Слова большие и маленькие

Слова большие и маленькие
Фотография, правда, с конференции 2014 года. Фотографии этого года предлагается размещать участникам, у кого есть.


Слова большие и маленькие

Доклад на IX конференции по экзистенциальной психологии (Дни экзистенциальной психологии в Кемерово http://www.sifep.ru/konferentsii-seminary-treningi)

Одно из предисловий:

Уже несколько лет я веду продолжительный диалог с Александром Ефимовичем [Алексейчиком] об интонациях. Обычно, когда мы оказываемся на семинаре или беседуем, у меня не находится чего-то особенного сказать или спросить, получается что-то неподготовленное, неожиданное, поэтому я долго обдумываю короткие наши диалоги и собираю свое представление об интонациях в разных формах, в том числе в форме сообщений на конференциях.

К тому, что не удается сказать что-то содержательно-существенное в разговоре, со временем привыкаешь. А вот о чем всегда приходится жалеть, так это о не точной интонации. Остается напряжение от того, что моя интонация кажется или слишком грубой, или слишком слабой, в общем, не точной. Интонация определяет величину сказанного слова, разговора, сообщения. Определяя не только размер, но и направленность, измерение речи.

Занявшись изучением вопроса интонаций, я обнаружил, что мой собственный репертуар восприятия интонаций очень ограничен. А моя способность назвать, обозначить, воспроизвести интонацию по своему, по новому, очень не развита.

 Коротко о теме сообщения: что такое слова большие и маленькие?

Если слово больше жизни (экзистенции), то это  - большое слово. Если слово меньше жизни, то это – малое слово. Одно и то же слово может быть большим и малым благодаря интонации и интонационном слуху.

И теперь про интонации

Хочу высказать одну идею:

Долгое время в экзистенциальной психологии считалось, что в основе понимания, действия, активности, решения и пр., лежат смыслы. То есть жизнью управляют, или, по крайней мере, должны управлять, смыслы. Я собственно, хочу к этому добавить, что смыслы управляются интонациями.

 На одном из семинаров Александра Ефимовича участниками было записано: «Самый главный орган общения – слух». И я сегодня хочу продолжить, что самый главный слух – интонационный.

Об интонациях существуют особые мнения среди филологов, музыкантов, педагогов, актеров и многих других. Начнем с конца, то есть с того, как полезно понимать интонацию в экзистенциальной психологии и терапии. Приоритет в таком понимании принадлежит А. Мирзаяну, который предложил понимать интонацию как текст. То есть как связную, законченную, и зафиксированную носителем речь.

В кратком обобщении определения интонации выгладят так:

- система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании)

- определение модальности высказывания — различение повествования, вопроса и восклицания

- с помощью интонации поток речи разделяется на значимые отрезки – фразы (отрезки, выражающие законченную мысль) и синтагмы (обладающие цельным смыслом части фраз)

 В музыке - Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений при музыкальном исполнении. Интонация воспринимается слухом как верная в тех случаях, когда звучащий тон располагается внутри некоторой области частот, близких к абсолютно точной, ‒ так называемой зоны.

В контексте экзистенциального опыта интонацию можно определить как то, что делает возможным понимание смысла. По аналогии с определением света. Свет – это то, что делает возможным видение, интонацию можно определить как то, что делает возможным понимание речи или феномена.  Попробуйте понять смысл без интонации. Если мы имеем дело с сообщением письменным, то мы предполагаем интонацию, а если не можем предположить, то присваиваем свою интонацию.

В одном из интервью А. Мирзаян выразился о пении так: следует петь не слова, а перспективу стихотворения, опевать голосом некое пространство, лежащее за словами. Если перенесем эту идею на психотерапию, то можно сказать, что в процессе помощи следует выражать не концепции, идеи, диагнозы, рекомендации и пр., а перспективу речи и жизни клиента, пациента, ученика, выявлять в терапевтической беседе пространство, лежащее за переживаниями.

А. Мирзаян в своих лекциях «В начале была песня» упоминает ряд высказываний:

М. Цветаевой «Интонации – это самые большие слова». 

Бродский об Ахматовой: «Она одной интонацией сделала нас христианами»

Бернард Шоу: «Да» и «нет» пишутся единственным способом, но мы можем произнести «да» как «нет» и «нет» как «да».

Сегодня в переписке посредством электронных устройств принято использовать специально создаваемые акронимы. Акроним, кстати, от греческого άκρος «высший; крайний; начальный» + όνυμος «имя». Например, смайлы.

Казалось бы, это должно помогать в переписке, делать ее более живой. Но оказывается, акронимы могут обслуживать только нижнюю границу фразы. Частое использование смайлов просто раздражает. То есть избыточное количество знаков мешает уточнять интонацию. Интонация важна не своим значением, а своей точностью. А точность, в свою очередь возникает в воспроизведении, то есть во взаимодействии говорящего и слушающего.

На одном из семинаров взрослая женщина, педагог с большим стажем, пыталась воспроизвести то, как она говорит своему внуку, чтобы он не скрывал от нее свои проблемы с учебой, чтобы он говорил ей что у него не получается и она ему будет помогать. Всем участникам сразу стало ясно, почему ее внук этого не делает.

 Анатолий Кунгуров. «Психология музыкальных способностей». (Цитирую близко к тексту, не везде в кавычках)

«С точки зрения современной музыкальной психологии, список музыкальных способностей можно обозначить в 3-х пунктах:

  • Интонационный слух;
  • Чувство ритма;
  • Аналитический слух.

Причём отсутствие интонационного слуха полностью лишает человека возможности заниматься музыкой, даже в качестве любителя. Отсутствие чувства ритма даёт ему, естественно при наличии вышележащего пункта – интонационного слуха, возможность стать неплохим меломаном. А частичное или даже полное отсутствие хорошо развитого аналитического слуха, при наличии интонационного и чувства ритма позволяет стать музыкантом-любителем».

Список способностей к оказанию и принятию психологической помощи можно так же свести к трем пунктам, уточнив их определения. Например:

  • Интонационный слух. Способность понимать и выражать перспективу жизни
  • Чувство ритма. Способность сочувствовать и присутствовать в интенсивности жизненной ситуации
  • Аналитический слух. Способность структурировать события и упорядочивать наивный хаос переживаний

Но вернемся к интонационному слуху:

  • Интонационный слух

Если «Музыка – искусство интонируемого смысла», как писал академик Асафьев, то интонирование – это искусство осмысления музыки.

Дина Константиновна Кирнарская дополняет определение Асафьева, указывая, что речь идет об «…интонировании смысла, который проявляется, в том числе, и в самых грубых, самых простых качествах звучания – в направлении мелодического движения, громкости и силе звука, в большей или меньшей его активности, акцентированности, в особенностях голосового или инструментального «произношения».

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно вывести определение интонационного слуха, которое уже активно используется в музыкальной психологии: «Интонационный слух – это свойство слуха, направленное на восприятие эмоционально-смысловых аспектов музыки».

«Интонационный слух, — пишет Д. Кирнарская, не может отличить звук «до» от звука «ми», зато он отличает смысловое «наполнении» крадущихся и скользящих «Парусов» Дебюсси от настойчивой и упругой поступи «Болеро» Равеля. Интонационный слух отличает надрывные рыдания Шестой симфонии Чайковского и уютно-сонные переливы Первой: при этом с помощью интонационного слуха нельзя ни уловить, ни вспомнить ни одной мелодии. Ему интересен её жест, тон, направленность движения и общий характер, но он не может зафиксировать детали мелодического рисунка и нюансы гармонии – для этого существует аналитический слух, нацеленный на анализ звуковых отношений».

Интонационный слух появляется у человека с момента рождения, и даже грудной младенец способен отличить благозвучное и умиротворяющее звучание консонанса от резкого и агрессивного звучания диссонанса.

Возвращаясь к экзистенциальной психологии и терапии. Интонационный слух – это способность воспринимать эмоционально-смысловые аспекты жизни, ситуации, события, проблемы, речи и пр. И если мы допускаем, что интонационный слух – это базовая способность, то к нему предъявляется и соответствующий критерий – он должен служить реальной основой для развития или для осознания ограничений других видов слуха, других способностей. О том, что  конкретная способность является реальной основой для других способностей человека, свидетельствует интонационный репертуар. Например, по интонации с которой студент выполняет задание, можно довольно точно предположить будет он работать на самом деле. Или по интонации, с которой человек выполняет упражнение, можно понять, какие у этого упражнения будут последствия, превратится ли оно в реальную работу.

Интонационный репертуар

Интонацию нельзя придумать совсем новую. Особенность интонации как текста, как опыта, как речи в том, что она не идентифицирует явление, то есть не предъявляет некую символьную форму, тождественную явлению, а аутентифицирует явление, уточняет его присутствие.

Для примера. Обряд в смысле изобразить, имитировать (одеться в костюм, карнавальный или праздничный) и обряд в смысле исполнить танец, игру, ритуал, прожить самому и дать прожить другим.

Мы не придумываем интонации и при этом, мы каждый раз творим интонации, живя словом, языком. Мы уточняем интонации в соответствии с опытом, в соответствии с обратной связью, в соответствии с целями, возможностями, правами, обязанностями и пр. Можно сказать, что душа человека – это его интонационный репертуар.

Интонационный репертуар очень уязвим. Вероятно, это связано с тем, что он отвечает высоким уровням интенсивности жизни. Интонация, прежде всего, характеризуется в полюсах чистая – грязная, точная – не точная, истинная – лживая.

Актер театра может очень точно выражать интонацию в своей роли на сцене и терять интонационный слух дома, с женой, детьми. Бывает и наоборот. Хороший для знакомых человек, слышащий своих друзей и знакомых, совсем не попадает в интонацию на работе.

Так же не совпадать по интонационному репертуару могут преподаватель и студенты, терапевт и клиент. Я, например, очень ценю людей, способных со мной разговаривать. Мне так часто говорят, что меня трудно, скучно слушать, а я все не могу найти свой стиль клоунады и продолжаю звучать в своих печальных интонациях.

Еще о больших и малых словах

Повторим:

Если слово больше жизни (экзистенции), то это  - большое слово. Если слово меньше жизни, то это – малое слово. Одно и то же слово может быть большим и малым благодаря интонации и интонационном слуху.

И можно представить:

Горизонтальное измерение интонации – акценты, модальности (вопросительная, повествовательная, требовательная, угрожающая и т.д.). Чаще характерно в экспрессивном отношении, как интонация говорения.

Вертикальное измерение – обращенность к большому слову или малому. Это измерение чаще характерно в импрессивном отношении, как интонация слушания речи.

 Если мы в нашей речи, в диалоге обращаемся к малому слову, то это наука, изучение, анализ, мастерство, делание. Например, так корректор выправляет стилистику текста.

Если мы обращаемся к большому слову, то есть к слову, большему чем мы, чем наша жизнь, то это искусство, обновление. Так люди обращаются к мантрам, молитвам, поэзии и пр.

Нельзя сказать, что большие слова лучше маленьких или наоборот. Иногда очень терапевтична речь из малых слов, за которыми стоят конкретные явления и предметы. Иногда нужны большие слова, с пафосом. Бедой современного человека являются:

Интонационный шум. Интонационная глухота. Невозможность, неспособность понять смысл. Нарушение интонационного слуха и неразборчивость в интонациях.

Практические аспекты это гипотезы разработаны в концепции экзистенциальной ландшафтной терапии: http://www.sifep.ru/povysheniye-kvalifikatsii/ekzistentsialnaya-landshaftnaya-terapiya   



Просмотров: 359
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Интонационный диалог и речевое развитие в Монтессори подходе
  • Может ли ребенок иметь психологический слух?
  • Интонации как индикатор гармонии взаимоотношений в семье
  • Воспитание детей и правильные интонации
  • Абсолютный слух. Плюс три к карме
  • Большие и маленькие слова в терапии и в жизни
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Очень вредное слово "можно"
  • Слово за слово, а из слова – слона!
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Можно ли говорить ребенку слово Нельзя?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Слово на букву "ТР": что можно сказать о тревоге и тревожных людях?
  • Если вы можете сказать эти слова своему любимому человеку, значит вы действительно его любите
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Слово. Вечные темы экзистенциальной терапии в кино.
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Почему вам нельзя, если другим можно?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Новое слово дня. Или слова
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Не слово учитель глупца, а несчастье. Слова не учат?
  • Волшебные слова для счастья. Как можно привлечь счастье в свою жизнь
  • Как вытравить слова-паразиты из речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь