|
Путь души: психотерапия и религия. Личный опытАвтор статьи: Шаньгина Иветта Владимировна
Я знакома с психотерапией уже почти 20 лет. Мой первый терапевт Елена, стояла у истоков психотерпевтической практики в нашей стране. Она использовала разные методы в своей работе, но основным, как я сейчас понимаю, был гештальт. Я проходила у нее терапию три года, на втором году я уверовала в Бога и окрестилась. Сейчас я могу сказать, что наша работа сыграла огромную роль в формировании моего мировоззрения, в первую очередь понимание причинно-следственных связей между настоящим, прошлым и будущим. Психотерапия помогла мне осознать ответственность за свой выбор в той или иной жизненной ситуации. Базовые ценности гештальт-терапии могут быть важными ступенями на пути человека к Богу. Это актуальность, то что называется «здесь и сейчас» - осознанность – ответственность. Мой первый психотерапевт была человеком верующим, что безусловно, сыграло свою роль в том, к вере пришла и я. По словам Елены, она была в общине, но отошла от Церкви потому что не хотела контроля над своей жизнью. Только спустя много лет, я поняла, скорей всего она была в секте, откуда ей удалось вырваться. Но в тот момент я начала чувствовать противоречия между ее светской позицией и своим ощущением принадлежности к православию и Церкви. Мой духовник, в свою очередь, очень насторожено отнесся тогда к тому, что я прохожу психотерапию, задав мне ряд вопросов, он все-таки благословил меня, но у меня было ощущение, что я делаю что-то не вполне одобряемое. Сейчас я понимаю, что это во многом была проекция моих отношений с отцом на духовника. Я, как новообращенная христианка, не очень понимала, в какой мере я в состоянии соблюдать заповеди и из страха согрешить, стала насторожено относиться к психотерапии и к тому, от чего меня пытается «освободить» мой психотерапевт. В тот момент я ощутила острую необходимость как-то это объединить, психотерапию и православие. Тогда же мне попалась прекрасная книга Игумена Евмения «Духовность как ответственность». Я поняла, что православие и психотерапия в жизни христианина – понятия совместимые, и что их не только можно, но и нужно соединять. Более того, сейчас я уже знаю, что православная психология в тот момент уже существовала и уже начинала развиваться. Спустя 10 лет я поступила в РПУ на факультет психологии и недавно окончила его. В своем дипломе я попыталась разобрала, как использовать методы гештальт-терапии православному специалисту. Хочу поделиться взглядами христианской антропологии и психологии на некоторые аспекты, касающиеся психологии и психотерапии. Что такое душа в христианском понимании? Психология изначально понималась как наука о душе. Еще во времена античности философы пытались понять, что такое душа, определить ее состав и движущие силы. В диалоге «Федр» Платон дает знаменитый образ колесницы души: повелитель правит упряжкой, один конь – «прекрасен, благороден и рожден от таких же коней», «а другой конь - его противоположность и предки его - иные. Неизбежно, что править нами - дело тяжкое и докучное». Возница изображает здесь разум, добрый конь - волевую часть души, а дурной конь - страстную или эмоциональную часть души. В другом своем труде «Государство» Платон уподобляет разумную часть души - пастырю стада, волевую или яростную часть души - сопутствующим пастырю собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого - подчиняться пастырю и собакам. Таким образом, Платон выделяет три начала души:
В своих произведениях Платон также рассматривает бессмертие души. Позже Аристотель выделил иерархию сил души. Это учение Аристотеля принято святоотеческой традицией
Приведем несколько высказываний о душе, связанных со святоотеческой традицией: – душа "есть субстанция (сущность) самоцельная и бестелесная" /Ч. 1: Немезий. 1905, с.55/; – "душа есть сущность живая, простая и бестелесная..." /христ.: Иоанн Дамаскин. 1992, с.81/; – душа "разумна и бессмертна", "она, быв создана по образу Единородного... имеет несравненную красоту" /христ.: Мефодий Патарский. 1996, с.74/; – "душа наша есть существо простое, одаренное разумом и бессмертное, но которое однако же не существует прежде тел" /христ.: Феодорит Кирский. 1844, с.218/; – Анастасий Синаит: "Душа есть сущность разумная, безымянная, непознаваемая, словесная, оживляющая и составляющая тело. Это сущность тонкая, невещественная, безóбразная, но образ и тип Божий" /цит. по: Ч. 1: Киприан (Керн). 1996, с.204/; – "душа есть сотворенная сущность, сущность живая, разумная..." /Григорий Нисский. О душе и воскресении. 1862, с.214/; Таким образом, мы можем выделить следующие качества души, принятые в христианской антропологии: самостоятельность, субстанциальность (деятельное начало), целостность, духовность, является невещественной, нематериальной, нетелесной (но в то же время обладающая какой-то телесностью), бессмертной по благодати. Душа в православной психологии является не субъектом познания, а субъектом душевной жизни. Взгляд на личность в холистическом и христианском подходе Гештальт-психология использует холистический (целостный) подход к личности, где существует «Я» и физическое, и психическое, гештальподход стремится взглянуть на любой процесс как на часть большего целого. Основной принцип холизма – целое всегда больше номинальной суммы его частей. Психологические процессы (конфликты, убеждения) имеют свои телесные выражения. Физические, и психические процессы воспринимаются как аспекты одного целого – личности. А поскольку тело, душа, дух – это принципиально неразделимые аспекты бытия (разделяемые нами только ментально), то терапевтический процесс должен включать все эти параметры и вести клиента к интеграции себя, к ощущению целостности. Холистический взгляд на личность гештальт-терапии во взгляде на целостность человека, его трехсоставность и стремлению объединения духа, души и тела не противоречат христианскому вероучению, но может быть необходимо дополнен. В православном понимании тело является Храмом для Святого духа, и дух в личности имеет приоритетное значение. Православный психотерапевт также видит в другой личности Образ и подобие Божье. Конструктивый вектор в христанском трехсоставном взгляде на личность - дух управляет душой, душа - телом. Деструктивный вектор - тело управляет душой. Говоря о личности в христианском понимании, хотелось бы отдельно выделить законы духовного развития. Взгляд православных психологов на духовное развитие человека Православный психолог и антрополог Зенько Ю. М. отмечает, что с Божией помощью человек может духовно развиваться и возрастать, хотя этот путь необязательно будет линейным процессом. Главным в этом пути является принципиальное обновление. Он выделяет следующие законы духовного развития[1]:
Наиболее часто задаваемые вопросы по теме психотерапия-религия Готовясь к этой лекции, я обратилась к своим друзьям, которые интересуются психологией, какие вопросы они хотели бы задать по теме психотерапия и религия. Сейчас я попытаюсь ответить на некоторые из них. Я никоим образом не претендую на каноничность, это только взгляд на основании жизненного опыта. Какова роль священника и какова роль психотерапевта? Распределение обязанностей. Священник является пастырем, его задача, на мой взгляд, помогать человеку на пути к Богу не сбиться с пути. Прихожанин приходит к священнику на исповедь в первую очередь с покаянием, то есть с осознаванием. Иногда он обращается за советом. У психотерпевта иная роль. Клиент приходит к нему с проблемой, иногда с болью, задача психотерапевта по большому счету сделать так, чтобы перестало болеть. Способы, которыми терапевт этого добивается, могут помочь клиенту и в его духовном росте – помочь клиенту в осознавании (например, своих потребностей, как это происходит в гештальте, тех способов, с помощью которых клиент прерывает их удовлетворение), на основании чего клиент может сделать свой выбор и принять ответственность за свой выбор. Духовность в экзистенциальной психологии рассматривает как очень важный ресурс для человека. Но психотерапия не обладает средствами, чтобы целенаправленно вести человека к духовности. Психотерапевт может лишь поддерживать клиента на этом пути. Духовно ориентированный психотерапевт не станет с помощью каких-то средств снимать боль, если эта боль является естественным спутником и стимулом для духовного роста человека. Как далеко заходит в своих смелых мечтаних психотерпевт и священник? Идеальный результат работы. Идеальный результат для священника- это спасение души. Но этот результат вряд ли он может увидеть. Кроме того, есть такое понимание в православии, что, если все время хотеть стать святым, то вряд ли им когда-нибудь станешь. Идеальный вариант работы психотерапевта по большому счету – это формирование целостного мировоззрения, изменение жизни на основании этого мировоззрения, нахождение смысла. Но это в идеале, это результат, который хотелось бы наблюдать. На деле целью психотерапии в гештальте, например, является только осознавание. Точка зрения одного на другого. Психотерапевта на роль священника, священника на роль психотерапевта. В каком случае священник пошлет к психотерапевту и наоборот. Есть вопросы, которые на исповеди не решаются, когда проблемой должен заниматься специалист. Я знаю, что многие отцы советуют прихожанину обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, даже иногда советуют к какому именно. Это зависит от священника. Может ли психотерапевт посоветовать клиенту обратиться к священнику? Думаю, если клиент, и терапевт оба верующие, то может. В любом случае терапевт может обозначить, что духовность, покаяние, прощение – это сфера не его компетенции. Ряд православных психологов и отцов Церкви сейчас говорят о необходимости преподавания в духовных семинариях пастырской психологии. В православных вузах существуют факультеты и кафедры психологии. Если клиент придет с запросом «Я никого не люблю, но хочу», что ему может дать психотерапевт? Чтобы я могла сделать, чтобы помочь такому клиенту? Ну, скорее всего я бы обозначила, как я уже говорила, что духовная сфера лежит вне моей компетенции. Но я могла бы предложить поработать с чувствами, посмотреть, какие чувства клиентом блокируются и как. Думаю, если человек приходит с таким запросом, то любовь в нем все же есть, просто он с ней не в контакте и с этим можно работать. Существуют ли принципы духовно-ориентированной психотерапии? Мои попытки найти четко сформулированные принципы духовно-ориентированной психотерапии не увенчались успехом. Они не сформулированы. Отдельно для себя их выделил православный психотерапевт и психиатр Дмитрий Авдеев, но это его личное решение. Священник Андрей Лоргус в своей книге «Психологическая помощь и духовная поддержка людей, живущих с ВИЧ, и их близких» излагает основные принципы помощи ВИЧ-инфицированных, которые я попыталась рассмотреть как принципы православной психотерапии и психологической помощи. В целом они те же, что и для обычной психотерапии, но в них есть некоторые смысловые составляющие православной психотерапии. Для православного психотерапевта его служение - это встреча с другой личностью, получение нового опыта, открытие Божественного промысла о человеке, возможность раскрыть в себе новые качества, соучастие в духовном опыте другого человека. Смысл православной психотерапии в соучастии, свидетельстве, любви. Православный психотерапевт может дать клиенту свое время, со-бытие, милосердие и любовь. Высшая возможность – осознание и новый смысл жизни. Силы и преимущества православного психотерапевта – смирение, вера, человечность, отношение к личности как источнику достоинства человека. Есть ли отличие во взгляде на зависимость в светском и православном подходе? В гештальте зависимость можно рассматривать, как ошибку в удовлетворении потребности. Например: «Хочется любви, пойду-ка я съем чего-нибудь». Ну, или выпью. В этом случае потребность не будет удовлетворяться, более того, доза необходимая, чтобы заглушить напряжение, будет расти, появится синдром отмены. Зависимость всегда связана с получением удовольствия, которое, впрочем, со временем может и пропасть. Но в мозгу возникает устойчивая ошибочная связь, повторяющаяся вновь и вновь, которую очень трудно разрушить. На мой взгляд, зависимости возникают в первую очередь именно из-за неудовлетверенной потребности в любви. Если рассмотреть зависимость с духовной точки зрения, то здесь любой грех является зависимостью, а главная потребность человека – в стремлении к Богу. Любой грех – гордыня, стяжательство, пьянство, лицемерие и т. д. возникают в том духовном вакууме, где должен быть Бог. Заполнить этом вакуум можно только благодатью, которую можно получить через участие в церковных таинствах. Есть ли какие-то особенности в православном взгляде на семейную психологию? Семья. Партнерство. В православии есть такое понимание: Семья – это маленькая Церковь. И любой грех, который совершается в семье или между партнерами, этот союз разрушает, он как бы становится между любящими людьми. Это может быть и ложь, и грубое обращение, и рукоприкладство, и жадность, и пьянство, и, главное, конечно, аборты. Думаю, это понимание семьи может помочь даже светскому человеку. [1] Зенько М. Ю. Основы христианской антропологии и психологии. Спб. С. 211 – 218. [2] Лк. 9:62. [3] Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолствующим//Добротолюбие. 2-е издание. Т. 5. М. 1900. С. 309. [4] Феофан Затворник. Путь к спасению. (Краткий очерк аскетики). 9-е издание. М. 1908, с. 292. [5] Там же. С. 275. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|