Это не была настоящая невидимость. Люди просто привыкли его не видеть. Но если никто тебя не видит, существуешь ли ты на самом деле? П. Несс.
Видимым быть трудно. Признаться, и я не всегда люблю быть видимой и писать об этом как-то трудновато :). Так для чего же эта «видимость»? Быть видимым все равно что заявить миру «Я есть», утвердиться в своем бытии. Это означает позволить проявиться своему духовному внутреннему миру через слова, поступки, действия, творчество или иное самовыражение. Сказать другому человеку о своем желании, поделиться мечтой, ответить на его поступок. Сочинить стих или одеть одежду, которую хочешь.
Все эти проявления вызывают порой чувство страха. Когда я становлюсь видимым, кто то может ответить на эту видимость. И да, я не знаю как он ответит. Другой человек меня может принять, а может осудить или оценить. Быть видимым это рисковать. Для тех людей, которые сами не знают, кто они и как себя оценивают, столкнуться с чужой оценкой бывает все равно, что со сходящей лавиной. Сил сопротивляться нет, а чужое мнение сносит и раздавливает и без того хрупкую самооценку, погребая ее под своим авторитетом.
Тогда быть видимым становится опасным занятием, несущим большую угрозу внутреннему миру. Пока чувства и желания не озвучены, поступки не совершены, все это тщательно скрывается за стеной тела. Внутренний мир, правда, начинает напоминать болотце, куда не поступает свежая вода - чувства и отклики других, да и собственный мир начинает протухать в своей закрытости. Прекращается доступ воздуха, то есть свободы. Невидимость, это состояние крайней несвободы. Сужаются возможности и жизненное пространство.
Человек-невидимка не говоря о том, чего он хочет - никогда не услышит критики, но и лишается возможности получить желаемое. Ведь другой не знает о его желании. Не говоря о своих чувствах, не столкнешься с уязвимостью, но и не услышишь, какие чувства ты рождаешь в ответ. Не проявляясь, мир и люди не знают что ты существуешь и какой ты, и не могут ничего ответить взамен. Быть невидимым = неполучать ответы.
Вопрос видимости касается не только осуществления желаний. Видимым быть важно, чтобы определить свои внутренние границы, которые проявляются через внешние. Сказать другому какой я, что приемлемо и допустимо, а что категорически нет - важная составляющая заботы о себе. Это служит и ориентиром для других людей, чтобы они могли видеть и согласовывать себя с твоими границами.
Более того, пробуя понять свои границы, человек познает и узнает себя через отношения. Соотнося отклики извне со своими ценностями. А пока ты невидим, ты являешься бесформенной, безграничной структурой. Поэтому быть видимым это узнавать себя.
Если посмотреть любой из фильмов про человека-невидимку, можно увидеть, как невидимка, стараясь скрыть от людей свою невидимость и быть как все, наворачивает на себя кучу бинтов, шляпу, плащ и все это выглядит достаточно нелепо. Это для меня выделяет третью ипостась: 1)быть видимым, 2) быть невидимым, 3) Скрывать свою невидимость.
Получается что хуже того, что быть невидимым, может быть только скрывать свою невидимость. Причем явное противоречие: «я хочу быть невидимым и сделаю все чтобы быть таким, но с другой стороны я намотаю бинты на свой нос и оденусь так, что меня увидят все». И человек себя показывает, но не таким, каким он является на самом деле. Бинтами и шляпой в таком случае могут быть используемые человеком внутренние психологические защиты. «Я никогда никому не покажу какой я. Если люди узнают, меня не будут любить». «Я буду хорошей и удобной и не буду проявлять свою злость. Тогда может и меня не обидят и примут».
Нагромождение одежды (психологических защит) еще больше выделяет невидимку из толпы. Как писал Д.М. Кутузее «Незаметнейший из незаметных, такой незаметный, что сразу бросается в глаза». Желание оставаться психологически невидимым, лишь более обостряет его острые углы. Такими острыми углами могу быть отчужденность, категоричность или излишнее соглашательство, чрезмерная доброжелательность или враждебность пр..
И наконец, все эти одежды и ухищрения служат способом отделения человека от мира. Ведь если ты невидим, ты попросту сливаешься с миром и растворяешь в нем.
Лучше хоть как-то себя проявить, чтобы совсем не быть поглощенным. Невидимка обвязывает себя бинтами, чтобы обрести чувствительность и границы, которые не может позволить себе получить, вступив в отношения. Но как и бинты свои, так и проявляясь он видит не других людей, а больше себя (проекция), додумывая ответы из отношений и мира своими фантазийными представлениями.
Есть еще один момент, почему люди боятся быть видимыми - это чувство стыда. Если в жизни человека стыдили, то видимость для него станет настоящим подвигом. Сравнивая атмосферу в теплых отношениях с дневным светом, то жить в атмосфере стыда, все равно что находиться в зените солнца в палящей пустыне. Такой стыд обжигает насквозь. Как быть со стыдом требует отдельных слов, лишь отмечу что стыд может являться индикатором жизненности. Если человек проявляется, то чувство стыда неизбежно. В той или иной форме оно говорит о степени открытости. Важно заботиться о себе и не становиться видимым насильно, чрезмерно. Выбирать доступную форму и величину видимости. И пробовать проявляться, несмотря на появляющееся чувство стыда.
В глубине души каждый невидимка хочет чтобы его немного увидели настоящим, но это не возможно пока он не станет видимым. Другие люди к сожалению и к счастью, не могут догадываться о желаниях и чувствах другого человека.
В качестве итога: быть видимым конечно трудно, это вызывает разные неприятные эмоции - тревоги, страха, стыда, неопределенности. Однако не проявляясь, человек начинает постепенно исчезать из этого мира, как невидимка.
В видимости есть очевидные плюсы - она помогает узнать, понять и почувствовать себя. Определить границы: сблизиться с кем-то или наоборот отделиться в чем-то от отношений или мира. Видимость дает свободу и возможность получать ответы из внешнего мира. Расширяет жизненное пространство. Только становясь видимым можно занять свое место в мире и обрести «почву под ногами». Произнести утвердительное «Я есть».