|
Просить и помогать можно по-разномуАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Просить и помогать можно по-разному Упражнение родилось из идеи Светланы: «Не могу признаться, что нужна помощь, попросить, принимать помощь других людей. Есть одна важная вещь. Вот живет себе человек. И дет по жизни смело. Идет по любой уникальной траектории. И постепенно очень многое учиться делать сам. Сам себя обслуживать. Сам себе зарабатывать. Сам себе пищу готовить. Сам. Сам. Сам. Некоторые психотерапевты и психоаналитики считаю, что траектория взросления – это линия от роли пассивного объекта желаний матери (она захотела ребенка родить) к роли самостоятельного творца своих желаний и своей жизни (сам хочу, сам реализую, сам наслаждаюсь результатами и последствиями). Чем более зрелый человек, тем более он самостоятелен. Другими словами самостоятельность – дело хорошее и полезное. Спросите любого терапевта, в чем заключается одна из основных целей терапии? Развивать самостоятельность человека. Давайте разберемся, что происходит, когда самостоятельный человек вдруг вынужден попросить у кого-то помощи. Что происходит с его самостоятельностью? Вернее, что происходит в его ощущением себя как самостоятельного человека? У некоторых людей после просьбы о помощи восприятие себя как самостоятельного сильно страдает. Как будто обратившись за помощью он приносит свою самостоятельность в жертву, уничтожает образ себя как самостоятельного и становится зависимым от помощи других. Из крутого превращается в просителя, слабого, зависимого, нуждающегося. И тот кто оказывает помощь (родственник, друг, начальник, эксперт, умелец, профессионал) тоже попадает в искушение – попасть в роль сильного, обладающего определенной властью над просителем. Наконец-то подвернулся случай получить особые моральные дивиденды от просителя, и от своей роли спасателя, эксперта, помощника. И это вопрос власти, корысти, самолюбия, манипуляции и т.д. В чем может лежать причина такого феномена? Одним из ответов может быть детская травма. Если ребенку каждый раз, когда приходилось просить у жестких и манипулятивных родителей чего-либо (например, мороженное), ему приходилось буквально вымаливать, унижаться, пресмыкаться, заслуживать это благодеяние со стороны родителей. Результатом такой детской ситуации является с одной стороны, что у человека нет другой модели поведения (униженный проситель и высокомерный властный манипулятивный помощник), а с другой стороны, любая необходимость просить другого о помощи отсылает его к детской боли, и он всячески защищается от этого, стараясь не обращаться за помощью к другим. Когда к такому, травмированному в детстве, человеку обращаются за помощью, его может кидать из крайности в крайность, в сторону другого полюса. «Наконец-то настал мой час. Вот сейчас я свою гордыню потешу, уж я извлеку моральную выгоду. Помощь другим превращается для него в подпитку для самого себя».
Роли в упражнении Первый этап: Взаимодействие в процессе оказания помощи травмированных людей: Роли: Униженный проситель - высокомерный «помогатель». Второй этап: Взаимодействие в процессе оказания помощи здоровых взрослых целостных людей: Роли: Целостный взрослый проситель - Целостный взрослый помощник.
Фигуры:
Ход упражнения: Хозяин ситуации вспоминает ситуацию из жизни, когда ему было трудно попросить помощи, где он либо очень неловко чувствовал себя в роли просителя, либо в роли помощника. Хозяин ситуации назначает заместителей на роли «просителя» и «помощника» и получает обратную связь от этих фигур. На этом первый этап упражнения заканчивается. Затем хозяин ситуации добавляет к первоначальным фигурам две дополнительные ресурсные фигуры – ресурс целостности. Фактически, присоединение ресурсных фигур означает, что обе фигуры вышли из детских травм и стали фигурами: «Целостный взрослый проситель» - «Целостный взрослый помощник». И получает от первоначальных фигур обратную связь. Цель упражнения: Заметить, почувствовать, ощутить, услышать различия позиций просителя и помощника на двух разных этапах. В идеале это создаст эталон, образец для формирования новой привычки, возможность сравнивать своё повседневное поведение в обмене и взаимопомощи с другими людьми с наглядными критериями. Важно: Это может стать полезной прививкой. Если в упражнении хозяин ситуации почувствует хотя ы небольшую разницу между этими двумя примерами, ваш мозг может сделать вывод, что просить помощи – это нормально, и помогать тем, кто обращается к вам за помощью – это тоже нормально. Возможно, всплывут важные подсказки о том, что надо делать каждому из нас, чтобы оказаться в ситуации приятного взаимообмена. Допустим, чтобы помогать, человек не должен нуждаться во власти над другим человеком, над просителем. Когда человек не полный, не целостный, и к нему другой обратился за помощью, он может за счет этого просителя себя «ремонтировать». Свой дефицит за счет просителя компенсировать. Шпаклевать, штукатурить, наполнять, насыщать. Раз ты ко мне обратился – я тобой попользуюсь. Поэтому мы и назовем в упражнении ресурс, который мы подставим фигурам – целостность и полнота. Обладая таким ресурсом, помощнику не надо лечить себя за счет просителя. Важно. Надеюсь еще одной дополнительной полезной опцией данного упражнения будет то, что, вы научитесь лучше отслеживать реакции и поведение помощников, к которым обращаетесь за помощью. Это поможет вам лучше принимать решения – стоит или не стоит к ним обращаться за помощью в следующий раз. *** Обсуждение
В центре семейного консультирования «ОЛЬВИЯ» *** тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880, e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|