|
Развивающие личность эмоцииАвтор статьи: Попов Юрий Алексеевич
Отправным пунктом в вопросе о личности является общество. Общество дает человеку новые возможности и объединяет возможности отдельных людей в единое целое. Общество - грандиозная сила в плане потенциала влияния на окружающий мир. Частицу этой грандиозности несет и каждый отдельный человек внутри общества. А вне общества, соответственно, теряет причастность к этой грандиозности. Приобретение черт, позволяющих влиться в общество стать его частью, внести свою долю в созидательный потенциал общества есть возникновение и становление личности. Именно взгляд общества на конкретного человека, определение места, ценности вклада, степени полезности или вредности для общества есть взгляд на человека как личность. Со стороны человека эту полезность для общества определяет активность двух управляющих инстанций, переживания тех или иных вещей и активность, вызванная этими переживаниями. Общество дает возможность людям быть разными в средствах освоения окружающего мира, а в отсутствии общества эта разница возникнуть не может. Если устранить общество, то возможности человека падают катастрофически. То, что остается у человека вне общества в плане возможностей влияния на окружающий мир, - это придание несущественных особенностей биосфере Земли и полная зависимость от своих биологических особенностей и особенностей окружающей среды. Личность, разумеется, в этом случае исчезает. То, что появляется у человека в обществе, - это потенциально возможное взаимодействие со всей Вселенной и использование бесконечного мира её свойств себе во благо. Итак, в данной статье я пытаюсь разобраться с процессами, протекающими в человеке как существе, живущем в обществе и приобретающем ценные для общества черты, позволяющие обществу увеличивать потенциал влияния на мир. Мне нужно понять, как в течение жизни совершается становление предпочтений и ценностей в поведении и деятельности. Отношение человека к чему бы то ни было - это переживание степени ценности того, на что оно направлено. За выявление ценности чего бы то ни было, как уже говорилось в предыдущих статьях («Ключ», «Два чувства» и «Воля – это удовольствие»), в человеческой психике могут отвечать две инстанции, два типа переживаний. Уровень ценности психика показывает через интенсивность переживаний. Стало быть, конструкция отношений человека к окружающему миру и обществу будет представлять собой долю активности каждого из двух типов переживаний (восприятийных и мышленческих). Так как кроме типов переживаний есть ещё и их интенсивность, то все переживания удобно представить в виде двух шкал, на которых предстает ценность чего бы то ни было. Далее в данной статье все Первые переживания (восприятийные) различной интенсивности я буду называть Первой шкалой, а Вторые переживания (мышленческие), соответственно, - Второй шкалой. Разберем приоритеты поведения человека в обществе, на которые ориентирует его Первая шкала. Эти приоритеты вытекают из ее характеристик. Как она проявляет себя в природе, так она ориентирует человека в обществе. В первую очередь она направляет поведение на овладение имеющимися благами и их оберегание. Остановить ее может только страх столкнуться с силой, превосходящей собственную. Ещё одним фактором, способным повлиять на реакцию Первой шкалы, является механизм дообщественного объединения биологического сообщества (стада, стаи). Это доминирование и привязанность. Доминирование определяет опору на авторитет, более доминантные представители сообщества обычно более влиятельны, более склонны подчинять, подавлять. Менее доминантные, наоборот, более склонны подчиняться, уходить от столкновений и конфликтов. Привязанность делит окружающих на своих и чужих. Свои вызывают больше симпатии и снисходительности. Чужие - больше неприязни и предвзятости. Преобладание оценок Первой шкалы в поведении приводит к тому, что психологический портрет человека в значительной степени определяется наследственно заданными предпосылками форм поведения - более доминантные от природы люди становятся более агрессивными, менее доминантные - робкими, пассивными. Рассмотрим отношение к обществу, определяемое оценками Первой шкалы. Первая шкала, как и Вторая, призвана заботиться о сохранности организма, защите его жизни и здоровья. Только у этой заботы есть свои особенности. Первая психика сформировалась до возникновения общества, поэтому заботу об индивиде она не ставит в зависимость от общества. Забота Первой психики может быть направлена только на своего обладателя и сообщество людей, с которыми он тесно и непосредственно взаимодействует. В рамках своих возможностей до возникновения общества она с этой задачей справлялась. Но после возникновения общества условия стали меняться все более и более заметно. Арсенал средств поведения при управлении Первой психикой - приближение, овладение, захват, охрана, избегание, удаление. Для осуществления этих форм поведения необходимы физическая сила, ловкость, выносливость, бдительность и т.д. Общество воспринимается как источник благ и физической силы. Интересы других людей, угроза их жизни и здоровью на оценки Первой шкалы не влияют, так как Первая психика не имеет средств их отражать. Первая шкала не реагирует на рост ценности чего бы то ни было для общества. Первая психика (подробнее см. статью «Два чувства»), обладая только восприятием, неспособна отражать общество как систему организации и взаимодействия всех его членов. Для нее общество - это окружающие люди, одни из которых более авторитетны или симпатичны, другие - менее авторитетны или менее симпатичны. Блага также не воспринимаются как общественные, но как обладающие различной степенью доступности или защищенности. Поскольку Первая психика не способна отражать общество в существенных его сторонах, то она не может организовать поведение, согласующееся с общественной жизнью, она не в состоянии сформировать качества, позволяющие человеку быть частью общества, служить ему. В то же время качества, дающие человеку такую возможность, суть собственно личностные качества. Таким образом, Первая психика как инстанция, управляющая поведением, неспособна формировать личность. Это доличностная управляющая инстанция. Развитие личности связано исключительно со Второй психикой (статья «Два чувства»). Вторая шкала привлекает внимание к свойствам окружающего мира, показывая ту или иную их ценность. Тем самым она побуждает человека преобразовывать окружающий мир таким образом, чтобы перевести его ценные свойства из пассивного в активное состояние. Для того чтобы свойства мира начали служить человеку, их нужно активировать, то есть создать продукт, где они проявятся. Общество также является продуктом жизнедеятельности человека, основанным на выявлении свойств людей и их объединений. Вторая психика создала общество на основе понимания таких вещей, как наличие у людей разнообразных полезных свойств, или качеств, способность людей к объединению и рост преимуществ с увеличением числа полезных участников объединенных групп. Люди могут объединяться в группы на том основании, что они обладают способностью понимать, что это объединение каждому из них несет больше благ, чем отсутствие объединения. Люди также способны определять объем вклада каждого участника объединения и видеть его желание получать блага от общества. Соответствие вклада полученному объему благ, ровно как и его несоответствие, люди тоже способны понимать. Несоответствие вклада и полученного блага приводит к тому, что в обществе появляются те, чья заинтересованность в нем начинает слабеть. Желание вносить свой вклад - тоже. Чем больше обделенных, тем меньше желание вносить вклад и тем меньше общий объем благ. Соответствие же вклада и полученного блага, напротив, связано с тем, что повышение вклада несет в себе увеличение получаемого блага. В данном случае желание отдавать (служить) возрастает, т.к. оно влечет за собой возможность получать. Все это способна отражать Вторая психика. В итоге при объединении в общество ее интересует выполнение двух условий: соответствие отдаваемого и получаемого и путь достижения максимальной самоотдачи. Соблюдение обоих условий ведет к максимальной возможности получения блага. Следует заметить, что удовольствие по Второй шкале растет не от самого факта труда, а только от того труда, который является ценным, создает продукт, который является благом. Удовольствие есть оценка уровня блага, переживание степени ценности того, на что направлено внимание. Соответственно, удовольствие тем сильнее, чем выше ценность продукта труда. В итоге нарастание удовольствия связано с нарастанием ценности создаваемого блага. Для того чтобы охарактеризовать каждую из двух шкал, возьмём еще и некую гипотетическую шкалу, которую будем называть Третьей. Суть данной шкалы - объективная ценность для человека всего того, к чему у него так или иначе имеется отношение. Отличительная особенность Третьей шкалы - единство движения по обеим сторонам (личность оценивает, её оценивают) и по всем направлениям (общество, сам человек, окружающие люди, окружающий мир). Рост ценности чего бы то ни было по одному направлению отношений обусловливает рост и по всем другим направлениям как со стороны личности, так и со стороны всех, кто оценивает ее действия. Возьмем, например, какое-нибудь инженерное изобретение (поезд) или медицинское открытие (лекарство). Для самого первооткрывателя его творение ценно тем, что в случае необходимости он тоже может этим воспользоваться. Отношение к себе здесь проявляется в создании объективно ценных для себя вещей. Это же изобретение или открытие является одновременно объективно ценным и для окружающих людей, так как и они могут им воспользоваться в случае необходимости. Таким образом, своими открытиями ученые и изобретатели автоматически показывают свое отношение к окружающим. То же самое и для общества в целом. Любой член общества или группа людей также объективно заинтересованы в этих изобретениях. Соответственно, передача их в общественное пользование показывает и в высокой степени позитивное отношение к обществу. Окружающий мир, в отличие от человека и общества, безличен. Для него изобретения человека не представляют объективной ценности. Но ценность мира для первооткрывателя возрастает, так как именно мир предоставил ему возможность сделать изобретение. Таким образом, сделанная объективно ценная для него вещь является одновременно объективным индикатором служения первооткрывателя окружающим людям и обществу в целом. При наличии у окружающих людей и общества способности давать безупречную, абсолютно точную, или объективную, оценку изобретению, и они дадут ту же самую оценку изобретениям, что и сам первооткрыватель. Третья шкала показывает направление движения к безупречной по точности оценке проявлений окружающего мира. В этой связи необходимо отметить, что, обладая несопоставимо большими адаптивными возможностями, Вторая психика в плане совершенства оценки происходящего находится значительно ближе к этой идеальной гипотетической Третьей шкале, чем Первая. Проанализировав ситуацию, дающую представление о личности, можно заключить, что сущность определения данного понятия вытекает из взаимоотношений общества и Второй психики. Личность есть то в психике человека, благодаря чему он способен быть частью общества, а само общество делать единым организмом. Личность порождается обществом, для общества и является единицей общества, т.е. его конечным неделимым элементом. Вторая психика (мышление и сопровождающие его эмоции и побуждения, подробнее – в ст. «Два чувства») есть психофизиологический субстрат, без которого это психическое образование невозможно. Исходя из этих двух главных оснований, понятие «личность» можно определить следующим образом. Личность - это уровень развития Второй психики, определяющий особенность и уровень потенциального и реального вклада человека в создание и умножение общественных благ. Под уровнем развития Второй психики подразумевается степень ее участия в управлении поведением, т.е. частота и интенсивность проявления Вторых эмоций и побуждений. Таким образом, Вторая психика является главным источником возникновения личности и общества. Уровень ее развития является и главным измерителем личности. Участие воли как Второго аффективно-побудительного процесса в формировании личности является решающим. Главный вектор в понимании личности - общество. Общество и личность взаимно породили друг друга. Общество создало культуру, огромный и постоянно пополняемый багаж знаний о мире, что дает богатую пищу, возможность для образования и развития личности. Личность как психическое образование способное понять ценность совместных усилий при распределении областей деятельности также, со своей стороны, делает возможным возникновение и развитие общества. Для того чтобы увидеть направление роста или развития личности, нужно представить, как выглядит совершенная личность. Так как личность возможна только в обществе, то ее рост по большей части обеспечивается обществом, которое может также и препятствовать росту в силу своих несовершенств. Поэтому совершенство личности связано и с совершенством общества. Окружающие люди также могут как способствовать, так и препятствовать росту, особенно в раннем возрасте, поэтому от их совершенства также зависит совершенство личности. В связи с этим представление о совершенстве окружающих людей для определения направленности движения личности к совершенству также необходимо. Начнем с общества. Совершенное общество - максимально эффективное общество в обеспечении защиты жизни и здоровья каждого его члена. Эту задачу способно выполнить такое общество, в котором каждый его член максимально использует свой потенциал во благо общества. Из тезиса о совершенном обществе можно легко вывести представление о совершенной личности. Совершенной является личность, максимально реализующая свой потенциал, свои способности во благо общества, т.е. в решение обществом той главной задачи, которая была изложена в предыдущем пункте: обеспечение жизни и здоровья каждого его члена, включая и самое себя (того человека, чьим воплощением она является). Совершенный окружающий - это прежде всего личность, реализующая свой потенциал максимально эффективно (в соответствии со своими способностями) и максимально долго (с заботой о своей жизни и здоровье). Именно в этом случае окружающие люди усиливают общество, предоставляя возможность личности развиваться в максимально эффективном обществе и обеспечивая ее необходимым наглядным образцом поведения. Хотя одного образца окружающих недостаточно для эффективного развития личности. Это отдельная отрасль общественной жизни, обеспечивающая стремление ко Второму удовольствию как главному средству развития личности. Второе удовольствие - самое существенное основание самореализации. А самореализация есть этап в развитии личности. То есть общество, личность и другой человек фактически имеют единый главный компонент в области стремлений к совершенству (в области полюса) - максимальное раскрытие способностей человека. Теперь обратимся к еще одной сфере, с которой взаимодействует личность и потому имеет отношение к ней, т.е. ее оценивает. Эта инстанция есть сам человек как носитель, обладатель своей личности. В понятие «сам» входит организм, его физическое и психическое здоровье, а также личность со всеми ее характеристиками. Таким образом, «сам» - то в организме и психике, что способно изменяться в зависимости от отношения человека к самому себе. Если мы говорим о движении инстанции «сам» к совершенству, то мы обращаем внимание на две вещи: насколько организм физически и психически здоров и какое его личностный потенциал в обеспечении всех компонентов своего здоровья. Личность, таким образом, в данном контексте выступает в двух ракурсах: субъективном - как живая управляющая поведением инстанция, оценивающая происходящее вокруг и внутри себя, и объективном - как багаж актуальных и потенциальных возможностей в освоении внешнего и внутреннего мира. На уровне совершенного безупречного состояния инстанция «сам» включает в себя три характеристики: а) максимально долго живой и здоровый, б) способный максимально эффективно защищать свою жизнь и своё здоровье, в) умеющий воспроизвести потомство, которое, в свою очередь, также обладает первыми двумя качествами. Совершенный мир не может рассматриваться вне зависимости от человека, его интересов, потребностей, тех задач, которые решает общество. Общество - это тоже инструмент человека, результат его творчества, инструмент, призванный обеспечить его процветание с этой позиции. То есть с точки зрения интересов человека совершенным будет мир, который в максимальной степени обеспечит ему жизнь и здоровье. Иначе говоря, жизнь и здоровье каждого человека - это компонент, общий для всех направлений и сторон движения к совершенству. Максимальная самореализация - это второй компонент движения к совершенству, свойственный непосредственно самой личности, обществу, в котором он живет, и окружающим ее людям. Как необходимый компонент стабильности психического здоровья, самореализация входит также в направление «сам». Не может оцениваться самореализация только у окружающего мира - т.к. это свойство только человеческой психики. Окружающий мир сам по себе не имеет инициативы, не может сам по себе стремиться в своём развитии в направлении большего удобства для человека. Как бы то ни было, в любом случае тема развития мира выходит за рамки психологии как науки. Но даже если попытаться придать миру некое стремление к саморазвитию, то человек как его венец, а затем этапы развития самого человека суть одновременно и этапы развития мира, поскольку человек часть мира, венец его саморазвития, то высшее проявление человека есть одновременно высшее проявление мира. А это высшее проявление как раз и заключается в максимальной реализации способностей человека. Итак, главное измерение личности, главная её характеристика - это степень её самореализации, воплощённая в уровне её вклада в общество, в решение задач, стоящих перед обществом. Индивидуальные различия как собственно личностные различия в данном случае есть различия в уровне и особенностях вклада в общественные блага, равно в степени самореализации. Следующим важным пунктом характеристики личности являются движущие силы ее развития. Так как суть личности есть уровень развития Второй психики, характеризующий ее актуальный и потенциальный вклад в создание общественных благ, то необходимо определить основные факторы, определяющие этот уровень. Мы видим два таких фактора, знаменующих одновременно два главных этапа развития личности. Первый фактор мы называем барьером. Суть его заключается в том, что для актуализации Второго побуждения нужно закрыть дорогу Первому. Барьер - это внешнее препятствие, выставляемое на пути Первой психики. В результате актуализированные потребности могут удовлетворяться лишь при управлении поведением Второй психикой. Основная характеристика этого этапа - преобладание Первой психики в управлении поведением. Общество в лице семьи, окружения, образовательных учреждений и государства не всегда может надежно закрыть путь для Первой психики. Поэтому, как только появляется ситуация, где барьера нет или он ненадежный, Первая психика берёт на себя управление поведением, собственно личностные качества оказываются для этого слабыми и недостаточными. Данная ситуация возможна потому, что на этом этапе Вторая психика не может соперничать с Первой в силе наслаждения, побуждая к тому или иному поведению. Изначально удовольствие Первой психики ярче и заметнее в силу особенностей того участка жизнедеятельности, за который она отвечает, - необходимость быстрого реагирования. В силу особенностей проявлений самой Первой психики и Первых побуждений, которые в очень короткий срок могут набирать большую силу. Максимальное или полюсное удовольствие Первой психики возможно на самых ранних этапах развития человека, уже на первом году жизни. В то же время интенсивное удовольствие, происходящее от Второй психики, появляется достаточно поздно, особенно это касается той степени Второго удовольствия, когда оно начинает составлять уверенную конкуренцию Первому. Настраивание (педагогичное и психотерапевтическое общение), облегчающее переход от Первого побуждения ко Второму на основе барьера. Настраивание без барьера - ненадежный способ перехода от Первого побуждения ко Второму. Качественный этап в развитии личности - переход от управления поведением Второй психикой при условии закрытия путей или создания барьеров для Первой психики к ориентации на Второе удовольствие как доминирующий побудительный процесс. На данном этапе в управлении поведением начинает преобладать Вторая психика. Это происходит потому, что ее развитие достигает такой степени, когда Второе удовольствие набирает достаточную интенсивность и начинает восприниматься как более интересное, несущее большее наслаждение, чем Первое. С этого времени начинается этап саморазвития личности. Барьеры и внешние регламенты уходят на второй план. На первый план выходит удовольствие от осуществления общественно значимых мотивов поведения. Если на Первом этапе стимулом, запускающим Вторую психику как формирующую личность инстанцию, являлся барьер, который преграждал путь Первой психике, то на Втором этапе Первые побуждения нейтрализуются более сильным Вторым удовольствием. Завершая статью, еще раз остановлюсь на основных пунктах ее содержания. Пытаясь разобраться в том, что представляет собой личность как единица жизнедеятельности общества, мы пришли к выводу, что появляется эта психическая сущность в результате развития Второй психики. При рождении Вторая психика очень слаба. Личности как таковой в этот момент еще нет. Вторая психика в момент рождения ребенка является зачатком личности. Развиваться Вторая психика может только в условиях общества. Общество является условием появления личности, которое происходит в результате развития Второй психики. В личность превращается Вторая психика в результате своего развития в условиях общества. Главные характеристики личности - это непосредственно функции, которые она исполняет в обществе (продукты труда, воспитание детей, влияние на окружающих людей) и качество исполнения этих функций, т.е. уровень вклада в них. Уровень вклада и одновременно успешность развития личности, в свою очередь, зависят от того, насколько выполнение общественных функций опирается на имеющиеся у того или иного человека способности. Раскрытие способностей, обеспечивающих создание общественно ценных продуктов, есть главное направление в развитии личности. Чем в большей мере они раскрыты, тем успешнее личностное развитие. Главные движущие силы развития личности - барьер и Второе удовольствие. На начальных этапах развития решающую роль играет барьер, т.е. умело выставленные препятствия на пути активности Первой психики - это родительский и педагогический контроль. Однако для максимально успешной актуализации активности Второй психики выставления барьеров на пути Первой психики недостаточно, необходима дополнительная стимуляция активности Второй психики. О том, каким образом эту стимуляцию сделать максимально эффективной, речь пойдет в последующих публикациях. При успешном развитии, когда Вторая психика набирает силу, человек начинает чувствовать Второе удовольствие, которое по мере его личностного роста становится все более и более сильным. Наконец наступает такой момент, когда Второе удовольствие становится настолько ярким, что составляет уверенную конкуренцию Первому. С этого момента необходимость в выставлении барьеров для Первой психики отпадает. Она начинает тормозиться активностью Второй психики. Личность переходит на стадию саморазвития и сама начинает обеспечивать свое дальнейшее движение, или рост. С этого момента начинается Второй этап в развитии личности. О наиболее высоких точках в этом развитии буду писать в следующей публикации из серии описания эмоционально-побудительного пространства челоека. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|