Яблоко от яблони… или почему оно упало так далеко?

Яблоко от яблони… или почему оно упало так далеко?

Часто успешные родители, имеющие хорошую должность, весомое социальное положение и материальный достаток которых они добились сами хотят, чтобы их ребенок добился большего результата в жизни, стал еще успешнее.

Но в большинстве случаев этого не происходит и тогда говорят: «На детях природа отдыхает»… Что же подразумевается под этим «отдыхом природы» и почему так происходит, что дети успешных родителей вдруг не приспособлены к жизни в социуме, слабохарактерны и не хотят проявлять инициативу?

Дело в том, что личность человека формируется при активном взаимодействии со средой, в решении проблемных ситуаций, в преодолении препятствий и трудностей на пути к цели даже в самом раннем возрасте. Для дошкольника может быть сложно самому завязать шнурки, одеться на улицу, собрать свои игрушки, договориться со сверстником и играть дружно, но он так и не сможет преодолеть эти сложности и стать самостоятельным, если Вы, уважаемые родители, ему это не позволите сделать. Дальше - больше: у подростка появляются проблемы самовыражения, поиска себя, поиска смысла жизни, выбора профессии, взаимоотношений с друзьями, с противоположным полом, с родителями. И во всем этом многообразии трудностей ребенок тоже в силах разобраться пусть с вашей, но совсем ма-а-аленькой помощью.

Согласно определению российских ученых-психологов: «Личность – это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Личность – это способ действий, образ бытия. Следовательно, человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глубокой старости. Только совершая поступки, человек может стать личностью, сформировать свое «лицо», заявить о себе, отличить себя от других Лиц» [В.И Слободчиков, Е.И. Исаев]. Вероятно, успех родителей и объясняется именно их личностными качествами, их умением выражать свое мнение, выходить из самых сложных ситуаций достойно и по-человечески. Как же ребенку стать личностью, когда за него делается выбор, когда его инициатива подавляется, когда его действия осуждаются, когда к его мнению относятся не серьезно. «Неспособность осмыслить глубину и сложность социальных взаимоотношений, выработать собственное отношение к происходящему приводит либо к зависимому, несамостоятельному поведению, либо к асоциальным действиям» [В.И Слободчиков, Е.И. Исаев].

Обратите внимание на тот ритм жизни, в котором мы с вами живем… «Время – деньги», «Чем скорее, тем лучше» и так далее. Взрослому порой гораздо проще и быстрее сделать что-то за ребенка, чем дожидаться, пока он, преодолевая себя, пять, а то и все пятнадцать минут завязывает эти непослушные шнурки своими пухлыми пальчиками! Все это приводит к тому, что даже во втором классе некоторые родители сидят на корточках у детских ножек и смиренно обувают своих детей, а затем застегивают такие «сложные» пуговицы на курточке! Учителя недоумевают охают и ахают, провожая детей домой после уроков, пытаются поговорить с родителями, но сталкиваются с непониманием… При этом к пятому классу ситуация меняется, родители устают от груза обязанностей, что несли столько лет на своих плечах. Родители уже и хотели бы переложить часть дел на своего, уже взрослого ребенка, да не тут-то было. Наш воображаемый младший подросток либо не готов к такому повороту событий. Он привык к тому, что все делается за него, либо у него не сформированы необходимые умения, навыки и личностные качества для выполнения тех обязанностей, которые вдруг необходимо стало выполнять. Типичные фразы родителей, которые звучат, когда их дети выросли, но не повзрослели: «Почему я постоянно должна тебе напоминать?», «Когда ты начнешь думать своей головой?», «Я устала тебе повторять!» и др.

Какие рекомендации для формирования самостоятельности, а как следствие и личности у ребенка с самых ранних лет жизни может предложить Шумкова Юлия Сергеевна - педагог-психолог, психолог-консультант Студии развития «Компас»:

  • Научите самообслуживанию (чистить зубы, умываться, ходить в туалет, есть, одеваться, определять по часам время и др.) и самостоятельному засыпанию;
  • Как можно чаще предоставляйте возможность выбора и понемногу учите планировать свои занятия;
  • Не ограничивайте самостоятельность в делах, с которыми он уже сталкивался.
  • Научите общаться и знакомиться с другими;
  • Научите принимать решения в жизненных ситуациях с помощью ролевых игр;
  • Приобщайте к домашнему труду и принимайте его помощь;
  • Спокойно воспринимайте ошибки и промахи, вместе их разбирайте, рассказывайте о своем опыте;
  • Научите ребенка проявлять ответственность и объясняйте ее меру, поощряйте ее проявления;
  • Общайтесь с ребенком как с равной личностью, в общении учитывайте его эмоции, расспрашивайте о событиях, интересуйтесь его мнением;
  • Научите справляться с конфликтами, возникающими при общении с другими детьми;

P.S. Одна моя знакомая, прогуливаясь со своим сыном-третьеклассником, выбрала не самый лучший путь перехода через небольшую проезжую часть. На эти мамины «виляния» сын возмутился:

- Мама, можно было бы пройти на тот тротуар в другом месте! А здесь было опасно!

- Да, ты прав, но тем не менее, ты прошел за мной! Ты действительно считаешь, что я не там переходила дорогу?

- Да!

- Тогда впредь, если у тебя будет свое мнение, выражай его! А затем делай так, как ты считаешь верным! А не повторяй всякие глупости, даже за своими родителями.



Просмотров: 380
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Часть 1. Хотите чтобы ребенок стал успешным и счастливым? Научите его понимать эмоции!
  • Научите ребенка играть, чтобы развить его способности.
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как при помощи сказки объяснить ребенку, почему его родители разводятся?
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Как вспомнить все, что мы когда-либо читали?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Организуем время жизни так чтобы его хватало
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда вы поняли, что ваши чувства уже угасли… Когда равнодушие партнера уже сделало свое...
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Просто представь, что его не было в твоей жизни
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь