Что делать? 5 шагов к изменениям

Автор статьи: Антон Самсонов

Наверно один из самых частых вопросов, которые приходится слышать психологам – «И что с этим делать?» 

Кстати, иногда психологи задают себе такой же вопрос по поводу этого вопроса:))
Потому что советов мы, как известно, не даём. Ну точнее можем давать, конечно, но как правило именно в тот момент, когда этот вопрос звучит, советы не очень уместны. 

Тем не менее, здесь я попытаюсь обрисовать примерный алгоритм того, что делать, когда замечаешь у себя любую психологическую особенность, которую хотелось бы изменить. 

Что делать: 
1. Понять и признать, что есть проблема. 
Именно это требуется делать в самом начале. Потому что обычно вопрос «что делать?» возникает у нас раньше, чем мы успели переварить сам факт открытия и что-то почувствовать по этому поводу. Поэтому, как сказали бы гештальт-терапевты, первым делом – «побудь с этим». 

2. Замечать. 
Следом наступает этап наблюдения. В большинстве случаев недостаточно просто понять, что у тебя есть какая-то проблема. Дело в том, что почти все наши проблемы остаются таковыми за счёт недостаточной осознанности, незаметного и автоматического функционирования. Поэтому следующим шагом нужно научиться замечать проявление «симптома», который хочется изменить. И это занимает определённое время. 

Сначала мы учимся замечать его постфактум. Когда уже ситуация произошла, мы анализируем её и понимаем, что «ну вот, опять я в эту ловушку попался». Регулярно делая такой анализ, в какой-то момент мы вдруг успеваем отследить происходящее в тот самый момент. И дальше мы развиваем этот навык, пока не обучаемся в большинстве случаев вовремя замечать начало проявления нежелательной привычки. 

3. Исследовать нюансы.
Параллельно с развитием навыка замечать, мы исследуем различные нюансы проблемного состояния/реакции. В каких ситуациях появляется симптом? В каких нет? В чём ключевое отличие этих ситуаций? Какие ещё факторы влияют на появление симптома? Как он проявляется? Какие мысли/чувства/ощущения в теле/поведение его характеризуют? Каков механизм его появления и развития? Что происходит потом? И т.п. вопросы. 

4. Выбрать более подходящий вариант поведения.
После того как человек научился замечать сам момент включения нежелательной программы поведения/реагирования и достаточно изучил различные нюансы её проявлений, у него появляется выбор. То есть, он может решить, как именно ему поступать в данной ситуации. Может быть, в некоторых ситуациях та привычка, которая была автоматической, будет вполне уместна. А где-то он решит действовать совершенно другим образом.

К слову о наличии выбора. Периодически я сталкиваюсь с опасениями людей по поводу работы с психологом, которые формулируются примерно так: "Если я изменюсь, это уже буду не я. Мне всё равно, правильно ли я себя веду или нет, но я не хочу меняться". И при этом человек может страдать от своих привычек. Но считает, что психолог будет заставлять его отказаться от них и, таким образом, от себя.

Конечно, эти опасения не оправданы. Я даже не буду говорить, что привычки - не равно "Я". Не об этом речь. Речь о том, что задача психолога и психотерапевта - не "забирать" у человека один вариант поведения, меняя его на другой, а добавить ему осознанность и возможность выбирать варианты. Проблемой является ситуация, когда способ действия только один и он автоматический, не осознанный. И то, что делает психолог - помогает осознать, что именно происходит и как. И затем сознательно решать, как в этой ситуации действовать (исходя из желаний и потребностей самого клиента). Поэтому те варианты поведения, которые Вы раньше использовали, останутся в Вашем арсенале, никто их не заберёт.

5. Реализация нового поведения.
Когда выбор сделан, наступает этап воплощения его в жизнь. Мы пробуем поступать так, как решили, получаем обратную связь и корректируем поведение.

Иногда для описания процесса психотерапии (да и любых психологических изменений) приводят метафору дороги. Когда человек приходит с проблемой к психологу, в контексте проблемной ситуации он едет по одной обочине дороги, без возможности использовать какой-либо другой путь. И для того, чтобы сдвинуться ближе к середине, приходится как бы преодолеть притяжение привычного пути. 

Помните школьную физику с её космическими скоростями? Ускорение должно быть достаточным для преодоления гравитационного поля Земли. Вот так и здесь. И очень часто это ускорение поначалу бросает человека на противоположную обочину. Это нормальная ситуация. Если пытаетесь в себе что-то изменить, не пугайтесь того, что Вас переключило в противоположную полярность. Главное осознавать, что происходит, и продолжать работать над собой.

Результатом процесса (в этой метафоре) будет способность двигаться примерно по центру дороги с возможностью, когда требуется, свободно перемещаться к любому краю, выезжать на обочину с любой стороны и возвращаться обратно.

P.S. Здесь я попытался описать обобщённый алгоритм изменений. Конечно, в жизни всё гораздо более индивидуально и интересно. 

Пробуйте, исследуйте, Живите!



Просмотров: 291
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Когда психолог чувствует себя неудачником. Что с этим делать?
  • Когда проблема есть, а психолога под рукой не оказалось... Чё делать-то?
  • "Экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях"; Е.В. Гришунина
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Что делать родителям, когда подросток задает " неудобные " вопросы?
  • Он опять ушел, потому что хочет общаться с другими. Что делать, когда мужчина приходит и уходит?
  • Он говорит - что проблема в вас. Когда есть сомнения, того ли мужчину вы выбрали.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • И, именно поэтому, так и происходит! Мозг оправданий без чувств.
  • Что делать, когда близкий человек стал делать ставки на деньги или попал в сети форекса?
  • Когда мы разговариваем ни о чем, наша жизнь в этот момент, становится никчемной
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Что делать, когда секс невозможен? Что делать, если у девушки вагинизм? Как устранить проблемы?
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Как говорить о своей злости своему близкому человеку и как научиться чувствовать и замечать себя.
  • Пути преодоления тревоги или что делать, когда не знаешь что делать
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Синдром эмоционального выгорания. Что делать, когда вы "дошли до ручки"?
  • Синдром "опустевшего гнезда". Что делать, когда дети вырастают.
  • Две терапевтические истории "Когда дети не хотят делать уроки"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь