Как разобраться в своей жизни?

Автор статьи: Ольга Самохвалова

Если не удается добиваться своих целей, например

  • достаточно зарабатывать
  • получать удовольствие от отношений: с друзьями, любимым человеком
  • профессионально расти
  • достигать иных целей в работе (налаживать отношения в коллективе, быть эффективным лидером, руководителем)
  • и так далее

то стоит проанализировать структуру жизни: во что вкладывается энергия.

Чаще всего при НЕдостижении целей значимая часть жизни не осознается. Человек не замечает, куда "сливает" себя.

Есть очень понятная и простая схема анализа. Это рассмотрение способов структурирования времени. Этот инструмент разработан в системе транзактного анализа.

Первый способ - это уход или избегание. Человек "выпадает" из контакта, уходит в свои мысли, фантазии или просто физически покидает взаимодействие. Эта модель может появиться в результате подражания значимым фигурам (родителям, воспитателям) или как вариант акта самосохранения - ухода от травмирущего общения, ситуации. В основе ухода может лежать страх  Ребенка быть отвергнутым.

Второй - ритуалы. "Здравствуйте - здравстуйте", "Как вы поживаете?". Праздники, корпоративы, дни рождения. Это предсказуемые, социально-программируемые контакты. Все расписано, понятно, достаточно безопасно. Дистанция между людьми сохраняется, сближение не предполагается. 

Макаров В.В. иллюстрирует:

Ритуалы исполняются воспитанными, адаптивными Детьми под жестким контролем Родителей.

Ритуал позволяет уменьшить взаимные обязательства и вместе с тем снижает результат взаимодействия.

А в связи с тем, что Родительское состояние привносит много ограничений, а часто и напряжения, у многих ритуалов вслед за обязательной Родительской частью наступает освобождение Детского состояния, позволяющего расслабиться, получить удовольствие.

Так ритуальные собрания зачастую состоят из формальной и неформальной частей.

Во время празднования юбилея — сначала Родительская торжественная часть, затем Детское застолье. При защите диссертации — сначала Родительское заседание защитного совета, затем Детская часть — банкет.

В советскую эпоху — сначала лекция о международном положении с обязательным и гневным Родительским обличением «коварных планов международного империализма», затем буфет и танцы.

Времяпрепровождение или развлечение - третий способ. Так же, как и ритуалы, социально заданно. Однако времяпрепровождение требует определенной темы для общения. Дистанция присутствует, близость не достигается, поэтому возникает скука, чувство мимо проходящей жизни.

Для мужчин:

«А наутро» — обсуждается, кто сколько выпил, что совершил и как себя чувствует.

«Эта водка чище» — о достоинствах напитков.

«Он победит на выборах» — политические новости.

«Бизнес» — о том, как заработать побольше денег.

«А вот я вам расскажу про нее…» — донжуанские победы.

«На рыбалке», «На охоте» — названия говорят сами за себя. «Современный автомобиль» — марки машин, их достоинства и недостатки.

Для женщин:

«Гардероб» — в центре внимания фасоны одежды.

«Эти современные дети» — воспитание детей и их проступки.

«Все из-за него» — о муже-тиране и связанных с этим потерях.

«Обаятельный молодой человек» — о флирте.

«Кулинария» — передаются рецепты блюд.

«Как быть красивой» — о мерах поддержания привлекательности.

И для мужчин, и для женщин характерно развлечение «Цены» — обсуждаются различия цен в разных местах.

При времяпровождении задействовано Родительское и Детское эго-состояние. Тревога Ребенка снимается. 

Здесь разрешено посплетничать и дать коллективный пинок отсутствующим.

Деятельность. Четвертый способ структурирования времени. Цель - получение конкретного результата. В основном задействовано Взрослое эго-состояние. 

Игры, пятый тип. Это бессознательное взаимодействие из Детского эго-состояния с целью получения психологического выигрыша, раплаты. "Алкоголик", "Фригидная женщина", "Динамо", "Да, но...", "Деревянная нога" и так далее.

Близость, номер шесть. Это открытое, прямое взаимодействие, обмен настоящими (аутентичными) чувствами. Причем общение может быть как приятным, так и неприятным - когда честно и открыто обсуждается конфликтная ситуация.

В близости есть огромный риск, и ее опасаются все эго-состояния:

  • Родитель полагает, что это свойство слабака и сторонится ее, сводя ее до минимума.
  • Взрослый понимает, что открытость может выйти боком.
  • Ребенок опасается негативных последствий, подобных в детстве.

Однако, именно она отвечает за то самое состояние счастья. Сторонясь близости, ее непредсказуемости, человек заполняет свою жизнь играми, порой приходя с плачевному результату.

Итак, анализ своей жизни через призму способов структурирования времени может дать ответ, почему цель так и не достигается.

Хочется карьерного роста? Повышения продуктивности работы? Тогда стоит увеличить  спектр деятельности. Излишние ритуалы, развлечения, деструктивные игры оттягивают на себя энергию. Цели тут достигаются, но иные - неосознаваемые и разрушительные.

Хочется близких отношений? Возвращения чувства полноты жизни? Тогда стоит смело расширять спектр близости. Изучать эту тему, личностно расти.

Наложение этой схемы из шести пунктов:

уход
ритуалы
времяпрепровождение
деятельности
игра
близость

и удерживание ее в памяти помогает осознавать происходящее и становиться полноценным режиссером своей жизни, а не актером, играющим вторые роли.

Как разобраться в своей жизни



Просмотров: 388
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Как женщины сначала делают из мужчин "подкаблучников", а затем страдают от этого
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Дверь в спальню. "Охотники" и "жертвы" как способ существования в браке. Часть 2.
  • "Полноценность жизни" - как внутреннее состояние и фокус психолога
  • Почему при любом самостоятельном шаге "в плюс", вас сначала унесёт в "минус"?
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Я есть!!!" или как не исчезать из своей жизни.
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • "Цель жизни-жизнь с целью"(с)
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Как часто мы идем по дороге своей жизни на "автопилоте"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Как "проработанность в своей травме" помогает в жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь