«Кризис 3-х лет»

Несмотря на то, что очень много говорится о детских кризисах, всеравно этот вопрос остаётся актуальной и связанные с этим проблемы часто волнуют родителей  

На сегодняшний день бывают очень много запросов на то, что дети перестают слушаться; закатывают истерики; становятся агрессивными, бьют других детей или кусают; не хотят пойти в детский сад или на развивающие занятия; им сложно найти общий язык и играть с другими детьми; ведут себя безобразно на улице , в гостях, в магазине и так далее…

Бывает очень сложно родителю понять что же из всего этого связано с природой, темпераментом ребёнка; что является проявлением кризиса и что же связано с ошибками в воспитании ребёнка. Что и как делать в каждом конкретном случае, чтобы правильно выйти из таких ситуаций?

 

Ребёнок рождается, приходит в этот мир и оказывается в определенных условиях. Его окружает и наш предметный мир и социальный мир. Чтобы выжить, новорожденный человечек в ходе своего роста и развития должен научиться контактировать с обоими мирами. С одной стороны должен познавать окружающий мир, с другой стороны должен воспринимать законы человеческих отношений, чтобы выжить.

Процесс познания происходит в течении всей жизни человека, но основная его часть происходит в детстве. Самые большие достижения и интенсивный рост происходит до 5 лет.
Не зря говорят, что « после 5 лет уже перевоспитывать поздно».
Конечно это не окончательный приговор, но заключает в себе определенную правду, что человек до 5—и лет проходит достаточно большую часть своего развития. Это касается и физического и психического развития ( учится держать голову, переворачиваться, ходит, появляются зубы, появляется речь и т.д.).

Процесс роста и развития имеет такую особенность, что оно не проходит равномерно. В каждом этапе развития что то выступает вперёд. Например примерно в год ребёнок начинает ходить. Или до 3—х лет активно развивается речь.
Ещё одна специфика развития то, что качество этого процесса в разные периоды отличаются. Бывают периоды, когда развитие происходит менее заметно. Так сказать на «молекулярном» уровне. И здесь изменения постепенно накапливаются. Идёт количественный рост. Такие периоды мы называем стабильными. Стабильные периоды чередуются с периодами более бурно протекающих изменений. Когда накопленные количественные изменения резко, скачкообразно переходят в новое, другое качество. Например, когда появляется первая улыбка ребёнка и «комплекс оживления». Такие периоды мы называем кризисными.

Что такое возрастной кризис?— «это особые, относительно непродолжительные по времени ( до 1 года) периоды онтогенеза, характеризующимися резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития».
(Э. Эриксон)

Кризисных периодов человек в течении своей жизни проходит немало.
Это:
—кризис рождения
— кризис 1 года
— кризис 3—х лет
— кризис 7 лет
— подростковый кризис
— юношеский кризис
— кризис 30 лет
— кризис 40 лет
— пенсионный
— смерти.

В каждый кризисный период человек решает определенные внутренние психологические задачи, задачи роста и развития, которые в целом направлены на установление контактов либо с предметным миром, либо с социальным миром. Те периоды, которые направлены к социальному миру, проходят особенно бурно. Это кризисы 3 и подростковый кризис.

Хотя во всех кризисных периодах наблюдаются у детей общая характеристика — трудновоспитуемость.

Теперь давайте рассмотрим кризис 3—х лет.
Какие симптомы проявляются в этот период?
Что приобретает ребёнок успешно проходя его?
Какие сложности могут возникнуть, если ребёнок не совсем успешно решает задачи данного возраста?
Как помочь себе и своему ребёнку успешно проходить данный кризис?

Семизвездие симптомов:
Негативизм
Его надо различить от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребёнка идёт вразрез тому, что ему говорят взрослые. Например ребёнку говорят иди спать, а он не хочет пойти спать, потому что ему сейчас хочется ещё чуть чуть поиграть, то это будет отрицательной реакцией на просьбу родителей. А если, например, ребёнок играет во дворе и уже хочет вернуться домой, и в это время его зовут домой, а он сопротивляется и не идёт — вот это и есть негативизм. То есть ребёнок не хочет что — либо сделать только потому, что это предложил кто — то из взрослых. Т.е. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
Упрямство
Упрямство нужно отличить от простой настойчивости. И до кризиса ребёнок умеет настаивать на своём и добиваться своего. Упрямство — такая реакция ребёнка , когда он настаивает на чем — либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Скажем, ребёнка снова зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он не идёт. Мотивом поведения здесь служит то, что ребёнок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством.
Строптивость
От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Если негативизм направлена ко взрослому, то строптивость направлена против всему образу жизни, который сложился до трёх лет, против норм воспитания.
Своеволие
Оно заключается в тенденции ребёнка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребёнок хочет все делать сам.
Протест — бунт
Все в поведении ребёнка начинает носить протестующий характер. Как будто ребёнок все время находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частные детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан и следующий симптом.
Обесценивание
Ребёнок обесценивает все вокруг. Это может касаться даже любимых игрушек. Даже в хорошей семье ребёнок может начать ругаться, в его лексиконе могут появляться слова, которые означают все плохое, отрицательное.
Деспотизм
В семье с единственным ребёнком проявляется в том, что ребёнок стремится к деспотической власти над окружающими. Например, мать не должна уходить из дома и сидеть в комнате как он от неё требует. Ему должны достать все, что он требует. Стремится стать господином положения. В семье с несколькими же детьми этот симптом называется симптомом ревности. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям.

Ребёнок в раннем детстве — это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений с окружающими, с которыми он связан. В кризисе трёх лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребёнок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение в аффективно — волевой сфере, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребёнка. Эти симптомы говорят о том, что изменяется отношение ребёнка к людям, окружающим его, или к собственной личности. Если раньше взрослые «водили его за руку», то сейчас появляется тенденция «ходить самостоятельно».

У каждого ребёнка свои условия роста и развития, все дети сами по своей природе разные, к каждому ребёнку применяется свой способ воспитания. Каждый может за собой наблюдать, что не относится ко всем своим детям совершенно одинаково.
В силу всех этих факторов течение кризиса может быть очень разнообразна. У некоторых оно будет протекать незаметно, у других очень бурно, у некоторых будет по времени затягиваться. Но в любом случае у ребёнка должны появляться определенные изменения или как мы по другому называем новообразования периода:
— формирование особой формы самосознания «Я сам»!
— закладывание основы «системы Я». Становится важным достижение ( результат, успех в деятельности) и признание ( оценка взрослого).
— отделение ребёнком себя от окружающих
— овладение предметными действиями
— предметная игра
— активная речь.

При неблагополучном протекании кризиса и неправильных воспитательных воздействий возможны усугубление симптомов кризиса, что может выражаться в следующих проявлениях.

Второй пояс симптомов кризиса трёх лет:
Регрессия ранее приобретённых умений.
Внешние и внутренние конфликты
Невротические реакции
Ночные страхи
Неспокойный сон
Резкие затруднения в речи, заикание
Крайнее обострение негативизма, упрямства, гипобулические припадки.

Как пережить кризис?

— поощряйте самостоятельность ребёнка.
— если ругайте малыша, то только за проступок.
— сохраняйте спокойствие!
— давайте малышу право выбора.
— анализируйте ситуацию.
— просто любите ребёнка.

Задача родителя — помочь малышу пережить сложный период, поэтому ищите во всем положительные стороны, ведь все эти возрастные проявления помогут ребёнку научиться таким важным качествам, как настойчивость, терпение, самостоятельность и целеустремленность.



Просмотров: 119
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Кризис 30и 40 лет, что это такое?
  • Что может делать ребёнок в 8-9 лет?
  • Кризис трёх лет. Как правильно реагировать на поведение ребёнка
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Кризис 3х лет у детей. Как распознать и что делать?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Кризис 7 лет. Как распознать и что делать?
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Жизненный кризис. Часть 1. Что такое кризис и как понять, что вы в нем.
  • кризис 3 лет. Что делать?
  • Что делать, если у вас кризис? Как выйти из кризиса?
  • Что делать, если у психолога кризис в практике? Как из кризиса выйти победителем
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Экзистенциальный кризис: что это такое и как из него выйти? (Часть II)
  • Экзистенциальный кризис: что это такое и как из него выйти (Часть I)
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Что такое кризис 30-ти лет и почему он возникает у женщин?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Всё что скрывают от подростка. Кризис 16 - 25 лет.
  • Кризис 3-х лет. Как прожить это время?
  • Что чувствует ребёнок,когда его наказывают игнорированием.
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка от 1 года до 2 лет.
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Что хотят родители и что нужно ребёнку 4-6 лет
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое кризис и как его пройти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь