Практикуя юнгианский анализ, как аналитик и как анализант, я хочу рассказать Вам историю о великой любви и смерти. Эта история очень созвучна мне, отражаясь в моем длительном, личном опыте юнгианского анализа в качестве клиента. Я нахожу ее звучание и поныне в моей аналитической работе с пациентами. Осмысляя ее, я все еще ощущаю следы своей раны, которая когда-то кровоточила, но рубцы от нее, как следы моего пути и возвращения, помогают соприкасаться с ранами идущего ко мне, бытующего и разделяющего со мной путь в пространстве терапии. И я знаю, что так же, как и я, мой пациент сможет когда-то выйти на свет. И моя личная история и опыт рождает у меня надежду в это.Эту историю я хочу посвятить Денису, близкому и дорогому мне человеку, закончившего свой земной путь в 2011, во мне осталась звучать его музыка. Ему было столько же лет, как и мне сейчас. Я с благодарностью к нему за Любовь и за опыт последующего долгого странствия и собирания своих частей души.
И на протяжении столетий эта история трогала сердца людей. И более того, как мне кажется то, как своим дыханием Изида возвратила к смерти своего возлюбленного мужа. Это история о возрождении - о том мифе вечной жизни, который пребывает со смертью. Это история о многолетнем поиске раздробленных частей и восстановлении целости, и бытии в вечном мире и вечном сиянии. Сиянии любви, воскресшей от дыхания жизни! Эта история пришла к нам от Плутарха, из 1 века нашей эры, благодаря его сочинению "Об Изиде и Осирисе", она трогала сердца людей тем, что Изида своим дыханием возвращала к жизни расчлененное тело Осириса.
И вот она: божественная пара - Изида и Осирис - правила вселенной древних египтян в эпоху ее расцвета и благоденствия, когда все прибывало в великой гармонии и целостности. Злой брат Осириса - Сэт, движимый завистью, решил захватить власть. Он взял своего брата в плен, разрубил его тело на несколько частей и разбросал их в долине Нила. В великой скорби Изида бродила по берегам реки, разыскивая и собирая в корзину расчлененные остатки Осириса. Затем спустилась она в подземный мир и на алтаре соединила найденные части. Обернувшись птицей, взлетела Изида над телом своего мужа и осенила его своим дыханием. И пробудилось в Осирисе желание, и оплодотворил он жену свою. И родился от этого союза божественный ребенок, и нарекли его Гором, и стал он провозвестником нового мира.
Думая об этой истории, я ощущаю, как она проживается в терапии с клиентами, когда пребывая в темных водах депрессии или алхимического нигредо, мы отправляемся на долгие поиски разбросанных частей души, собирая по берегам оскудевших рек и бесплодных, выжженных травмой земель. Долгие поиски невозможны без надежды - совместной и разделенной с клиентом. Путь домой - к месту силы и целостности - невозможен без мечтания о том, как могла петь душа, чей голос остается еще в дремучем лесу сознания, подобно нимфе Эхо. Собирая части клиента - его чувства, сны, мечтания, фантазии, я пытаюсь вдохнуть в них дыхание жизни, подобно Изиде, прикладывающие свои уста к устам Осириса. Я надеюсь, что любви найдется дорога и она пробьется к свету через слезы отчаянья, когда путь кажется непосильным и безнадежным. Я чувствую, как присутствие живой части моей души наполняет надеждой и размораживает омертвевшие, озябшие части клиента, выброшенные когда-то в его непростой, личной трагедии. Как важно присутствие, обозначение, называние имен тем частям души , которые оставались безмолвными, невербализованными. Как важно быть найденным, обнаруженным в своей человечности и восстановленным для жизни!
Я думаю тогда, что значит для нас, глубинно, эта пара - Изида и Осирис? Какое состояние души она воплощает? В чем смысл мифа о расторжении этой пары и расчленении Осириса? Я думаю, что Изида, собирающая разбросанные Сэтом части своего мужа Осириса, воплощает живую часть позитивного аспекта Анимы мужчины или мужской части души женщины, ее функцию сознания и логос. Как сознанию нужно правильное направление, путь! Именно тогда, доверившись этой позитивной энергии, которую символизирует Изида, обретается целостность, воплощенность. Почему тогда в мифе целостность не сохраняется? Пара распадается? И была ли та целостность, которая нуждалась в сохранении? Продолжая размышлять, я думаю, что Сэт - это Теневая часть души, воплощающая зависть и другие низкие пороки, чувства, состояния, действия, проявления. Тень, воплощенная в образе Сэта, является виновником потери целостности. Сэт разрушает гармонию и вносит хаос. Я думаю, что тот мир гармонии, в котором пребывали Осирис и Изида, был похож на библейский Рай на земле - то место жизни, где невозможно было ощущать осознанность и ответственность за развитие. Пара, подобно Адаму и Еве, пребывала в блаженстве малых детей. И младенческой душе нужно было развитие, в противном случае ей угрожала духовная смерть, поскольку она не развивалась, а лишь потребляла завещанное богами. Жизнь вынуждала к качественным преобразованиям души и Сэт - змей искуситель, Теневой наш аспект души, способствовал выходу души из неведомого блаженства, изгнанию из Рая для того, чтобы встать на путь поиска и осознанности, и тогда возродить новую пару, качественно отличающуюся в своей зрелости и потенциале. Ведь брак Изиды и Осириса не приносил детей, в мифе не сказано, что такой "прекрасный" брак рождал детей. Что-то не то, значит, было в союзе? Но благодаря поиску разбросанных частей и любви - той великой работе трансцедентной функции, тесно взаимодействующей с Самостным, осознающей ее и привносящей смыслы из бессознательного во внешнюю реальность, союз Изиды и Осириса родил настоящую пару, более зрячую, воспринимающую все аспекты жизни, без прикрас, в том их проявлении и качестве, в которых они есть.
Поиск Изиды, изгнанной из Рая, отражает депрессию потери того материнского рая, где душа не трудилась, не работала, не осознавала. Ее путь сопряжен с чувствами отчаянья, опустошенности. Она проделывает работу горевания, собирая найденные части и оплакивая былую жизнь, былую "целостность". Признание того, что былая целостность невозможна более, направляет нас на поиски нового смысла, благодаря которому мы можем развить свою осознанность, а наше сознание приобретает большую силу и прозорливость - мы сможем возродить Осириса, наш Анимус станет тогда творческим и плодоносящим. В соединении с ним рождится божественный ребенок - Гор, как символ пути и воплощения нового качества нашего сознания, как символ Самости, рожденной из опыта осознания своих глубинных потребностей души.
В процессе терапии, связанной с гореванием, и в анализе - собирание разодранных и разбросанных частей своей души для рождения истинного себя, кровоточивое дело. Эти разбросанные части подобны рачкам, выброшенными волной на берег, вновь рискуют оказаться во власти стихии и небытия. И как важно аналитическое умение удерживания неопределенности, когда неизвестно время возрождения ожидание его может соблазнять повернуть назад. Как важно удерживать пациента с его чувствами, разрывающими его на куски. Но кровь - это воды жизни, это следы, по которым ожившая душа говорит о себе и жаждет быть обнаруженной. Кровоточит - ведь значит еще живо и болит. И вот здесь важно собирать найденное, сшивать куски материи души в общую ткань жизни, не пугаясь крови и боли, поскольку нельзя изменить и не признать того факта, что когда-то неопытная душа ничего не знала о себе или этому знанию не суждено было родиться. Душа могла окаменеть в боли, застыть в беззвучии и страхе, лишиться голоса, своего значения и места в жизни - права быть и значить. Она была изгнана из Рая и задача анализа тогда - найти историю этого, ее причины и способствовать поиску нового места, новой формы, куда может поместиться глубинное знание о себе благодаря осознаванию аспектов Тени, интеграции ее смыслов в сознание.
Задача терапии - запустить процесс горевания, оплакивания и отпускания того своего состояния, когда мы мало что знали о себе, пребывая в сомнениях или, наоборот, находились в инфляции своего "всемогущества", "значения", "знания". Как важно дуть на раны, хоть ничто не способно затянуть рубцы! Но попытки, усилия, раз за разом, день за днем, от сессии к сессии обнаружить себя настоящего, связанного с глубинными устремлениями души, воспринять значение изгания из Рая, оплакать , отгоревать свою вынужденную бездомность во имя созидания Самости, рождают у раненого пациента связь с целительными силами своей души. И часто это небывалое ранее в опыте! Эта связность клиента с самим собой проявляется в ощущении глубинной связи и с терапевтом, в благодарности за совместный, длительный путь, за опыт обнаружения себя и созидание. Дыхание любви, обнаруживаемое в паре аналитика и клиента на сессии, порождает Гора - то новое, целостное восприятие себя пациентом в результате совместного, терапевтического пути и осознания своих глубинных устремлений и потребностей. Гор - это символ воплощенной любви - проявления внимания, неравнодушия к самому себе, который запускает мощнейший процесс трансформации и рождение свой новой истории, и она всегда с раной сердца. Но наши оставленные следы говорят о нашей борьбе, которая не была напрасной. Для Самости наши кровавые следы всегда не напрасны.