Дети после развода

Так случается, что семья распадается, но в ней есть ребенок. Хотя супруги перестали быть родственниками их ребенок все же соединяет их жизни. В нем есть качества от обоих родителей и ответственность за него тоже несут оба. Не все пары могут сохранить отношения сотрудничества по отношения к детям. Очень часто сложности общения, приведшие к разводу, продолжаются и после.

В одном их вариантов  ребенок становится  орудием мести и манипуляций.
Эти истории обычно искрят эмоциями, событиями. Родители критикуют друг друга и бьются за право решать его судьбу. Но далеко не всегда интересы ребенка действительно видят, не говоря о том, чтобы учитываются. Нередко компромиссным  вариантом для ребенка в этой ситуации является идентификация с одним из родителей и борьба против другого. Такое решение помогает «вынести» эту ситуацию. Коалиция с одним из родителей дает ребенку силу, повышает его самооценку, борьба же отвлекает от истиной проблемы  -  невозможности соединить два мира, давшие ему жизнь. Возможным исходом является невротизация ребенка (например тики, энурез) и сложности в коллективе – ребенок переносит модель борьбы во внешний мир, конфликтует по любому поводу со сверстниками, пытается ими манипулировать, «конкурирует» с воспитателями и учителями.

 Другой вариант  - папа ушел (мама реже, но и так бывает) и живет своей жизнью, ребенок остается с мамой. Он приезжает на выходных, дает денег, берет к себе, но чтобы не было скандала и ссор -  ни во что не вмешивается, иногда бывшие супруги и вовсе не общаются – есть формальная переписка, дети передаются через бабушек, дедушек, няню и т.д. Ребенок существует как бы в двух мирах: мамином и папином. Как быть со всеми нестыковками между их убеждениями, привычками ему приходится решать самому. Формируется конфликт лояльности, но не внешний, а внутренний. Ведь внешне то все нормально, «значит проблема не снаружи, а во мне» - решает ребенок.  Ребенку трудно выбрать линии поведения, потому что он «знает»  что одному из родителей это не понравится.  Часто такие дети становятся очень неуверенными, они полны страхов и фобий, переполнены чувством виды.

Также бывает, что оба родителя после развода, довольно быстро находят себе новых партнеров и создают новые семьи.  Выстраивание отношений между бывшими супругами может идти очень по-разному. Я хочу отменить лишь вариант, когда дети в этой ситуации  - «теряются».

Иногда родители оказываются настолько вовлечены в новые отношения, что на старшего ребенка не хватает сил. Бывает, что новый партнер не желает иметь дела с «наследством» прежнего брака.

Не всегда проблемы бывают связаны с родителями. Возможно, что изменения произошли настолько быстро, что ребенок не успевает отгоревать потерю своей семьи, он переполнен негативными эмоциями, а вокруг уже все счастливы. Он оказывается исключенным эмоционально, не попадет в общий настрой родителей. Если в новых семьях довольно быстро появляются новые дети к чувству потери еще присоединяется ревность к сиблингам и зависть – у них, то одна настоящая семья.

«Теряется» ребенок – когда в обеих семьях и папиной и маминой – есть одна из вышеперечисленных причин. 

Также случается, что родители неосознанно переоценивают вклад взрослых в воспитание и заботу о таком ребенке, принимая количество общения за качества. Формально вокруг него много людей готовых что-то сделать для него, но никто не включен по-настоящему.

У таких детей начинает формироваться комплекс брошенности. Развитие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное) замедляется. Все энергия фокусируется на желании любви и вместе с этим переживании, что получить ее невозможно.

У этих детей формируется убеждение, что любовь всегда несчастная и что ее всегда мало, все не так, не вовремя. При этом если рядом находятся взрослые готовые принять участие в заботе о таком ребенке, например бабушка или дедушка, няня, педагог, тренер - такой ребенок не может насытиться этими отношениями и заботой.

Часто такие дети чтобы избежать страдания проецируют свои переживания на других. Они начинают заботиться об окружающих, детях взрослых, животных. С одной стороны выглядит это очень социально (к тому же очень удобно взрослым),  но важно, что такие дети блокируют связь со своими желаниями. Появляется жертвенность и готовность все отдать, ко всему привыкнуть, подстроиться.

Иногда наоборот дети интенсивно демонстрируют свой «голод любви». Они раздувают свои желания и потребности, проявляют  эгоцентризм, высокомерие, пренебрежение к другим. Ребенок не может адаптироваться в коллективе, игнорирует социальные нормы и правила поведения, нарушает их.

В всех случаях часто имеет место снижение мотивации к обучению и познанию нового. У таких детей  нет инициативы, они не понимают зачем все это нужно. Особенно  ближе к средней школе такие дети становятся склонны с формированию зависимостей – пищевой, игровой, начинают курить, употреблять алкоголь. Они ищут интенсивных переживаний (рисковые виды спорта, антисоциальное поведение) чтобы хоть как то увидеть и почувствовать себя.

В глубине души они остаются «вечными детьми» и с трудом включаются во взрослую жизнь, им сложно принимать ответственность на себя, планировать свою жизнь и обеспечивать себя самостоятельно.

Развод – это тяжелое переживание не только для супругов, он оказывает очень сильное влияние на ребенка. Ребенок только формирует совой характер, и такое нарушение семейной системы обязательно отразится на его мировосприятии и восприятии себя.

Своевременная психологическая помощь может не только снизить тяжелые актуальные переживания ребенка, но и осмыслить происходящее, стать ребенку сильнее психологически, научиться понимать свои эмоции, отделять свои переживания от чужих, понимать зоны своей ответственности и то где должны включаться взрослые, просить о помощи, когда нужно, контролировать свое поведение.

Основные направления психологической помощи детям после развода связаны с предоставлением ребенку в первую очередь безопасного пространства для  демонстрации своих негативных чувств и установок. Трудно взять, что-то под контроль и трансформировать это если не понятно с чем мы имеем дело. Отражение  в игре, рисунке, сказочных историях своих чувств позволяет ребенку увидеть свой страх и гнев по отношению к родителям, братьям, сестрам и другим значимым людям. Свобода говорить, выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать и принимать самого себя и все прочие процессы, позволяют ребенку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы.

 



Просмотров: 427
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя...
  • 7 навыков родителей, чьи дети умеют решать свои проблемы
  • «РЕБЕНОК– НЕ МАРИОНЕТКА или Почему дети не слушаются мудрых родителей»
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Быстро ешь, кому сказал?! или мой ребенок очень плохо кушает!
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Когда ребенок очень подвижный
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Жизнь с чистого листа (ребенок после развода)
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Исправляем ситуацию,чтобы ребенок не стал сам себе значимым взрослым. ч.2
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Дети интроверты. Почему ребенок замыкается в себе. Пример песочной расстановки.
  • Правила для умных родителей, чтобы ребенок вырос счастливым/часть 1
  • Дети растут очень быстро...
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Правила для умных и любящих родителей, чтобы ваш ребенок вырос счастливым/часть2
  • Дети быстро растут – правила отпускания своих малышей для родителей
  • Стресс от иммиграции и дети: показывать свои переживания или лучше эмоционально закрыться
  • Ребенок в период развода родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь