Причины аффективных вспышек в возрасте 2,5 года и рекомендации

Возраст раннего детства, от 1 до 3 лет, характеризуется тем, что ребенок переходит от полностью подчиненного положения, от полной зависимости от взрослого к совместной деятельности вместе со взрослым, к взаимодействию с окружающим его миром. И этот переход содержит несколько моментов, которые могут быть связаны с аффективными вспышками.

Начинают усваиваться формы поведения в обществе, нормы поведения и это непростой и противоречивый для ребенка процесс. Ему трудно удерживать себя от сиюминутного удовлетворения своих желаний и такие попытки вызывают неудовольствие. Невозможность оценить свои мотивы по значимости и расставить их в сложноподчиненных отношениях друг к другу не только вызывает конфликт стремлений, но и являет своим результатом то, что некоторые требования взрослого кажутся ему несовместимыми.

В то же время в процессе общения возникает необходимость в похвале, ласке, прививается чувство стыда, как форма контроля поведения. Ребенок огорчается, когда им недовольны. И испытывает фрустрацию, не получив ожидаемую им похвалу.

Взаимодействие с окружающими выливается в склонность к подражанию взрослым и легкому заражению чувствами других людей. Причем подражание, воспроизведение поведения взрослого может быть отсроченным. Поэтому аффективная реакция может быть навязана примером извне.

Также этот возраст связан с возникновением предметной деятельности, исследованием окружающего мира, освоением орудий. Взаимодействие с предметами идет в основном методом проб и ошибок. И провал попыток в удовлетворении желаний, связанных с предметами, может сопровождаться отрицательным аффектом.

Ну и наконец, кризис этого возраста, «кризис 3-х лет», связан со стремлением к самостоятельности. Его можно описать одной фразой — «Я сам». В этот период отношения ребенка и взрослого кардинально меняются и сопровождаются элементами негативизма, такими как: упрямство, своеволие, протест и т. д. Такое поведение связано с потребностью воплотить свою волю, утвердить свою власть, заставить других признать себя. Оно может идти вразрез с собственными желаниями ребенка, его необходимость в манифестации своего Я оказывается сильнее.

Все перечисленные моменты, конфликты внутри процессов, результаты самих процессов могут вызывать различную аффективную реакцию, в том числе и истерику. 

Рекомендации, направленные на ребенка (превентивные меры и экстренные)

Ребенок должен быть вовлечен в деятельность. Его исследование должно проходить самостоятельно, но под ненавязчивым контролем. Если у него долго что-то не получается, следует ему помочь, но не делать все за него. Можно также переключить его интерес на другую деятельность. Переключение с одной деятельности на другую в этом возрасте происходит легко. Это можно также использовать и как экстренную меру в случае уже возникшей истерики.

Если ребенок неподобающе себя ведет, следует ему объяснить, почему не следует так делать, а также почему и как ему нужно себя вести. 1-3 года — сензитивный период для развития речи и к 2,5 годам ребенок уже хорошо понимает, что взрослые ему говорят. Поощряйте как успехи ребенка в деятельности, так и правильное поведение. Объясните ребенку, что вы им недовольны, если он ведет себя плохо. Отсутствия похвалы и выражения недовольства ребенком в большинстве случаев достаточно для закрепления приемлемых норм поведения.

Однако даже в случае усвоения норм поведения истерики будут случаться из-за кризиса этого периода и выраженного негативизма. Естественно, невозможно удовлетворить все требования ребенка в этот период, поэтому нужно предоставить ему возможность реализовать эти проявления самостоятельности в игре. Как в качестве превентивной меры, так и в качестве экстренной, для предотвращения истерики. В 2,5 года ребенок уже способен к наглядному-образному мышлению, это еще не полноценная ролевая игра, но игра-подражание с наделением предметов символическим смыслом. Таким образом возможно воспроизведение ситуаций для проявления самостоятельности.

Рекомендации для самого родителя

Нужно понимать, что эмоциональные вспышки в данном возрасте, особенно в период кризиса, неизбежны, чтобы вы не делали. На это не влияет то, чему вы научили ребенка, как вы его воспитали, это нормальный процесс и именно так стоит к нему относиться.

Подходите тактично к проявлениям негативизма, не кричите, не наказывайте. Эти проявления можно отличить от обычного непослушания, они часто противоречивы в плане мотивов самого ребенка, являются полной противоположностью вашим требованиям, сопровождаются особым упрямством и имеют ярко выраженный характер. Чаще всего это выглядит как своего рода заявление, и это заявление и является целью. Перенаправляйте стремления ребенка в другую область, в игру. Будьте терпеливы, периодических истерик вам все же не избежать, они часть развития и становления ребенка.

Также помните, что вы — пример для подражания. Ребенок копирует ваше поведение, и если вы при нем кричите, ругаетесь с другими людьми, он потом может использовать это в качестве базы для своей реакции на похожие ситуации.

Ни в коем случае не пресекайте и не высмеивайте тягу ребенка к самостоятельности. Вместо этого развивайте и поощряйте ее в разумных пределах. Уделяйте своему ребенку достаточно внимания, нужно помнить, что он особенно нуждается в ласке, любви, похвале. И эмоциональные вспышки могут быть просто способом привлечения этого самого внимания.

Оригинал статьи на сайте автора: http://rostov-analitik.ru

 



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Причины кризисных явлений в семье в период появления ребенка. Рекомендации по преодолению кризиса.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что нужно знать о воспитании самостоятельности у ребенка.
  • Как быть родителю, если ребенок устраивает истерики, и как различить истерику и каприз?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Истерики у ребенка, как быть
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Некоторые шаги в воспитании самостоятельности ребенка (продолжение)
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Если сам не умеешь справляться с трудностями, то не требуй этого от ребенка.
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь