МАК-вопросы: виды, предназначение, примеры

Автор статьи: Екатерина Радченко

Одним из важнейших навыков для специалиста, работающего с МАК, является умение задавать вопросы. Собственно, вопросы – это основной «инструмент» в руках психолога, а в случае использования МАК этот «инструмент» приобретает особое значение.

Много общаясь с коллегами, я вижу, что именно та часть работы, которая связана с формулировкой вопросов к МАК, вызывает наибольшие затруднения, особенно у начинающих специалистов. В этой статье я хочу поделиться своими мыслями на эту тему.

На мой взгляд, есть несколько правил, которые нужно соблюдать при работе с МАК НЕУКОСНИТЕЛЬНО.

Одно из таких правил звучит следующим образом: при работе с ЛЮБЫМ клиентом, ЛЮБЫМ запросом, ЛЮБОЙ  колодой и при использовании ЛЮБОЙ  техники для работы с МАК первый вопрос ВСЕГДА должен звучать так (или примерно так): «ЧТО ВЫ ЗДЕСЬ ВИДИТЕ?».

Это важно, потому что каждый из нас имеет свою картину мира и свое восприятие действительности, с которой, собственно, мы и работаем через образы, изображенные на картах (слова, цвета и т.д.). И только то, что видит в карте клиент, является для него единственно правильным в текущий момент времени. Наше мнение в данном случае НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ.

Из собственной клиентской практики могу привести следующий пример. Интерпретируя одну и ту же карту, разные люди давали разные описания изображения (фото карты прилагается):

 МАК вопросы виды предназначение примеры

Варианты ответа на вопрос «Что Вы здесь видите?»:

  • Зеркало.
  • Картину.
  • Рамку для фото.
  • Обложку книги.
  • Песочницу.
  • Витрину магазина.
  • Аквариум.
  • Портал в космос.
  • Дыру.
  • Неизвестность/опасность.
  • Крышку гроба.

Как видно из ответов, вариаций может быть множество… Таким образом, выяснение того образа, который видит клиент, является важнейшей «отправной точкой» для всей дальнейшей работы.

Теперь немного подробнее о вопросах вообще и о них же применительно к работе с МАК в частности.

В русском языке существуют различные классификации вопросов.

Отмечу, что самый простой вариант – это закрытые и открытые вопросы. Закрытые вопросы предполагают ответы «да» или «нет». Ими мы, как правило, почти не пользуемся при работе с МАК, ведь наша задача – получить от клиента как можно больше информации. Открытые вопросы предполагают развернутые, более подробные ответы.

Открытые вопросы, в свою очередь, могут относиться к следующим видам:

1. Простые вопросы. Это вопросы, которые направлены на воспроизведение какой-то конкретной, фактической информации. Первый вопрос, с которого начинается работа с МАК («Что Вы здесь видите?»), относится именно к этому виду.

2. Уточняющие вопросы. На мой взгляд, эти вопросы занимают самую большую часть в сессии. Как ясно из названия, эти вопросы направлены на уточнение, получение дополнительной информации о предмете разговора. Например: «Правильно ли я понимаю…?», «Другими словами, речь о…?», «То есть Вы говорите, что…?». Иногда уточняющие вопросы используют в случае, если некая информация не была выражена явно, но подразумевалась в сообщении клиента: «Если я не ошибаюсь, сейчас разговор идет о…?»

3. Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Как правило, они хорошо помогают клиенту сосредоточиться, посмотреть на проблему более пристально, сфокусировать свое внимание на чем-то важном. Например: «Почему Вы не можете ответить отказом на просьбу …?», «Зачем Вы тратите деньги на …?» и т.д.. Достаточно часто такой «узконаправленный» вопрос приводит клиента к осознанию важных вещей.

4. Оценочные вопросы. Такие вопросы используются в том случае, если необходимо дать максимально возможную точную оценку неким событиям, фактам, предметам, связям и т.д. Например: «Почему А лучше Б?», «Чем А отличается от Б?», «Почему выбор 1 разумнее выбора 2?» и т.д.

5. Творческие вопросы. Они содержат некие прогнозы, предположения, и в их формулировке присутствуют элементы условности. Например: «Давайте представим, что Вы … . Что, по-Вашему, в этом случае, могло бы произойти?», «Если бы Вы обладали …, как бы это повлияло на Ваши отношения с окружающими?» и т.д.

6. Практические вопросы. Это вопросы, которые помогают придти к пониманию текущей ситуации, выработке планов, выбору конкретных действий со стороны клиента. Например: «Как, с Вашей точки зрения, это можно осуществить на практике?», «Что именно необходимо сделать в данной ситуации?», «Каким будет Ваш первый шаг на пути реализации плана?» и т.д.

Хочу отдельно отметить еще один вид вопросов. Это – провокационные вопросы. Для меня они стоят особняком, потому что использовать их в работе нужно предельно осторожно и очень четко понимая, какому клиенту и в какой момент такие вопросы уместно задавать. Я использую этот вид вопросов в том случае, если другие способы не дают возможности «сдвинуться с мертвой точки».

Т.е. я задаю вопрос, в котором заведомо несколько искажаю информацию, полученную от клиента в ходе предварительной беседы. Например: «Вы говорили о том, что … (далее текст с опорой на описание, данное клиентом, но с совершенно другим акцентом). Так ли это?». В подавляющем большинстве случаев клиент достаточно активно реагирует на такое явное «искажение фактов» и заявляет: «Нет, НЕ ТАК!». Мой следующий вопрос: «А как?» - и дальше, как правило, клиента «прорывает».

Эффективный прием, однако, хочу еще раз подчеркнуть, что его использование требует особой внимательности и осторожности. Для мнительных, тревожных, апатичных клиентов использование провокационных вопросов не только не эффективно, но и опасно!

И в заключении хочу сказать еще несколько слов относительно работы с МАК. Мало уметь правильно формулировать и задавать вопросы того или иного вида – необходимо понимать, к какому результату Вы хотите клиента привести. А это уже разговор о логике техники (расклада), которую Вы используете в каждом конкретном случае. И об этом подробнее в одной из моих следующих статей.



Просмотров: 443
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Орторексия - что это такое? Ответы на вопросы
  • Вопросы, которые на самом деле не вопросы
  • Что такое обида. Как с ней справляться: вопросы и ответы.
  • Ответы на вопросы: Что делать, если мне достался ленивый муж?
  • Отвечать ли на вопросы о бывших: сколько, кто и почему, и быть ли виноватой, если что...?
  • Ответы на вопросы. Страх начать делать что-то новое. Как себе помочь?
  • Отвечаю на вопросы. Как объяснить мужу, что он должен уважительно относиться к жене?
  • За что Вы платите деньги психотерапевту, мифы, и ответы на вопросы.
  • Что такое психотерапия: частые вопросы и честные ответы
  • Вопросы о болезни: как быть? что делать? и кто виноват?
  • Расстановки: Ответы на вопросы. Вопрос №1.
  • Почему? За что? Вопросы мамы особого ребенка.
  • Вопросы для работы со сновидениями
  • Задавать вопросы так сложно. Отвечать на них так бессмысленно.
  • Почему в отношениях важно задавать вопросы.
  • Измена. Вопросы которые не стоит задавать
  • Вопросы про ЭТО. Очень полезный подарок к 8 марта
  • Отвечаю на вопросы. Что делать со свекровью?
  • Про текст, в котором есть ответы, на все вопросы
  • Часто возникающие вопросы о работе психолога
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Ответы на вопросы для будущих и настоящих мам.
  • Что делать с чувствами. Введение. Сплошные вопросы
  • Как решать вопросы на работе, когда вас все бесят
  • Ответы на вопросы: Как правильно смотреть телевизор и нейтрализовать негатив?
  • Умение задавать себе правильные вопросы.
  • Что с головой? (часть 2) Статья из серии: «Самые частые вопросы невротиков (ВСДшнков и паникеров)».
  • Что с головой? (часть 1) Статья из серии: «Самые частые вопросы невротиков (ВСДшнков и паникеров)».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь