы не сработало. Можно вкладывать иные различные идеи, основанные на воспитании или влиянии среды, но останется суть выживания, закрепляется только то поведение, которое помогло достичь определенной цели максимально эффективно, когда другие способы не столь действенны или не сработали вовсе.

     С самого раннего детства воспитание ребенка заключается в демонстрации ему желаемого от него поведения, разделение понятий хорошо и плохо, правильно или неправильно, должен и не должен. Однако у ребенка есть свои представления о мире, которое формируется под влиянием не только среды и воспитателей, но и его когнитивных функций, интеллекта, собственных желаний, наконец, обычного природного любопытства. Чтобы достичь желаемой цели ребенок экспериментирует, манипулирует взрослыми, ищет подходы и способы влияния, особенно в ситуации депривации базовых потребностей ребенка, таких как, внимание, любовь, ласка, принятие и т.д.  В период до трех лет формируется мотивация на успех или неуспех, первичный уровень притязаний, что можно себе позволить, а что еще недоступно, первые оценочные суждения о себе, хороший я или плохой. Если плохой, то что нужно сделать, чтобы стать хорошим и получить желаемое, что дается только хорошим мальчикам и девочкам, происходит формирование стратегии поведения в борьбе за любовь и жизненные блага на которые ребенок претендует в своем возрасте.

    Психологи регулярно сталкиваются с проблемой заниженной самооценки у своих клиентов и первое, что можно от специалиста услышать в качестве рекомендации и формирования первичного запроса, это именно повышения самооценки. Психолог может в красках описывать преимущество высокой самооценки, подкрепляя свои слова различными позитивными примерами и убеждениями необходимости с этого начинать. На самом деле, человек, который обратился к специалисту чаще всего не понимает, о чем идет речь. Конечно он знает, что такое его заниженная самооценка, он множество раз слышал от знакомых и родных, что он себя не любит, не ценит, у него низкая самооценка и ему нужно идти к психологу и все исправить как можно скорее. Но некоторые даже и не подозревают, что в основе их проблем лежит заниженная самооценка, думают, что причина их бед и несчастий совершенно в другом, чаще во внешнем факторе.

     Что же произойдет, если специалист начнет работать с повышением самооценки? Да просто выбьет пол из-под ног клиента. На протяжении многих лет человек выживал таким способом, достигал определенных целей, строил свои отношения с окружающими и миром, понимал взаимосвязь вещей.

Затасканный стереотип о завышенной самооценке кроме сопротивления, агрессии и последующей фрустрации вряд ли вызовет какие-то иные, позитивные эмоции.

     Ментальная ловушка многих психологов заключается в том, что они немедленно хотят сделать человеку хорошо, научить его правильно жить и эффективно достигать цели. Но прежде нужно разобрать ту выгоду, которую человек получает от своей низкой самооценки. Если составить список в чем выгодна низкая самооценка, то вы получите весьма внушительный перечень, а список минусов по количеству будет значительно меньше.

В таких случаях возникает резонный вопрос, а зачем нужно повышать самооценку, для чего это, если от нее выгоды значительно больше, чем потерь?

И как это сделать человеку, который должен отказаться от такого количества плюсов, да еще и вынужден будет совершать различные преодоления в этом процессе? Есть ли в этом смысл? Мы утверждаем, что нет никакого в этом смысла, проблема лежит совершенно в иной плоскости и низкая самооценка или пресловутая нелюбовь к себе тут совершенно не при чем.

     Представьте достаточно частую ситуацию, когда человек в роли жертвы, он зависит от других, замечательно демонстрирует состояние выученной беспомощности, манипулирует окружающими своей никчемностью, слабостью, неумением справляться с какими-то ситуациями. Такой человек прекрасно умеет, получать желаемое манипулятивно используя скандалы, слезы, конфликтные ситуации, болезнь, угрозы, жалость и привык это делать с раннего детства, он так выживал всю жизнь. И в какой-то момент своей жизни он столкнулся с проблемой, что эти способы не работают, он не может реализовать желаемое привычным сценарием поведения. Он приходит к психологу и начинают работать с темой самооценки, ее повышением, осознания ценности себя, своих возможностей и уровнем притязаний. В результате этой работы предполагается, что человек осознает ответственность за свою жизнь, возьмет ее на себя и начнет руководить самостоятельно теми ситуациями, в которых он оказался.  Готов человек к такой постановке вопроса? Большинство, конечно, нет.

     Другая распространенная ситуация, жертвы морального и физического насилия. В основном это страдают женщины, но в современном мире участились случаи насилия, направленного на мужчин. Отношения между людьми не складываются случайным образом, и чтобы отработать привычный сценарий поведения, в пару находят себе человека, который им в этом поможет. Насильник притягивает жертву, жертва ищет варианты, в которых можно будет реализовать свой деструктивный паттерн поведения. Нет смысла говорить в данной работе о вторичной выгоде таких отношений, но внешне все выглядит очень ужасно, тиран угнетает, подавляет морально и физически жертву. Партнер в роли жертвы страдает и когда ситуация выходит из-под контроля, демонстрирует готовность выйти из этих губительных отношений, обращается за помощью к специалистам. Если психолог начнет работу с темы повышения самооценки, а отсюда и передачи ответственности за все происходящее самому клиенту, то что из этого выйдет? Только то, что этот человек из роли жертвы начнет обвинять уже психолога в жестокости и непонимании, в виктимблейминге, оправдании действий тирана и во всех остальных смертных грехах. Ведь один из высочайших бонусов позиции жертвы, это позволение себе совершенно любого поведения по отношению к другим людям, вплоть до неадекватного, поскольку этому есть внутреннее оправдание невозможностью сдерживать нахлынувшие эмоции.

     Это наиболее яркие обобщенные примеры стандартного поведения человека с заниженной самооценкой в роли жертвы. Есть менее проявленные стороны низкой самооценки, однако суть сводится к одному, в таком поведении есть масса пользы для человека, это усвоенный механизм выживания в той среде, в которой воспитывался и рос человек. Отказ от этих механизмов делает человека беззащитным перед жизнью.

    Первое, что должен сделать психолог в терапии, это дать человеку опору, поддержать его, принять безоценочно и безусловно, а уже затем, когда пройдет время, будет сформировано поле доверия и безопасности в психотерапевтической работе, разобрать пользу заниженной самооценки, вывести в поле осознанности всю выгоду позиции жертвы.

     Работа с повышением самооценки стоит далеко не на первом месте, а может даже в процессе терапии и вовсе не затрагиваться за ненадобностью. За заниженной самооценкой стоит незрелое детское Я, внутренний ребенок страдающий от невозможности найти ресурсы в себе, наполниться любовью и теплотой самому, а не через других людей. Эмоциональная незрелость совершенно не зависит от пола, возраста, социального статуса, территории проживания и т.д. Каждый человек может проявиться подобным образом в какой-то ситуации, вопрос лишь в том, насколько он будет осознавать где он находится и какую цель преследует. Сомнения, неуверенность присущи подавляющему большинству, особенно в новой или неизвестной ситуации.

     Суть терапии должна сводиться к формированию зрелого Я, взрослению и развитию личности, воспитанию эмоциональной зрелости человека. Тогда самооценка, как проблема даже не будет рассматриваться, поскольку это часть взросления, и она автоматически будет выходить в зону адекватной.

У личности со взрослым зрелым Я самооценки нет, ни как понятия, ни как вопроса обсуждения, ни как объекта, на котором фокусируется внимание, ее просто нет.

Такой человек оценивает свои поступки, ресурсы, возможности, силы, направленность действия, активность, эффективность и вне полученного результата, даже в случае совершения ошибки, на саму личность ничего не переносится. У этого человека оценка себя, такая как, хороший или плохой просто отсутствует, он совершенно не думает какой он, тем более, не воспринимает оценку себя окружающими.

Максимальная свобода личности достигается осознанностью и эмоциональной зрелостью, а самооценка, как условие выживания отпадает, поскольку вопрос выживания у зрелой личности не рассматривается, он живет, а не выживает, это совершенно иное качество жизни и восприятие реальности.



Просмотров: 346
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самооценка и расставание. Расстановки как инструмент сохранения самооценки в травмирующих ситуациях
  • Самооценка и расставание. Расстановки как инструмент сохранения самооценки в травмирующих ситуациях
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Признаки заниженной самооценки и неуверенности в себе
  • Заниженная самооценка или по какой структуре личности себя измеряем?
  • Синдром заниженной самооценки: причины и способы предотвращения
  • Расширение базы Вашей самооценки - Пятый Шаг в Борьбе с Расстройством Пищевого Поведения
  • Проблема низкой самооценки или Как помочь своему ребенку быть уверенным в себе?
  • Как можно легко определить уровень вашей самооценки в отношениях с мужчиной
  • Откуда берутся принцы, принцессы и жертвы? Как формируется завышенная и заниженная самооценка
  • Не перехваливать, но поддерживать. Формирование адекватной самооценки у ребенка.
  • Как выйти из подвала заниженной самооценки
  • Пластилин в работе над повышением самооценки. Случай из практики.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • 9 признаков низкой самооценки и неуверенности в себе.
  • Почему человек знает, что ему нужно сделать и не делает этого
  • 7 проявлений заниженной женской самооценки
  • 8 проявлений заниженной женской самооценки
  • Вечный вопрос самооценки или где же на самом деле Сюзанна Рудольфовна.
  • Самооценка, как условие выживания. Часть 1 (академическая)
  • Способы повышения самооценки
  • Как самооценка влияет на поведение человека
  • К вопросу о курице и яйце: взаимосвязь мотивации и самооценки в развитии ребенка
  • Способы повышения женской самооценки
  • Некоторые упражнения по повышению самооценки и развитию уверенности в себе
  • Рекомендации для поднятия самооценки и развития уверенности в себе.
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни
  • Влияние родителей на формирование самооценки
  • Упражнения по повышению самооценки и развитию уверенности в себе 2
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь