А есть ли польза от обесценивания?

А есть ли польза от обесценивания


 
Обесцениваем ли мы? Обесцениваем.
Это обычное действие, которое мы совершаем, не будет преувеличением сказать, каждый день по многу раз.
 
Осознанно, неосознанно.. но мы оцениваем (а оборотная стророна - обесцениваем) происходящее. И не только происходящее. И себя. И других. И много чего ещё.
Ведь оценки бывают плохие и хорошие. Вот обесценивание и можно приравнивать к плохой оценке)
 
Потому что совсем уж отстранённо наблюдать что-либо невозможно. Более или менее, но собственное отношение есть у нас всегда. А уж какое, другой вопрос.
Поэтому нравится нам или не нравится, но мы внутренне оценку мы даём. А то и не только внутренне.

Причём плохую оценку ведь можно дать и тому, что на самом деле мы высоко ценим. Ведь мы ж хозяева своих оценок.

Для чего оцениваем? Ну вот таким своеобразным способом мы выстраиваем себе некие ориентиры. Нам совершенно необходима определённость. Хоть какая-то. И мы её себе создаём.
Ведь невозможно же относиться и к себе и к окружающему "никак"!) Поэтому, конечно, оцениваем. И как-то относимся.

И в этих выстроенных ориентирах мы идём по жизни. Этими ориентирами мы намечаем себе свой путь. А жизнь состоит из наших действий и поступков.

Как мы оцениваем? На основании чего?
 
Наверно, на основании тех привычных нам критериев, в которых мы выросли. Они начали закладываться с глубокого детства (можно считать и раньше - это зависит от того, какой объяснительной системой для этого мы пользуемся) и в дальнейшем формировались по мере нашего взросления.
 
Тут и родительские установки, и социальные нормы, и собственный опыт во всём его многообразии... Да много чего ещё.
 
Так вот, мы оцениваем практически всё, что попадает в зону нашего восприятия. Иногда неявно.
Сравниваем со своими внутренними "стандартами" и выносим вердикт: хорошо/плохо.
Но на самом деле это верно только - для себя!! А не вообще хорошо или плохо.
 
То есть, понимая, что не оценивать уж совсем невозможно, имеет прямой резон отдавать себе отчёт, что это не абсолют! Что это не единственно верное всегда и для всех, а только для того, кто оценивает. То есть только для нас.

Даже правильнее, я бы сказала, формулировать не хорошо/плохо, а "Мне нравится" или "Мне не нравится".

А другому может нравиться или не нравиться что-то другое.

Потому что истиной в конечной инстанции, разумеется, никто из нас не обладает. И каждый имеет право на своё мнение (свою оценку)

И претендовать на такое знание истины в конечной инстанции это, в некотором роде, претензия на божественность))
 
В общем, надо признать, что мы и оцениваем и обесцениваем для ... для своей же пользы.
Ну, разумеется, как наша психика эту пользу понимает))
 
Есть ли выгоды от обесценивания? Ну, конечно, есть.
 
Вот для чего, например, люди дают плохую оценку тому, что на самом деле нравится?
 
Это может быть, скажем, из чувства зависти. Чтоб не чувствовать себя в чём-то обделённым или ущербным. Тогда проще обесценить и не страдать. То есть защитить себя от переживания недостаточной собственной "хорошести". Выгода? Выгода.
 
Или, как вариант, защититься от чужой зависти и вызванной ею агрессии. Когда завистник пытается унизить, уж лучше заранее считать себя плохоньким, чтоб не сталкиваться с чужой злобой.
Вот так, например, красивая женщина может одеваться в "рубище" и не следить за собой, чтоб не привлекать нежелательное внимание.
Выгода? Выгода. Хотя и сомнительная))

Тут надо заметить, что большинство таких так называемых выгод от обесцениваения чего-то хорошего, чем мы владеем или что нам нравится носит весьма, скажем так, спорный характер.
А вот в каком случае обесценивание носит конструктивный характер, так это тогда, когда мы явно завышаем оценку. Тогда частичное обесценивание возвращает нас к реальности. Оно в этом случае полезно.

То есть вообще-то мы вольны в том, чтоб те оценки, которые мы чему-то присваиваем, как необоснованно понижать, так и необоснованно завышать.
 
И тогда мы можем столкнуться с таким явлением как сверхценность.
 
Ведь что такое сверхценность? Это "или - всё, или - ничего". Верно?
 
Или возьмём перфекционизм. Только идеально и больше никак.
 
И тогда появляется страх не суметь достичь идеального.
Стыд, что недостаточно хорош и умел. Вина за будущие  ошибки, которые неизбежны. Ну и так далее.
Эмоции настолько сильны, что блокируют возможность здраво рассуждать. И, как следствие, - уж лучше не делать!)
И так трудно начать, потому что тревога просто зашкаливает. Мотивация к действию падает.
А всё почему? Сверхценность!

 
Сверхценность существенно мешает. Обесценивание может помочь снизить накал страстей. И поспособствовать включению мозгов. И, таким образом, облегчить начало рациональных действий.
 
В то же время полное обесценивание тоже снижает мотивацию. Потому что зачем делать то, что совсем никакой ценности не имеет?
 
Найти эту золотую середину, максимально приближенную к реальному положению дел, не так просто.

Поэтому очень полезно, давая оценку чему бы то ни было, помнить про то, что мы - не боги. И всей полнотой информации владеть не можем.
 
А для того, чтобы совершать те действия, из которых и состоит наша жизнь, очень желательно понимать, что для нас важно, а что нет.

И полезно обсуждать это с теми людьми, которым доверяем. Потому что людям нужны другие люди. Которыми мы себя и окружаем.




 

И спасибо вам, дорогие мои читатели, за ваше внимание! 
Я готова вам профессионально помочь. В кабинете психолога в центре Москвы или по скайпу или в консультации здесь на сайте - по вашему выбору. Все контакты по ссылке ниже.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы. 
 
На мою консультацию можно записаться здесь

 http://www.psyoffice.ru/balakhonskaya/#consultation    

Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии  

 



Просмотров: 316
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Чем опасно обманывать себя? Ведь так все " хорошо"
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • «Почему кто-то имеет право ставить мое счастье под сомнение, только потому то у меня чего-то нет?»
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Есть только миг между прошлым и будущим"....
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • " Изменить мир мы можем только меняя себя"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что такое, на самом деле "Любить себя"?!
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • Любовь к себе. Чего ты хочешь на самом деле, когда хочешь есть?
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Я такая как есть, и совсем не желаю меняться" (про тело, стыд и изменения)
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Есть ли жизнь без граблей?" Или о сценариях нашего бытия.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Худеть, или полюбить себя "как есть"?
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Невыдуманная история про кильку в томате... или "может, хватит ее есть?!"
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь