Наверно один из самых частых вопросов, которые приходится слышать психологам – «И что с этим делать?»
Кстати, иногда психологи задают себе такой же вопрос по поводу этого вопроса:)) Потому что советов мы, как известно, не даём. Ну точнее можем давать, конечно, но как правило именно в тот момент, когда этот вопрос звучит, советы не очень уместны.
Тем не менее, здесь я попытаюсь обрисовать примерный алгоритм того, что делать, когда замечаешь у себя любую психологическую особенность, которую хотелось бы изменить.
Что делать: 1. Понять и признать, что есть проблема. Именно это требуется делать в самом начале. Потому что обычно вопрос «что делать?» возникает у нас раньше, чем мы успели переварить сам факт открытия и что-то почувствовать по этому поводу. Поэтому, как сказали бы гештальт-терапевты, первым делом – «побудь с этим».
2. Замечать. Следом наступает этап наблюдения. В большинстве случаев недостаточно просто понять, что у тебя есть какая-то проблема. Дело в том, что почти все наши проблемы остаются таковыми за счёт недостаточной осознанности, незаметного и автоматического функционирования. Поэтому следующим шагом нужно научиться замечать проявление «симптома», который хочется изменить. И это занимает определённое время.
Сначала мы учимся замечать его постфактум. Когда уже ситуация произошла, мы анализируем её и понимаем, что «ну вот, опять я в эту ловушку попался». Регулярно делая такой анализ, в какой-то момент мы вдруг успеваем отследить происходящее в тот самый момент. И дальше мы развиваем этот навык, пока не обучаемся в большинстве случаев вовремя замечать начало проявления нежелательной привычки.
3. Исследовать нюансы. Параллельно с развитием навыка замечать, мы исследуем различные нюансы проблемного состояния/реакции. В каких ситуациях появляется симптом? В каких нет? В чём ключевое отличие этих ситуаций? Какие ещё факторы влияют на появление симптома? Как он проявляется? Какие мысли/чувства/ощущения в теле/поведение его характеризуют? Каков механизм его появления и развития? Что происходит потом? И т.п. вопросы.
4. Выбрать более подходящий вариант поведения. После того как человек научился замечать сам момент включения нежелательной программы поведения/реагирования и достаточно изучил различные нюансы её проявлений, у него появляется выбор. То есть, он может решить, как именно ему поступать в данной ситуации. Может быть, в некоторых ситуациях та привычка, которая была автоматической, будет вполне уместна. А где-то он решит действовать совершенно другим образом.
К слову о наличии выбора. Периодически я сталкиваюсь с опасениями людей по поводу работы с психологом, которые формулируются примерно так: "Если я изменюсь, это уже буду не я. Мне всё равно, правильно ли я себя веду или нет, но я не хочу меняться". И при этом человек может страдать от своих привычек. Но считает, что психолог будет заставлять его отказаться от них и, таким образом, от себя.
Конечно, эти опасения не оправданы. Я даже не буду говорить, что привычки - не равно "Я". Не об этом речь. Речь о том, что задача психолога и психотерапевта - не "забирать" у человека один вариант поведения, меняя его на другой, а добавить ему осознанность и возможность выбирать варианты. Проблемой является ситуация, когда способ действия только один и он автоматический, не осознанный. И то, что делает психолог - помогает осознать, что именно происходит и как. И затем сознательно решать, как в этой ситуации действовать (исходя из желаний и потребностей самого клиента). Поэтому те варианты поведения, которые Вы раньше использовали, останутся в Вашем арсенале, никто их не заберёт.
5. Реализация нового поведения. Когда выбор сделан, наступает этап воплощения его в жизнь. Мы пробуем поступать так, как решили, получаем обратную связь и корректируем поведение.
Иногда для описания процесса психотерапии (да и любых психологических изменений) приводят метафору дороги. Когда человек приходит с проблемой к психологу, в контексте проблемной ситуации он едет по одной обочине дороги, без возможности использовать какой-либо другой путь. И для того, чтобы сдвинуться ближе к середине, приходится как бы преодолеть притяжение привычного пути.
Помните школьную физику с её космическими скоростями? Ускорение должно быть достаточным для преодоления гравитационного поля Земли. Вот так и здесь. И очень часто это ускорение поначалу бросает человека на противоположную обочину. Это нормальная ситуация. Если пытаетесь в себе что-то изменить, не пугайтесь того, что Вас переключило в противоположную полярность. Главное осознавать, что происходит, и продолжать работать над собой.
Результатом процесса (в этой метафоре) будет способность двигаться примерно по центру дороги с возможностью, когда требуется, свободно перемещаться к любому краю, выезжать на обочину с любой стороны и возвращаться обратно.
P.S. Здесь я попытался описать обобщённый алгоритм изменений. Конечно, в жизни всё гораздо более индивидуально и интересно.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.