|
Яблоко от яблони… или почему оно упало так далеко?Автор статьи: Юлия Сергеевна Гугина
Яблоко от яблони… или почему оно упало так далеко? Часто успешные родители, имеющие хорошую должность, весомое социальное положение и материальный достаток которых они добились сами хотят, чтобы их ребенок добился большего результата в жизни, стал еще успешнее. Но в большинстве случаев этого не происходит и тогда говорят: «На детях природа отдыхает»… Что же подразумевается под этим «отдыхом природы» и почему так происходит, что дети успешных родителей вдруг не приспособлены к жизни в социуме, слабохарактерны и не хотят проявлять инициативу? Дело в том, что личность человека формируется при активном взаимодействии со средой, в решении проблемных ситуаций, в преодолении препятствий и трудностей на пути к цели даже в самом раннем возрасте. Для дошкольника может быть сложно самому завязать шнурки, одеться на улицу, собрать свои игрушки, договориться со сверстником и играть дружно, но он так и не сможет преодолеть эти сложности и стать самостоятельным, если Вы, уважаемые родители, ему это не позволите сделать. Дальше - больше: у подростка появляются проблемы самовыражения, поиска себя, поиска смысла жизни, выбора профессии, взаимоотношений с друзьями, с противоположным полом, с родителями. И во всем этом многообразии трудностей ребенок тоже в силах разобраться пусть с вашей, но совсем ма-а-аленькой помощью. Согласно определению российских ученых-психологов: «Личность – это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Личность – это способ действий, образ бытия. Следовательно, человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глубокой старости. Только совершая поступки, человек может стать личностью, сформировать свое «лицо», заявить о себе, отличить себя от других Лиц» [В.И Слободчиков, Е.И. Исаев]. Вероятно, успех родителей и объясняется именно их личностными качествами, их умением выражать свое мнение, выходить из самых сложных ситуаций достойно и по-человечески. Как же ребенку стать личностью, когда за него делается выбор, когда его инициатива подавляется, когда его действия осуждаются, когда к его мнению относятся не серьезно. «Неспособность осмыслить глубину и сложность социальных взаимоотношений, выработать собственное отношение к происходящему приводит либо к зависимому, несамостоятельному поведению, либо к асоциальным действиям» [В.И Слободчиков, Е.И. Исаев]. Обратите внимание на тот ритм жизни, в котором мы с вами живем… «Время – деньги», «Чем скорее, тем лучше» и так далее. Взрослому порой гораздо проще и быстрее сделать что-то за ребенка, чем дожидаться, пока он, преодолевая себя, пять, а то и все пятнадцать минут завязывает эти непослушные шнурки своими пухлыми пальчиками! Все это приводит к тому, что даже во втором классе некоторые родители сидят на корточках у детских ножек и смиренно обувают своих детей, а затем застегивают такие «сложные» пуговицы на курточке! Учителя недоумевают охают и ахают, провожая детей домой после уроков, пытаются поговорить с родителями, но сталкиваются с непониманием… При этом к пятому классу ситуация меняется, родители устают от груза обязанностей, что несли столько лет на своих плечах. Родители уже и хотели бы переложить часть дел на своего, уже взрослого ребенка, да не тут-то было. Наш воображаемый младший подросток либо не готов к такому повороту событий. Он привык к тому, что все делается за него, либо у него не сформированы необходимые умения, навыки и личностные качества для выполнения тех обязанностей, которые вдруг необходимо стало выполнять. Типичные фразы родителей, которые звучат, когда их дети выросли, но не повзрослели: «Почему я постоянно должна тебе напоминать?», «Когда ты начнешь думать своей головой?», «Я устала тебе повторять!» и др. Какие рекомендации для формирования самостоятельности, а как следствие и личности у ребенка с самых ранних лет жизни может предложить Шумкова Юлия Сергеевна - педагог-психолог, психолог-консультант Студии развития «Компас»:
P.S. Одна моя знакомая, прогуливаясь со своим сыном-третьеклассником, выбрала не самый лучший путь перехода через небольшую проезжую часть. На эти мамины «виляния» сын возмутился: - Мама, можно было бы пройти на тот тротуар в другом месте! А здесь было опасно! - Да, ты прав, но тем не менее, ты прошел за мной! Ты действительно считаешь, что я не там переходила дорогу? - Да! - Тогда впредь, если у тебя будет свое мнение, выражай его! А затем делай так, как ты считаешь верным! А не повторяй всякие глупости, даже за своими родителями. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|