Ценности: От Осознания к Оперированию

Автор статьи: Макс Ильин

Ценности От Осознания к Оперированию

Стоило бы начать с определения ценностей, и сразу же на этом месте мы сталкиваемся с некоторым барьером. Сформулировать, что имеется в виду под ценностями - не так просто, как может выглядеть.

По версии Милтона Рокича, который психологам более-менее известен как эксперт в области ценностных ориентаций - эти ценности представляют собой, приготовьтесь, "устойчивую в веру в то, что некоторая модель поведения или состояние дел является личностно и/или социально предпочтительной, относительно противоположной модели или состояния".

В концепции уже упомянутой АСТ (Acceptance & Commitment Therapy) - ценности компактно определены как "избранные направления жизни". И дополняют это не всегда сразу усваиваемое утверждение метафорой "компаса".

Так, ценностью может быть "двигаться на запад". В направлении этой ценности, может стоять цель "приехать в Ригу" (из Москвы, например) - которая может быть достигнута. Базовая же ценность - не "достигается" никогда, а скорее реализуется, или там "актуализируется".

В экзистенциально-гуманистической традиции - откуда, кстати, в большой мере данный компонент практики был заимствован новомодными поведенческими подходами - ценности понимаются очень лаконично: как единицы смысла.

В частности, такое понимание согласовано с логотерапией ("смысло-лечение"), разработанной Виктором Франклом. Другой вопрос, конечно - что тогда собой представляет этот драгоценный смысл, и как он собирается из указанных единиц.

Как более простые варианты - можно понимать ценность как "нечто" (как правило, достаточно абстрактное), ради чего субъективно стоит пожертвовать чем-то иным. В любом случае, в процессе поисков оптимального формулирования мы приходим к тому, что ценности, так или иначе, выступает в качестве высшей системы ориентации поведения личности.

С чем это связано - сейчас поясню, попробовать по крайней мере стоит. Дело в следующем: ценностные верования, как известно, относятся к уровню мотивационной сферы личности.

А начало мотивационной сферы - в потребностях. Которые, несмотря на разные спорные версии, у всех нас вполне одинаковые и разнообразием не балуют (выживание, защищённость, удовольствие и т.п.).

Далее - если кто помнит теорию деятельности Леонтьева и коллег-последователей, потребности опредмечивают себя в мотивах (предметах, удовлетворяющих потребности). Затем, и это решающий для данной темы момент - мотивы в некотором смысле распредмечивают себя в ценностях.

Как это выглядит предметно - не изобретая велосипед, посмотрим на чём-нибудь базовом. Например, с питанием - довольно быстро живые существа приходят к пониманию, что пища это предмет потребности №1 (как Павлов в нобелевской речи своей заметил). 

Но, как можно заметить - в качестве ценности почти никто не называет и не выделяет подобные "плотские" вещи. Однако, прямая абстракция, связанная с удовлетворением физиологических потребностей - это "материальная обеспеченность", или, по вкусу, "экономическая защищённость". Т.е. состояние, в котором сильно беспокоиться и переживать о постоянном удовлетворении "низменных" потребностей тела нет нужды.

Ценности, таким образом - это явно абстрактные, отвлечённые идеи, за которыми, тем не менее, всегда находится нечто осязаемое предметно и наблюдаемое оперативно.

Хороший момент для авторского определения психологического понятия ценностей. Благо, у меня оно заготовлено: Ценности - это индивидуально принимаемые способы поведения или организации окружения, которые обеспечивают личности систематический контакт с предметами удовлетворения потребностей.

Проще говоря, придерживаясь какой-либо ценности - мы верим, что это поведение (или аспект обстоятельств) принесёт нам благо (ну, то есть опять же удовлетворение потребностей). Это касается и так называемых "про-социальных" ценностей - типа альтруизма. Какой бы в них был смысл, если бы это не несло никакой выгоды "носителю" подобных ценностей?

Ну и тот момент, что ценности, как и почти всё в личности, происходят из социума и культуры - вовсе не отменяет условия индивидуального принятия. Напротив, ценности личность вполне автономно усваивает и либо разделяет, либо нет - это всё под внутренним контролем.

* * *

Авторы Сидни Саймон и Меррилл Хармин, студенты Луиса Рэтса, известного в соответствующих кругах исследователя ценностей (и последователя философа Джона Дьюи, к слову) - разработали очень проясняющий перечень из критериев, которые позволяют говорить о каком-либо жизненном аспекте как о ценности. Их всего семь:

Значимость:

  • Безусловная важность - ценность, как ясно, это то, о чём мы глубоко и искренне заботимся, и наделяем чрезвычайно высокой значимостью;
  • Публичное утверждение - меткое наблюдение о том, что свои реальные ценности не вызывают у личности никаких сомнительных переживаний вроде стыда, вины и чего-то такого; она готова их озвучивать при необходимости кому и где угодно;

Выбор:

  • Из нескольких альтернатив - т.е. ценности избираются индивидуально из нескольких различных опций. Сам этот факт - увеличивает вероятность того, что итоговый выбор будет значимым и осмысленным;
  • После рассмотрения последствий - тоже понятно, что осмысление всех "за" и "против" для себя, своей "стаи" и сообщества вообще обеспечивает интеграцию ценности в общую систему целей, приоритетов и т.д.;
  • Свободный, независимый личный выбор - даже комментировать неудобно, но очевидно да: присутствие навязанности или другой формы давления сильно снижает "мотивационный потенциал" ценности, если вообще приводит к её формированию;

Действие:

  • Управление поведением - один из важнейших пунктов: ценности это не просто трёп и декларации - мы ими "живём", они проявляются в деятельности, при этом о них можно (а чаще, я бы сказал, нужно) не болтать вовсе;
  • Постоянство и последовательность - ценности управляют поведением постоянно, это не случайное согласование время от времени. Точнее так, что чем выше приоритет данной ценности - тем более поведение личности с ней согласуется в наблюдаемых делах.

Обозначенные критерии - используются как прямые методические шаги в рамках "ценностно-проясняющего интервью" (Values Clarification Interviewing), метода, разработанного недооценённым в массах автором Говардом Киршенбаумом.

Собственно, круче его книги (2013) по этому вопросу в практике - на данный момент я лично не обнаружил; помимо собственно методологии, она содержит порядка 3-х десятков отдельных техник, решающих задачу опознания, осознания и осуществления личных ценностей.

Но да ладно, ниже будут несколько наиболее ходовых упражнений в русле этих процедур. Ещё хотел бы дать ссылку на другого видного деятеля в исследовании ценностей - это Шалом Шварц из Израиля, многим и ранее известный.

Его исследования (в основном опросы) среди населения множества стран позволили выделить вполне конкретные (ну, для отвлечённых концепций) "общечеловеческие" ценности. В том числе - серия опросов проходила и у нас, можно ознакомиться как с методикой, так и со списком (на данный момент 19 обобщённых ценностей).

Приёмы Обнаружения Ценностей

№1. Опора на Актуальную Деятельность. Для исполнения этой техники - необходимо провести, так сказать, инвентаризацию собственного образа жизни, в особенности той её части, которая касается интересов, амбиций и притязаний, творческих увлечений и т.п.

Вообще проще всего описать вообще все занятия, в которые вовлекаетесь на постоянной основе - после чего из списка исключить то, что относится к сфере "обязаловки", выживания и т.п. (хотя это тоже ценность, но безусловная - её "выяснять" не нужно).

А затем - любую выявленную область занятий начать концентрированно расследовать, отталкиваясь от вопроса "Для чего я этим занимаюсь?". Да, такая вот банальная, "унылая" рефлексия - самый прямой и короткий путь к получению понимания собственных ценностей.

№2. Опора на Цели. Ставя и обрисовывая для себя некие цели, образы желаемого будущего - вполне можно применить ту же незатейливую "технологию размотки": зачем, для чего и почему я именно этого хочу? Во многих "шпорах" по целеполаганию, в том же SMART, включён пункт "ценностная релевантность" - что подразумевает какой-то минимум понимания этих самых ценностей для себя.

Стоит учитывать, что ценности, хотя так прямо на ходу не осознаются - являются наивысшим уровнем организации мотивационной сферы личности, как наиболее генерализованные формы тех же мотивов. И цели - производятся уже на их основе, логически никак не наоборот.

Т.е., грубо говоря - обнаружив на уровне ценностей говно некий шлак, мы быстро сообразим, что и цели, отталкивающиеся от подобных ценностей - такой же шлак. Насчёт средств достижения - уже, в общем-то, и неважно, будь они даже идеально-оптимальными, на выходе в большинстве вариантов - обозначенная субстанция. Разве что случайные и сторонние флуктуации вмешаются - нельзя же, в конце концов, реализовывать деструктивные ценности и не выхватить "по шапке" от окружающих, так?

№3 Опора на "Героев" (Позитивные Проекции). В некоторых случаях - сгодятся и архетипы так называемые, но на то они и "архе-", что для всех примерно однозначны. Персональные же герои, авторитетные ролевые модели для подражания - дают очень неплохую информацию насчёт личностных ценностей, и не только.

Технических реализаций этого метода - множество. В самом простом варианте, можно просто периодически вспоминать всех, кто когда-либо восхищал, вдохновлял и как-то иначе мотивировал к перенятию подобных качеств - и исследовать этот вопрос в деталях по всё тому же принципу "Почему это так радует и мотивирует подражать?".

Как правило, те модели поведения, которые систематически демонстрируют свою эффективность - и закрепляются у носителя, и привлекают окружающих к своему копированию и воспроизведению (примерно об этом теория мемов Р. Докинза, например). Соответственно, причины, по которым кто-то становится нашим "героем" или "кумиром" (в хорошем смысле) - также банальны: мы верим, что именно такой стиль действий позволяет жить благополучно и удовлетворяться в плане различных нужд.

UPD №4. Опора на Эмоции. Кстати вот, само-очевидный способ чуть и не забыл упомянуть. Хотя эмоции - как первичная сигнальная система наших с вами потребностей, дают возможность оперативного доступа и к ценностям (за счёт анализа соответствующих когнитивных установок).

Как Аарон Т. Бек в своё время отметил (а масса последователей, к крайней грусти, проигнорировала), любое возникновение эмоции непременно связано с восприятием события, так или иначе затрагивающим личные ценности, "персональный домен" (всё, что личность считает важным и значимым).

Так, тревога - сигнал об угрозе, опасности чему-то ценному; печаль - признак восприятия потери или неудачи в чём-то важном, и далее по списку (ранее много об этом в моих статьях, отсылаю к ним).

А вот кстати, обнаружив и сформулировав собственные ценности - куда с ними дальше деваться?

  • Как минимум - стоит также уточнить приоритетность ценностей в полученном перечне;
  • Каждую открытую ценность - можно оценивать далее, на предметы:
  • 1) Точно ли она внутренняя, автономная и "своя", либо же это просто дань воспитанию/моде/долгу?;
  • 2) Насколько "желаемое" соответствует "действительному" - или точнее, как текущая своя деятельность согласована с этой ценностью, и возможно ли на данный момент увеличить этот коэффициент (Подсказка - для настоящих ценностей это возможно, по большому счёту, при любых данных обстоятельствах);
  • Ещё такое примечание - дело в том, что самые значимые ценности далеко не всегда проявляются в том, что мы посвящаем релевантным занятиям большую часть собственного времени. Имеет значение именно субъективная осмысленность, значимость пользы совершаемых поступков, нежели их "сырой" временной охват;
  • Для любителей режима "хардкор" - задачка покруче: оценить, насколько личное текущее окружение соответствует выведенным личным ценностям, как так получилось и что с этим делать. Сложность задачи (для большинства) в том, что здесь соблазн и вероятность удариться в самообман гораздо выше, чем в предыдущих; и всё же, кому интересно, можно рефлексировать и на эту тематику.

* * *

Ну а на этом, пожалуй, завершу. Как всегда - спасибо всем, уделившим время, очень буду рад репостам и прочим знакам симпатии.



Просмотров: 283
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Работа с МАК". Расклад "Семейные ценности".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Интроект "Делай через "не хочу" разрушение установки , ассимиляция и защита ценностей.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Я не достойна такого мужчину, я не имею ценности..."
  • Психологическая игра "Ценности" в практике психолога.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Взболтать шампанское - о сомнительной ценности "недержания аффекта"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Семейные" ценности - ловушка, которую не обойти.
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • О моей ценности "действовать экологично"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Упражнение "Истинные ценности"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь